Развитие речи дошкольника посредством двигательной деятельности
методическая разработка по теме
1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.
2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svet_val_vystup.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольника посредством двигательной деятельности
1 слайд. Анализируя развитие воспитанников дошкольных учреждений нашего города, отмечено, что с каждым годом растет число детей с нарушением речи, которые нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. В большинстве случаев это дети, которые вновь поступают в детский сад. По результатам медицинского осмотра в 2011 году выявлено, что у 55 % детей дефекты речи, а это ведет к недоразвитию монологической и диалогической речи, к трудностям в обучении чтению и письму, влечёт за собой низкую успеваемость ребёнка в школе, а также проблемы в общении с окружающими, и как следствие, проявление негативных качеств личности (раздражительность, замкнутость).
2 слайд. Возникшие проблемы подтолкнули меня к поиску новых форм работы по данному направлению. В своей педагогической деятельности я начала использовать разные методы, приёмы и средства, которые способствуют развитию речи. Одним из средств, которое помогает мне интересно и увлекательно вести работу по данной деятельности, является двигательная активность. Всем известно, что движение - это жизнь. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Прямая зависимость между двигательной деятельностью детей и развитием речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Таким образом, возникла необходимость создания системы работы, где двигательная деятельность выступала бы как средство развития речи дошкольника.
3 слайд. Долго думала над вопросом: как сделать правильно так, чтобы двигательная активность стала не только полезной для здоровья ребенка, но и способствовала развитию его речи?
Для создания данной системы я сформулировала задачи:
1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.
2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.
Приступив к работе, поняла, что положительные результаты в решении задач по речевому развитию дошкольников достигаются при использовании разнообразных форм двигательной деятельности. Работа по обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
4 слайд. Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи / и я в этом убедилась на собственном опыте/ являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, просыпательная гимнастика, подвижные игры.
Во время двигательной деятельности дети вместе с педагогом проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме. Зная, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, текст проговаривается эмоционально, выразительно, громко и чётко. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.
5 слайд. Неотъемлемой частью образовательной деятельности является физкультминутка, которую организую не только для снятия физического и умственного напряжения, но и для развития речи у детей. Использую физкультурную минутку по методике “Расскажем стихотворение руками”. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их, мысленно превращаясь в различных животных, птиц, сказочных героев.
6 слайд. Интересной и инновационной формой развития словаря дошкольников является фитнес – гимнастика, которая включает в себя комплекс упражнений, направленных на решение соматических, интеллектуальных и физических проблем. Фитнес – гимнастика -это методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах Санкт-Петербурга.. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам организма /не читать далее/.
Упражнения фитбол-гимнастики просты по структуре движений и включают в себя:
- дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания;
- звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах;
- закрепление лексических значений слов.
7 слайд. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления. Освоению каждого упражнения способствует фоновая музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребёнка координировать движение и речь. Интересна такая форма работы, как фитбол-сказки. В практической деятельности с детьми я использую русские народные сказки, написанные авторами А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой. Данный материал адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей дошкольных групп. В подготовительной группе я использую фитбол-сказки в качестве бодрящей просыпательной гимнастики после дневного сна, а также для коррекционной работы по развитию связной речи.
8 слайд. Прогулка – это событие, которого ждут с нетерпением дети. На прогулке организую подвижные игры. Чтобы игра стала более интересной и способствовала развитию речи, включаю в неё песни, считалки, детские стихи, стихи собственного сочинения. Большой популярностью у ребят пользуются речевые подвижные игры. В основе такого рода игр лежит импровизация движений. Для лёгкого запоминания обычно выбираю стихотворения с сюжетной линией. Тексты для спортивных и речевых игр учим с ребятами в свободное время, часто поручаю это ответственное задание родителям. Дети с удовольствием изображают и проговаривают то, о чём говорит воспитатель. Такие игры можно использовать в походе, на занятии, на спортивных досугах. В речевой игре ребята развивают не только речь, но и воображение, мышление память. Каждый ребёнок выражает свои чувства, эмоции, отношение к происходящему.
9 слайд. В дошкольном возрасте игровая деятельность занимает ведущее место. Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. В ходе предварительной речевой подготовки детям даю задания разной степени сложности:
- узнай у родителей значение слова;
- выучи стихотворение;
- узнай, откуда появилось это слово и т.д.
Такого рода задания, способствуют обогащению словарного запаса детей, самостоятельной поисковой деятельности.
