Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в сказочную страну букв" (дифференциация ш - щ) для детей 6-7лет
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Абдусаламова Галина Геннадьевна

Конспект занятия по обучению грамоте. Дифференциация звуков и букв Ш - Щ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_sh_-_shch.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 103»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

«Путешествие в сказочную страну букв»

(дифференциация звуков [ш] [щ], букв Ш и Щ)  

для детей 6 – 7 лет

                                                            Учитель – логопед

                                    Абдусаламова Г.Г.

       

Курск 2018

Цель: дифференциация звуков [ш] [щ], букв Ш и Щ  изолированно, в слогах, в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать умение дифференцировать звуки [ш], [щ] в слогах, словах, предложениях;
  • закрепить зрительный образ букв Ш и Щ, учить различать на письме;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, зрительно-пространственные представления;
  • развивать конструктивную деятельность;
  • развивать умение работать с деформированным предложением;
  • развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навыки самоконтроля;
  • воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
  • воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.

Оборудование: плоскостные изображения мышонка и щенка, капли со слогами с буквами ш и щ, солнышко с отдельными лучиками, танграм на каждого ребёнка, схема машины, зелёные и синие квадратики на каждого ребёнка, демонстрационные карточки с «зашумлёнными» словами, демонстрационные карточки  с деформированным предложением, карточки с буквами, карточки со словами с пропущенными буквами, карточки с «портретами» мышонка и щенка, простые и цветные карандаши, ручки. Все карточки вклеены в индивидуальные тетради по обучению грамоте.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I.Оргмомент

Дети  становятся полукругом на ковре, здороваются

Логопед; А теперь возьмитесь за руки, закройте глазки и давайте настроимся на занятие.

Психологический настрой

            Мы спокойны, мы спокойны,

            Говорим всегда красиво,

            Чётко и неторопливо,

            Вспоминаем обязательно,

            Что учили на занятиях.

Логопед: А теперь проходите на свое места.

II.Основная часть

1.Ребята,  посмотрите, кто пришёл к нам в гости  (демонстрирует плоские изображения мышонка и щенка. Эти герои живут в сказочной стране букв.

У каждого из них есть любимая буква. У мышонка это буква Ш, а у щенка буква Щ. Ребята, а какие звуки есть у букв Ш и Щ.  Ответы детей. Давайте охарактеризуем эти звуки.

Дети: звук [ш] – согласный твёрдый глухой шипящий;

          звук [щ] – согласный  мягкий  глухой шипящий.

Логопед: Давайте сравним эти звуки, чем они похожи и чем отличаются.

Дети: они оба согласные, глухие шипящие, отличаются, тем, что звук [ш] – твёрдый, а звук [щ] – мягкий.

Логопед: а теперь давайте сравним буквы Ш и Щ.

Дети: они похожи тем, что у них 3 палочки стоят, а одна лежит. Отличаются тем, что у буквы Щ есть хвостик.

2.Ребята, а вы знаете, как появился хвостик у буквы Щ.  Логопед рассказывает сказку.

Сказка буквы – путешественницы

Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близняшки. И звали их одинаково «Ш», и стояли они рядышком. А буквы «Щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую речку, шар у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за одну из палочек. Тянула-тянула, пока не вытянула хвостик. Буква от испуга стала другой звук произносить – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ. С тех пор буква так и зовётся «Щ», а рыба с тех пор стала называться «щука». На берегу в то время стояли две буквы «А» и «Я». Попросила их буква «Щ» помочь выбраться на берег. Буква «Я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». А буква «А» смело вошла в реку и вытащила «Щ» на берег. С тех пор буква «Щ» не дружит с буквой «Я» и не разрешает ей становится после себя.

Вы запомнили, ребята, какая буква помогла букве Щ.

Ответы детей.

Давайте теперь повторим правило: Ща пишется с буквой а.

3.Мы совсем забыли про наших героев. А с ними вот что приключилось. Щенок и мышонок очень любили играть, гулять. Но вдруг налетела злая туча, закрыла солнце. Темно и неуютно стало в сказочной стране. Щенок и мышонок зовут нас на помощь. Ребята, мы поможем нашим героям?

Ответы детей. Для этого нам надо отправиться в сказочную страну. Давайте построим машину.

 Работа с танграмом  (звук занятия)

Логопед: Машины готовы. Отправляемся.

4. А пока едем поиграем в игру «Сигнальщики».

Ош, аш, ща, ще, щу, ше, яш

Щука, шёпот, щепка, мишка, лещ, вещи, бабушка, кошка, камыш. (первый лучик)

5.А вот и наша первая остановка. Щенок и мышонок строили заборчики из своих любимых букв, но злая туча привела с собой ветер, и он перепутал все буквы. Давай те поможем героям найти их буквы. Обведём букву Ш синим карандашом, а букву Щ зелёным карандашом. (второй лучик).

6.Логопед: Едем дальше.

Ой, какой дождь пошёл. Он размыл портреты наших героев. Давайте помогать. Восстановим портреты. Для этого обведите их по точкам.

(третий лучик).

7. А дождик оставил вам на столе свои капельки. Капельки не простые на них слоги с любимыми буквами щенка и мышонка. Давайте раздадим им слоги. Дети распределяют слоги на доске, читают их. (четвёртый лучик)

III.Физминутка (проводится под компьютерную презентацию, дети выполняют танцевальные упражнения под музыку).

8.Логопед: Едем дальше. Мышонок и щенок прислали вам новое задание. Ветер унёс из слов их любимые буквы, и теперь они не могут прочитать слова. Давайте вставим нужные буквы, прочитаем. (пятый  лучик)

А теперь соедините ниточкой слово с портретом героя, в зависимости от того, какая буква в слове. (шестой лучик)

9.Ребята, мы подъезжаем к сказочной стране букв. Смотрите, какие необычные деревья здесь растут. На них вместо листьев буквы. Они любят играть в прятки. Давайте попробуем прочитать слова. Работа с зашумлёнными словами (пища, шина). (седьмой лучик)

10.Звукобуквенный анализ слов из предыдущего задания. (восьмой лучик)

11.Работа с деформированным предложением. Собрать на доске. Перепечатать в тетрадь. (девятый лучик)

Ребята, смотрите какое у нас получилось яркое солнышко! Оно осветило всю сказочную страну. Как красиво стало тут! Мышонок и щенок говорят вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад.

IV. Итог занятия. Какое новое правило учили? Что понравилось на занятии? Что было трудно?

Приложения

Обведи Ш – синим карандашом, а Щ – зелёным карандашом.

Ш   Щ   И   П   Р   Ц   У   Ш   Б   Щ   И   П   Н

Щ   Ш   Щ   Ц   Ы   Й   Ч   Ш   Ц   Щ   Ш   Щ

Ю   Э   Щ   О   Ш   Ц   Ш   Ц   Ц   Щ   Щ   И  П  

Вставь буквы ш или щ.

ча … ка                 ве … и

ро … а                   ти … ина    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Страна Азербайджан» Интеграция образовательных областей Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализации, Познания

Страна   Азербайджан.Для детей дошкольного возраста.Цели и задачиСформировать у детей дошкольного возраста представление стране – Азербайджан.Познакомить детей с достопримечательностям...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Сказочный круговорот »

Конспект непосредственно-образовательной деятельности(образовательная область познавательное развитие)  с применением технологии ТРИЗ Тема: «Сказочный круговорот »...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по стране Звуколяндии" в старшей группе (для детей с общим недоразвитием речи)

План-конспект НОД "Путешествие по стране Звуколяндии" адресован для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ТНР). Работа ведется над звуком [а]....