Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
консультация (старшая группа) на тему

Зайцева Екатерина Владимировна

Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou_detskiy_sad.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №2 «Юбилейный»

с. Александровское

Консультация для воспитателей

                               

«Развитие речи дошкольников посредством        театрализованной деятельности» .

Подготовила :

Воспитатель Зайцева Е.В.

2015 год

        «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…»

        А.С.Макаренко

           Связная устная речь существует в двух формах: диалогическая и монологическая. У детей вызывает построение монологической речи, так как требует достаточной мотивации, определенного уровня развития планируемой деятельности, высокого уровня речевого развития. Текст должен быть последовательным, логичным, точным, выразительным в языковом оформлении.                                                                                                   Одним из эффективных средств развития связной речи является театрализация. Театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием развития речевой активности детей. Драматизация, наиболее распространенный вид детского творчества. Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в ткоторые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

        - словаря;

        - грамматического строя;

        - диалогической и монологической речи;

        - совершенствованию звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:

        - выбор темы;

        - передача знакомого содержания;

        - сочинение;

        - исполнение от лица персонажей.

Театрализованная включает также игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а так же игры, развивающие воображение, память, внимание, наблюдательность.                   При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными.                                                           Театрализованные игры проходят поэтапно.                                                           Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.                          Анализ психолого- педагогической литературы позволяет констатировать, что, понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные средства (мимика, жесты, поза).

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). Поэтому работу в этом направлении проводят начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», А.Барто «Лошадка», «Прогулка по лесу»).                   Учат детей находить выразительные средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных).                                                                                                Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).                                                                                      Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).                                                                                         В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр» и др.).                Закрепляются умения сочетать движения с речью ( пальчиковые игры, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота», «Сидит ворон на дубу»).                                                                           Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница осень», мини-сценка «Еж чистюля», «Аист длинноногий», «Лиса и журавль», исценировка стихотворения А.Тараскиной «Воробей»).                                                              Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Хозяйка и кот», «Собака и кошка»).      В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка «Вежливые слова», мини-сценка «Брусничка», театрализованные игры «Листопад», «Кто колечко найдет»).                                                                           Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля «Мыльная сказка», инсценировка «На базаре», «В гостях у Мойдодыра», спектакль по сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Двенадцать месяцев», кукольный театр «Петушок – голосистое горлышко».    

В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка «совершенствуется звуковая сторона речи, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью изъяснятся ясно, четко. У него улучшается диалогическая, монологическая речь и ее грамматический строй.                                                  

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования связной речи, эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:                                                       - единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;                 - насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;                                                                                                      - постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;                                - наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;        - совместного участия в данном процессе  детей и взрослых (педагогов и родителей).    

      Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность является «сказкотерапия», «куклотерапия». Особенность используемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной связной речью.                              

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Работа по развитию языковой личности дошкольника, включает два направления:                                                        - игровую сказкотерапию;                                                                                                     - специальные занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок.            Существует целое направление, получившее название куклотерапии. Это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.  В качестве основного приема воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя, логопеда).                                                                                  Встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ребенку спрятаться и раскрыться. В кукольном театре очень важно развитие связной речи. Артист должен помнить текст, вовремя произнести его, одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Развитие связной речи при формировании историко-географических представлений у дошкольников

Консультация для воспитателей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова Королевой Л.В. Эта тема затрагивает широкий спектр материала, включая в себя все реги...

Консультация для воспитателей « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи через театрализованную деятельность"

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работник...

Консультация для воспитателей « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

« Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему "Развитие связной речи дошкольника".Презентация включает в себя:- целевая аудитория;- форма взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС;- актуально...

Консультация для воспитателей. Развитие диалогической речи дошкольника в процессе общения со взрослыми.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники".

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он  будет долго и напрасно   мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&r...