В своей работе широко использую игры со спортивными атрибутами, которые дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, в том числе развивать словарь. Среди игр с предметами особое место занимают игры с кеглями, мячами, обручами, скакалками. С целью обогащения словаря ребёнка в игру включаются задании такие как, брось мяч товарищу и назови:
- части дерева;
- какие птицы прилетают к нам на участок зимой;
- какие деревья растут на участке;
- назови дни недели.
Для того чтобы работа по развитию речи шла более интересно, я использую такие игры как «Сравни». В игре дети объясняют качество двух объектов. Правила игры таковы: воспитатель встаёт в круг с мячом, называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок должен назвать слово противоположное по значению и бросает мяч воспитателю. Использую сравнения по
по вкусу: сладкий – горький;
по возрасту: молодой – старый;
по высоте: маленький – большой т.д.
Так дошкольники, занимаясь физкультурой, укрепляют своё здоровье и одновременно развивают речь.
10 слайд. С развитием речи особенно тесно связано развитие мелкой моторики. Движения рук, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом для развития и совершенствования речи ребёнка. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Поэтому для повышения уровня речевого развития ребенка, использую на занятиях и в играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемый «пальчиковый игротренинг». Что включает в себя “Пальчиковый игротренинг” вы видите на экране.
- Игры с пальчиками.
- Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
- Пальчиковые игры со скороговорками.
- Пальчиковые игры со стихами.
- Физкультминугки, пальчиковая гимнастика.
- Пальчиковый алфавит.
- Пальчиковый театр.
- Театр теней.
Пальчиковая гимнастика сопровождается стихами. В подготовительной группе я использую такой приём как сочинение детьми сказок. Я предлагаю придумать сказку и произношу первое предложение, изображая пальцами его сюжет. Для сказочных персонажей у нас придуманы изображения из пальцев. Ребята по цепочке продолжают сюжетную линию сказки, которую я записываю. Затем читаю вновь, и мы дружно проигрываем её на пальчиках. Детям очень нравиться фантазировать и выдумывать, обогащая свой словарный запас. Практикуя этот приём в старшей группе, я столкнулась с трудностью. Дети с большим трудом составляли предложения, мне постоянно приходилось им помогать. Работая в подготовительной группе, я заметила, что большинство детей не испытывают трудности при сочинении сказок, и большую роль в этом сыграл «пальчиковый игротренинг».
11 слайд. В воспитании и обучении детей большое значение имеет преемственность детского сада и семьи. Анкетирование и социологический опрос родителей позволил сделать выводы о том, что взрослых беспокоит проблема развития речи детей. 45 % родителей хотят, чтобы с их детьми занимался логопед, 25 % родителей сами занимаются развитием словаря с детьми дома. Просветительская работа с родителями по развитию речи строится в разных направлениях: а это проведение родительских собраний, наглядное информирование, консультации, показ непосредственно образовательной деятельности. Часто организуем музыкально-спортивные мероприятия, где активными участниками являются дети и их родители. Каждому мероприятию предшествует серьёзная предварительная работа. Родителям и детям даются задания: отгадайте загадку, объясните значение предложенного выражения, назовите ряд слов одним словом, подберите слова противоположные по значению и т.д. Во время спортивного мероприятия родители совместно с детьми придумывают название команды, девиз, короткие стишки, сказки, рисуют буквы, предметы. Вместе радуются успехам и достижениям.
Таким образом, благодаря проделанной работе, родители осознают, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Правильное понимание поставленных задач, а также своевременное их решение плавно подводит дошкольника к следующей ступени детства – школе.
Подводя итоги работы, уверенно могу сказать, что в сложившейся системе моей деятельности по данной теме прослеживаются стабильно высокие показатели развития речи дошкольника на протяжении двух лет. По результатам мониторинга образовательной области «Коммуникация» в 2012 году высокий уровень составил - 58%, а в 2013 году возрос на 9%. В группе создано здоровьесберегающее социопространство, что способствует проведению высокой двигательной деятельности в течение дня. Моя воспитанница Даша Наимушина стала победителем городского конкурса художественного слова «Моя Россия»/а это и моя большая победа/.
Следовательно, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути развития речевых и двигательных навыков дошкольника.
Тема: В поисках сокровищ. Автоматизация звука [р].
(познавательное занятие в подготовительной группе ).
Задачи:
1. Учить детей четко произносить звуки [р], [р'].
- Уточнить артикуляцию звуков [р], [р'].
- Активизация и обогащение словаря по теме «Птицы».
4. Развивать координацию движений, пространственные представления, мелкую моторику.
5. Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитывать интерес к подвижным играм, спортивным состязаниям.
