Комплексное тематическое занятие по познавательному и речевому развитию старшего дошкольного возраста. Тема "Одеваемся красиво".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Комплексное тематическое занятие по познавательному и речевому развитию старшего дошкольного возраста.
Тема «Одеваемся красиво».
Программное содержание:
1.Закрепление представлений детей о предметах одежды, закреплять умения соотносить назначение предметов одежды с особенностями их внешнего вида (строения, деталей, отделки. Материалов и пр.).
2. Совершенствовать умения составлять описательные монологи с помощью моделирования.
3. Обогащение словаря за счёт новых слов (сезонная, демисезонная, модель, модельер и др.) Активизация словаря.
4. Упражнение в образовании относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образовании существительных в форме родительного падежа, единственного и множественного числа.
5.Закрепление умения правильно обобщать предметы одежды разных видов по родовым отношениям «одежда».
6. Совершенствовать движения артикуляционного аппарата, за счёт имитационных упражнений.
7. Воспитывать интерес к рассматриванию и рассказыванию о предметах одежды, бережное отношение к своей одежде.
Предварительная работа:
- Рассматривание картинок с моделями одежды.
- Рассматривание картинок с сезонными видам одежды.
- Рассматривание образцов тканей, куда входит обсуждение на тему «Из какой ткани, что можно сшить».
- Беседа на тему «Как ухаживать за одеждой».
- Рисование на тему «Я иду гулять».
- Дидактическая игра «Одень куклу», где предлагается одеть куклу на прогулку, на праздник, на пляж, на лыжную прогулку и др.
- Игры «Что изменилось?», «Найди отличия».
- Артикуляционная гимнастика: имитационные упражнения:
∗ Представьте, что ваши губы – это молния на сумочке, а мы её будем расстё-гивать и застёгивать.
Упражнение «застёгивание и расстёгивание молнии»: улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удержать их в таком положении под счёт до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнуть молнию).
∗ У нас есть воротник с широкими и узкими краями.
Упражнение «Воротник с широкими и узкими краями»: чередовать положение «широкого» и «узкого» воротника. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык (воротничок с острыми краями).
∗ Пришивать воротники мы будем сначала на ручной, а потом на электри-ческой швейной машинке.
Упражнение «Шьём на разных швейных машинках»: широко открыть рот, поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «т - т - т» (шьём на ручной швейной машинке), «д – д – д» (шьём на электрической швейной машинке).
Оборудование:
- Игрушечный микрофон.
- Ширма.
- Пиджак, галстук, шляпа – атрибуты для создания образа модельера.
- Набор картинок с изображением предметов одежды.
- Предметы детской одежды для одевания моделей.
- Модель по описанию одежды.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
(Дети сидят на диванчиках или стульчиках, а воспитатель с микрофоном выступает в роли ведущего телевизионной передачи)
- Добрый день, дорогие телезрители! В эфире телевизионная передача «Одеваемся красиво». Сегодня у нас в гостях дети старшей группы детского сада № 91.
О теме нашего разговора: сегодня мы поговорим о том, как мы одеваемся, как и во что одеваются окружающие нас люди и вообще … . Какая бывает одежда и нужна ли она нам!
- Уважаемые гости, на нашей передаче вам придётся очень много говорить, вас снимают телевизионные камеры, и, чтобы ваша речь была чёткой, точной и выразительной, нам необходимо провести небольшую разминку для губ и языка.
Артикуляционная гимнастика.
- Перед нами большие и маленькие пуговицы. Сначала мы выбираем большие, затем маленькие.
Упражнение «Большие и маленькие пуговицы»: максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы «трубочкой» (маленькая пуговка).
- Пришивать пуговицы мы будем вот такой тоненькой и острой иголочкой.
Упражнение «Иголочка»: вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счёт до пяти – шести.
- Строчка у нас должна получиться тонкая, ровная.
Упражнение «Строчка»: кончик языка «иголочка» ритмично касается верхней губы начиная с угла рта.
2.Вводная часть.
- Замечательно подготовились! А какие вы сегодня пришли нарядные, красивые, опрятные!
(Педагог с микрофоном подходит к детям и проводит «блиц-опрос» каждого из присутствующих).
«Блиц – опрос»: (все ответы дети отвечают по одному, затем повторяют все вместе)
- Скажите, в чём вы пришли на нашу передачу?
- Шорты, рубашка, платье, юбка – как можно назвать всё это одним словом?
- Для чего нужна одежда?
- Из чего шьют одежду?
- Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей? (Женская, мужская, детская) Чем она отличается?
- Чем еще отличается одежда? Ее носят в разное время года. Как называется одежда, которую носят зимой? (Зимняя)
- А одежда, которую носят летом? (Летняя)
- А кто знает, как по-другому называется одежда, которую носят осенью и весной? (Демисезонная).
