Проект "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша! Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он Жизненной тропой! Г. Попова
Актуальность проекта Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту. Проблема. Уровень развития связной речи не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Цели и задачи проекта Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности. Задачи: 1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников. 2. Разработать перспективные планы по театрализованной деятельности. 3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка. 4. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Участники проекта
Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, логопед.
Проект игровой, творческий, групповой Продолжительность проекта – долгосрочный (январь-май) Механизм реализации проекта Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта | I этап (подготовительный) | январь- 2015 г | 1. Выявить уровень развития связной речи детей. 2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству. 3. Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов 4. Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта. | II этап (основной) | февраль- апрель 2015 г | 1. Пополнить развивающую среду 2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка. 3. Познакомить детей с искусством театра и его видами 4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику 5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи | III этап (заключительный) | май- 2015 г | 1. Выпустить тематический альбом «Театры родного города» 2. Организовать открытый просмотр драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников 1-й и 2-й младшей группы. 3. Обобщить опыт работы на педсовете. |
Прогноз 1. Развитие речи дошкольников: совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения. 2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества. 3. Обогащение театрального уголка 4. Повышение культурного уровня дошкольников Критерии оценки результативности проекта 1. Диагностика детей группы 2. Анкетирование родителей 3. Фото- и видеоматериалы 4. Анализ проведенных мероприятий 5. Обобщение опыта Предполагаемый продукт деятельности 1. Разработка перспективного плана по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» 2. Оформление альбома «Театры родного города» 3. Обновление эстетического пространства группы 4. Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей. 5. Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников 1-й и 2-й младшей группы 6. Оформление стенгазеты «Мы – артисты» Список литературы 1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с. 2. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, 1994. – 128с. 3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с. 4. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 5. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») 6. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») 7. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью). |