Оборудование: карта острова, разрезанная на части, зеркало, обручи, маты, модули, ребус, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, лента, тренажеры, шкатулка с «сокровищами», аудиокассета «Звуки природы. Шум моря», «Звуки природы. Пение птиц».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Дети, вы когда-нибудь мечтали найти клад или сокровище?
- Сегодня ваша мечта может осуществиться. Посмотрите, что я нашла. Мне кажется, что это загадочный план Острова сокровищ. Давайте его соберем. Дети собирают план Острова сокровищ).
- О чем нам говорит эта карта?
- Какие здесь слова?
- А какую букву размыло водой? (сок_овище, пеще_а, го_а, мо_е, ост_ов).
- Вы хотите отправиться искать сокровище?
- Как найти сокровище. Как вы думаете, где оно находится на карте? (в пещере, на острове).
- А где находится остров? (в море).
- Значит, нам нужно добраться до моря. Давайте подойдем к Волшебному зеркалу, вспомним, как правильно произносить звуки [р], [р'] и расскажем про них. Они какие? (согласные, звонкие). Чем они отличаются ?
- Звук [р] твердый, а звук [р'] мягкий.
- А теперь отправляемся в путь.
Инструктор по физвоспитанию:
Построение в шеренгу. Ходьба друг за другом со сменой направления. Ходьба на носках, руки в стороны. Ходьба на пятках, руки за голову. «Паучки» поползли.
- Нам нужно спешить, давайте теперь побежим. Легкий бег, бег «змейкой», по диагонали, с ускорением.
Построение в две шеренги. Упражнение на дыхание.
- Мы с вами шли все вместе, а теперь каждый пойдет своей дорогой (дети занимаются на тренажерах).
Воспитатель:
- Послушайте, вы ничего не слышите?
- Мы с вами подходим к морю (звучит музыка шум моря).
- Садимся в лодочку и поплыли. Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
- Взяли в руки бинокль. Посмотрите направо, посмотрите налево. Пальчиковая гимнастика «Бинокль». Не видно еще острова?
- Слышите, как волны бьются о берег. Изобразите волны.
Игра с волной.
Учитель-логопед изображает волну при помощи длинной ленты на палочке. Дети наблюдают за движениями «волны». Как только «волна» начинает накатывать на берег (педагог двигается к детям, дети убегают. Волна откатывается в море (педагог отходит), и дети снова подбегают к кромке моря.
- Не боитесь воды?
- Тогда садитесь в одну большую лодку.
Дети сидят друг за другом, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Имитируют движения гребли на веслах.
Динь-дон, динь-дон,
Мы на лодочке плывем
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает-
Вправо лодочку качает,
Влево лодочку качает.
Динь-дон, динь-дон,
Дружно к берегу гребем,
Вправо к берегу гребем
Влево к берегу гребем
К берегу пристала лодка
Мы на берег прыгнем ловко.
Инструктор по физвоспитанию:
- Вот мы с вами и на острове.
- Устали в лодке сидеть?
- Давайте потанцуем.
Дети исполняют ритмичные движения под музыку «Чунга-Чанга».
- Давайте, обследуем остров.
Полоса препятствий, основные движения:
- Подлезание под дугу.
- Прыжки из круга в круг.
- Перекатывание «бревнышко».
- Приставной шаг.
Ходьба по следам к пещере.
- Посмотрите, вход в пещеру закрыт.
- Чтобы пещера открылась, нужно выполнить задания, которые записаны на пещере.
1 задание – заселите птицами остров.
Эстафета «Нарисуй птицу».
Дети делятся на две команды. Первые участники команды бегут к листкам бумаги и маркером рисуют какую-либо одну часть птицы и возвращаются к командам. Далее следующая пара участников продолжает рисунок, дорисовывая какую-либо часть птицы. Далее следующая пара продолжает рисунок.
Воспитатель:
- Придумайте название нарисованной птице. Каких вы знаете птиц в названии которых есть звук [р] (ворона, королек, грач, скворец).
- Угадайте, какая птица поселилась на острове.
Р Ч Г А
Читать название нужно, начиная с самой большой буквы.
- Молодцы, теперь на острове поселилось много птиц. (Звучит мызыка «Звуки природы. Пение птиц»).
Инструктор по физвоспитанию:
2 эстафета – «Поделите птиц».
Дети делятся на две команды. По сигналу первые участники команд добегают до коробки, берут картинку с изображением птицы. Задача участников: зимующую птицу положить в правый обруч, а перелетную в левый вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.
Воспитатель:
3 задание - «Поймай птичку».
Дети удочкой (Карандаш с магнитиком) ловят картинки с изображением птиц (на каждую картинку закреплена скрепка) и составляют предложение о птице. (Сорока сидит на дереве).