- Вы очень хорошо подготовились к нашей сегодняшней теме, и я с большим удовольствием открываю новую страничку нашей программы. Но перед тем как её открыть предлагаю немного подвигаться.
3. Основная часть.
- Умеем ли мы с вами красиво одеваться? Так звучит её название. Помочь разобраться в этом вопросе я приглашаю известного модельера Петра Петровича Зайчикова.
(Воспитатель заходит за ширму, надевает галстук, шляпу, пиджак и выходит в образе модельера).
- Здравствуйте, дорогие дети! Мне бы очень хотелось узнать: а умеете ли вы красиво одеваться? Как я, например! Вам необходимо разделиться на две команды. Каждая команда выбирает свою модель, которую, по моей команде, должна будет красиво одеть в предложенную одежду. Важно определить, какая одежда, здесь лишняя.
Конкурс на самую красиво одетую модель. Оценивается быстрота одевания и правильность подбора одежды. После конкурса, «модельер» задаёт дополнительные вопросы об одежде, надетой на моделях.
Работа над относительными прилагательными.
- Скажите, пожалуйста, если эта кофточка сшита из шёлка, значит она какая? (Эта кофточка шёлковая.) Юбка из шерсти? ( Юбка шерстяная.) Сарафан из ситца? (Ситцевый сарафан.) Брюки из вельвета? (Вельветовые брюки.)
- Я вижу, что вы прекрасно осведомлены в вопросах одежды, моды, умеете красиво одеваться. И теперь я очень надеюсь, что вы поможете мне правильно оформить мой журнал моды. Могу ли я поместить на одной странице эти картинки? (Выставляются варианты картинок.)
- Платье, свитер, шапка, колготки.
- Рубашка, карман, юбка, шуба.
- Шорты, футболка, сарафан, шуба.
Что лишнее? Докажите, почему?
Физкультминутка:
Образно- игровые этюды «На подиуме» (имитация показа мод: «подиумный шаг» движения под музыку в разных ритмах,).
- А теперь, самое важное в нашем журнале моды. Нам надо рассказать об одежде, которая будет представлена на его страницах и описать её. А помогут нам вот эти картинки (показывает модель). Послушайте, пожалуйста, как это сделаю я, а потом вы сами будете, как настоящие комментаторы модного показа, описывать предметы одежды, которые будут вам предложены. Вы будете описывать, а я за вами записывать, чтобы успеть отдать в печать.
«Модельер» обращается к детям, показывая карточку №1 (название) и ставит её в пустой карман. Эта карточка будет означать название одежды, которую вы будете описывать: «Это блузка».
Показывает карточку №2 (назначение).
-Глядя на эту карточку надо будет рассказать, для чего нужна людям одежда?(«Одежда нужна для защиты своего тела (от холода, от повреждений и т.д.), чтобы быть красивым.»)
Показывает карточку№2а (виды).
-Ребята посмотрите, а эта карточка что может рассказать нам об одежде? (повседневная, нарядная, спортивная). ?(«это праздничная блузка, потому что она яркая и украшена красивыми рюшками, у неё перламутровые пуговицы»)
Показывает карточку№2б (половозрастная).
-Посмотрите, а эта карточка, что нам показывает, для кого предназначена эта блузка? «женская, для девочек, потому что, у неё есть рюшки, у неё выделена линия талии.)
Логическое упражнение: предлагается 4 обруча, которые, пересекаются друг с другом. В каждый обруч вкладывается изображение одного из силуэтов (мужчины, женщины, мальчика, девочки). Дети раскладывают предложенные карточки с разной одеждой.
Показывает карточку№2в (сезоны)
-Что изображено на этой карточке? А почему наше нижнее изображение выглядит так странно? Как мы можем связать эту карточку с одеждой?
Показывает карточку№3(материал).
-Ребята, как вы думаете, из какого материала может быть эта блузка? («Модельер» задаёт наводящие вопросы).
Показывает карточку№4(части).
-Посмотрите, из каких частей состоит блузка? (спинка, две полочки, планка с пуговками, а другая с петельками, воротник, два рукава у которых есть манжеты с пуговками).
Показывает карточку№5 (цвет).
-Ребята, а какого цвета эта блузка?
Показывает карточку№5а (форма).
-Какая одежда или деталь одежды имеет форму треугольника, прямоугольника, круга?
Показывает карточку№5б (размер).
-Ребята, а как вы думаете на какой признак указывает эта карточка? (большой размер, маленький размер).
Показывает карточку№6 (отношение).
-Что можно выразить глядя на эту карточку? (нравится, не нравится, безразличие или не вызывает ни каких эмоций).
