Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
МБДОУ детский сад № 388 г.о. Самара
Консультация для воспитателей
«Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»
Воспитатель: Белякова А.В.
Самара 2017.
Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, а так как ведущим видом деятельности является игра, то игровую деятельность нужно максимально использовать с целью речевого развития детей.
Игра должна реализовать обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Виды игр:
Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения, речевых функций
Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.
Настольно-печатные, дидактические игры. Используются как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания, активизации и обогащения словаря
В группах должна быть подборка (картотека) дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Театрализованные игры- эффективный метод развития речи . Они имеют интегрированный характер и включают в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи.
Игры – драматизации на основе литературных произведений служат источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи, словарной и грамматической работы. Знакомство детей с театрализованными играми начинается с младшего дошкольного возраста.
Игры с правилами (подвижные) Они помогают снять нагрузку, а также решить дидактическую задачу, используются как часть занятия или в качестве физкультминутки.
Сюжетно-ролевые игры усложняются в зависимости от возраста детей, помогают детям проигрывать сюжеты из повседневной жизни и оречевлять их. Развивают коммуникативные навыки и умение вести диалог.
Начиная работу во второй младшей группе, в первую очередь следует уделить внимание развитию мелкой моторики руки, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью, а также вниманию к речи взрослого и звукам окружающего мира, тем самым еще и развивается слуховое внимание ребенка.
Хочу остановиться подробнее на некоторых видах игр.
Игры с мячом
Помогают развивать ловкость рук и решают определенные речевые задачи.
Игра “Назови слово” – встаем в круг, воспитатель кидает любому ребенку мяч ( и говорит «Я кидаю слово СТОЛ»), задача ребенка поймать и подобрать обобщающее слово (Мебель) и т.д. используем слова всех обобщающих групп. Можно так в игре закрепить название детенышей диких животных, учить образовывать слова в уменьшительно – ласкательной форме: «Назови себя ласково по имени», «Назови предмет ласково». Играть с мячом можно попарно, когда дети бросают или катают мяч по полу, называя слова определенной тематической группы, по очереди, кто последним назвал слово, тот и победитель.
Игра с мячом «Что из чего сделано?,» , «Какой предмет?» (ложка – железная, кровать – деревянная,), «Подберем слова» - шапка- меховая, шапка- вязаная, шапка – детская и.т.д, подбираем по нескольку определений к данному существительному)
Игра «Один – много» (стол – столы, перо-перья)
Игра «Скажи наоборот» (подбираем антонимы)
Игра «Придумай предложение с заданным словом»
Словесные игры
“Размытое письмо”
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Материал. Игрушечный зайка. Воспитатель:
- Зайка получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Зайка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Братец-Заяц».
Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.
“Дополни предложение.”
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
“Кто найдёт больше небылиц.”
Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).
Главное, подбирая игры, проявлять творчество, варьировать их проведение для поддержания детского интереса.
Успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyakova_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 388 г.о. Самара
Консультация для воспитателей
«Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»
Воспитатель: Белякова А.В.
Самара 2017.
Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, а так как ведущим видом деятельности является игра, то игровую деятельность нужно максимально использовать с целью речевого развития детей.
Игра должна реализовать обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Виды игр:
Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения, речевых функций
Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.
Настольно-печатные, дидактические игры. Используются как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания, активизации и обогащения словаря
В группах должна быть подборка (картотека) дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Театрализованные игры- эффективный метод развития речи . Они имеют интегрированный характер и включают в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи.
Игры – драматизации на основе литературных произведений служат источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи, словарной и грамматической работы. Знакомство детей с театрализованными играми начинается с младшего дошкольного возраста.
Игры с правилами (подвижные) Они помогают снять нагрузку, а также решить дидактическую задачу, используются как часть занятия или в качестве физкультминутки.
Сюжетно-ролевые игры усложняются в зависимости от возраста детей, помогают детям проигрывать сюжеты из повседневной жизни и оречевлять их. Развивают коммуникативные навыки и умение вести диалог.
Начиная работу во второй младшей группе, в первую очередь следует уделить внимание развитию мелкой моторики руки, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью, а также вниманию к речи взрослого и звукам окружающего мира, тем самым еще и развивается слуховое внимание ребенка.
Хочу остановиться подробнее на некоторых видах игр.
Игры с мячом
Помогают развивать ловкость рук и решают определенные речевые задачи.
Игра “Назови слово” – встаем в круг, воспитатель кидает любому ребенку мяч ( и говорит «Я кидаю слово СТОЛ»), задача ребенка поймать и подобрать обобщающее слово (Мебель) и т.д. используем слова всех обобщающих групп. Можно так в игре закрепить название детенышей диких животных, учить образовывать слова в уменьшительно – ласкательной форме: «Назови себя ласково по имени», «Назови предмет ласково». Играть с мячом можно попарно, когда дети бросают или катают мяч по полу, называя слова определенной тематической группы, по очереди, кто последним назвал слово, тот и победитель.
Игра с мячом «Что из чего сделано?,» , «Какой предмет?» (ложка – железная, кровать – деревянная,), «Подберем слова» - шапка- меховая, шапка- вязаная, шапка – детская и.т.д, подбираем по нескольку определений к данному существительному)
Игра «Один – много» (стол – столы, перо-перья)
Игра «Скажи наоборот» (подбираем антонимы)
Игра «Придумай предложение с заданным словом»
Словесные игры
“Размытое письмо”
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Материал. Игрушечный зайка. Воспитатель:
- Зайка получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Зайка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Братец-Заяц».
Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.
“Дополни предложение.”
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
“Кто найдёт больше небылиц.”
Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).
Главное, подбирая игры, проявлять творчество, варьировать их проведение для поддержания детского интереса.
Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами....
Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"
Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"...
Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности".
Здоровый, физически развитый ребенок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели, мы работники...
Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности".
Консультация для воспитателей детского сада....
Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности".
Консультация для воспитателей детского сада....
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»
Игра должна реализовать обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение прогр...