- Молодцы вы работали очень дружно и справились со всеми заданиями. Теперь на острове живет много птиц, а мы с вами стали ловкими, умными и смелыми.
- Посмотрите, пещера открылась. Давайте искать в пещере сокровище. (Дети в сухом бассейне ищут шкатулку с «сокровищами»).
Упражнение на развитие силы голоса.
- Мы с вами нашли сокровище. Давайте громко-громко крикнем «Ура!», а еще громче, теперь тихо, еще тише. Шепотом.
- Хорошо, теперь можно открывать шкатулку.
- Посмотрите, сколько здесь лежит драгоценностей и в каждой из них маленький секрет. Дети открывают звездочки и находят в каждой из них букву.
Р Ж У Б А Д
- Сколько букв нашли? Составьте из них слово.
- Какое у вас получилось слово? – Дружба.
- Значит, какое сокровище мы с вами нашли?
- Как вы думаете, почему нам удалось найти сокровище.
- Нам пора возвращаться домой. Пока лодка несет нас к родным берегам мы будем спать и слушать музыку волн.
Мышечная релаксация «Морские волны».
Дети лежат на ковриках с закрытыми глазами. (Звучит музыка «Звуки природы. Шум моря»).
Итог.
3.2. Двигательная сказкотерапия для дошкольников
В основе психологических игр, проведенных с использованием коррекционных мячей, лежат все общеразвивающих упражнения, разученные ранее. Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми является принцип повторности, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки.
Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми младшего дошкольного возраста, когда педагог рассказывает сюжет сказки, сопровождая ее выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становиться скучным и однообразным повторением.
Для детей старшего возраста фитбол-сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания детей в группе, когда дети находятся еще в полусонном состоянии, педагог предлагает детям прослушать сказку с закрытыми глазами и запомнить ее. Такое постепенное пробуждение полезно для детей, так как быстрый подъем часто может быть причиной негативного настроения. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении малышей ряд ассоциаций и образов, тем самым, представляя собой один из вариантов мнемотехники (эйдотехники), позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс. Каждое упражнение требует предварительного разучивания и многократного закрепления в свободной деятельности.
Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. В практической деятельности с детьми (практикум по фитбол – гимнастике) мы использовали сказки, написанные авторами А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой. Данный материал адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей дошкольных групп (Приложение 1).
Игры, связанные со сказочными сюжетами, характеризуются не только разнообразием движений, но и свободой их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, воспитанники испытывают радость от реализации физических и умственных сил.
3.3. Игры старших дошкольников с фитболами
Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Среди множества детских игр особое внимание отводится подвижным играм, которые разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли, правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В- третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.
Все игры дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами (могут быть сюжетные и бессюжетные) и спортивные игры.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Использование фитболов (мячей) в этих играх придаёт играм более творческий характер, усиливает терапевтический эффект.
Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами, и только к шести – семи годам дети готовы к участию в спортивных играх. Бессюжетные игры очень блики к сюжетным – в них лишь нет образов, которым они подражают. В основе таких игр лежит выполнение определённых двигательных заданий с простейшими правилами. Основная цель бессюжетных игр с фитболами – двигательная корректировка развития воспитанников. Перед педагогом ставится задача научить детей действовать в соответствии с инструкцией, что приучает их ориентироваться в пространстве, развивает ловкость, находчивость, быстроту реакции.
В работе с детьми дошкольного возраста используются также игры – забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. Фитболы позволяют разнообразить эти игры, они дарят детям радость и здоровье.
Игры с фитболами можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и повседневной работе (занятиях, прогулке, самостоятельных играх детей, развлечениях и в качестве индивидуальной работы). Множество таких игр направлены на коррекцию и развитие всех свойств внимания: концентрацию, переключаемость, устойчивость и распределение (Приложение 1) .
Следует отметить, что эффективность игр обуславливается не только содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в которой учитываются возрастные особенности, смена периодов двигательной активности, интервалы для отдыха и дифференцированной оценки деятельности детей.
Упражнения для верхних дыхательных путей
Весёлое лесное путешествие
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь –
свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчёлку ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья
поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,
стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат
и деятельность головного мозга)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами....
Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"
Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....
Опыт работы "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Обобщение опыта работы. Мультимедийная презентация....
Проект "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет онЖизненной тропой! Г. Попова...
Презентация на тему: "Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора"
Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора...
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»
МБДОУ детский сад № 388 г.о. Самара Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности» Воспитатель: Б...
Консультация для педагогов на тему "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"
В данной консультации предложен опыт работы воспитателя по теме "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"....