-Ребята, как вы думаете помогла ли мне модель описать блузку?
- А, теперь и вы попробуйте смотря на модель, описать выбранную вами одежду.
- Замечательно, ребята! Огромное вам спасибо за помощь! Вот теперь я всё успею! До свидания!
(«Модельер» уходит за ширму. От туда возвращается телеведущий)
4. Заключительная часть.
- Наша телепередача подходит к концу. Мы благодарим гостя, побывавшего у нас в гостях.
( Воспитатель подходит к детям с микрофоном.)
- Скажите, вам понравилась на нашей программе? О чём мы с вами сегодня говорили? Что интересного вы узнали? Кто был у нас в гостях? А я вам предлагаю нарисовать свои модели одежды, и кто знает, может быть и ваши модели скоро появятся на страницах модного журнала.
Дорогие телезрители! До новых встреч!
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Пересказ сказки «Заячья избушка» с помощью метода моде-лирования.
Цель: обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
- Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи.
- Уметь использовать модель не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.
- Уметь строить полные выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.
- Совершенствовать развитие повествовательного монолога.
- Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа:
- Прочтение сказки. Её обсуждение (Про кого эта сказка? Что случилось с зайкой? Кто хотел ему помочь? Как помог петушок зайцу?)
- Словарная работа (Избушка, лубяная, клочки по закоулочкам, коса, шпоры)
- Рассказывание сказки по ролям.
- Рваная аппликация героя сказки.
- Лепка петушка.
- Рисование в технике сухая кисть главного героя.
Оборудование:
1. Игрушка зайца (би-ба-бо).
2. Сундучок с сюрпризами.
3. Модель сказки.
4. Записка
Ход занятия:
Восп.: - Ребята, посмотрите, кого я к вам привела. Я его встретила по дороге в садик. Мне кажется, у него что-то случилось. А как вы считаете?
(Входит заплаканный, грустный заяц)
- Почему вы так думаете?
(Дети начинают описывать настроение зайчика: он грустный, плачет, у него слёзки и т.д.)
- Зайчишка, что с тобой случилось? Какая беда приключилась? Ты нам с ребятами расскажи, может мы тебе помочь сможем.
Заяц: - Ой, ребятки, как же мне не плакать? Был у меня домик лубяной, а у лисы ледяной. Весной у неё домик ручьём убежал, она ко мне в гости попросилась, да и выгнала меня же из моего маленького, хорошенького домика. (Заплакал опять) Брёл я, брел, куда глаза глядят, да со страниц своей сказки и вывалился.
Восп.: Не плачь, зайка, мы читали твою сказку, и помочь тебе сможем. Ребята вы догадались, из какой сказки зайчик?
Дети: - Да! Из сказки «Заюшкина избушка».
Восп.: - Сказку мы вспомнили, а отправить зайку в неё нам поможет наш волшебный сундучок.
(Воспитатель вносит сундучок)
«Сундучок наш отворись, в помощь зайке пригодись».
(Дети открывают сундучок, воспитатель достаёт модель сказки, записку и читает её детям)
«Помочь зайчишке сможет тот,
Кто сказку эту соберёт,
И рассказать зайчишке сможет!»
Но перед тем как мы начнём рассказывать сказку предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка: «Вышел зайчик»
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
- Молодцы!
(Воспитатель предлагает детям взять части модели сказки. Рассмотреть их. Вспомнить события, изображённые на карточках. С помощью воспитателя, дети воспроизводят сюжет сказки по частям, сохраняя порядок событий.)
Заяц: - Спасибо вам, ребята, за помощь! Теперь я смогу вернуться в свою сказку! (уходит)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени
Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели....
Музыкальное комплексно-тематическое занятие"Жить - с песней дружить" для старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Музыкальное занятие посвященно разнохарактерной русской народной песни - лирическая, плясовая, хороводная....
Подборка презентаций к занятиям по познавательной области для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с календарно - тематическим планированием и календарем жизни ДОУ (ссылки на интернет - ресурсы)
Предлагаю вниманию педагогам подборку презентаций со ссылками на интернет-ресурсы к занятиям по познавательной области для детей старшего дошкольного возраста. Каталогк презентаций составлен в соответ...
Открытое комплексное занятие для познавательного и речевого развития детей раннего возраста с 9 до 12 месяцев с применением инновационных технологий:"В гости к нам пришёл дружок"
Цель: Дать представление о домашнем животном – собачке. Развивать познавательный интерес к нему через различные действия с ним. ...
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию старшего дошкольного возраста
Тема: «Разноцветное лето». Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Ху...
Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в «Книгоград»
Cоздание условий для формирования представлений о разнообразии книг....