Комплексное тематическое занятие по познавательному и речевому развитию старшего дошкольного возраста. Тема "Одеваемся красиво".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Раевская Ольга Сергеевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspodezhda.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное тематическое занятие по познавательному и речевому развитию старшего дошкольного возраста.

Тема «Одеваемся красиво».

Программное содержание:

   1.Закрепление представлений детей о предметах одежды, закреплять умения соотносить назначение предметов одежды с особенностями их внешнего вида (строения, деталей, отделки. Материалов и пр.).

   2. Совершенствовать умения составлять описательные монологи с помощью моделирования.

   3. Обогащение словаря за счёт новых слов (сезонная, демисезонная, модель, модельер и др.) Активизация словаря.

  4. Упражнение в образовании относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образовании существительных в форме родительного падежа, единственного и множественного числа.

  5.Закрепление умения правильно обобщать предметы одежды разных видов по родовым отношениям  «одежда».

6. Совершенствовать движения артикуляционного аппарата, за счёт имитационных упражнений.

   7. Воспитывать интерес к рассматриванию и рассказыванию о предметах одежды, бережное отношение к своей одежде.

Предварительная работа:

- Рассматривание картинок с моделями одежды.

- Рассматривание картинок с сезонными видам одежды.

- Рассматривание образцов тканей, куда входит обсуждение на тему «Из какой ткани, что можно сшить».

- Беседа на тему «Как ухаживать за одеждой».

- Рисование на тему «Я иду гулять».

- Дидактическая игра «Одень куклу», где предлагается одеть куклу на прогулку, на праздник, на пляж, на лыжную прогулку и др.

- Игры «Что изменилось?», «Найди отличия». 

 - Артикуляционная гимнастика: имитационные упражнения:

 Представьте, что ваши губы – это молния на сумочке, а мы её будем расстё-гивать и застёгивать.

Упражнение «застёгивание и расстёгивание молнии»: улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удержать их в таком положении под счёт до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнуть молнию).

 У нас есть воротник с широкими и узкими краями.

Упражнение «Воротник с широкими и узкими краями»: чередовать положение «широкого» и «узкого» воротника. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык (воротничок с острыми краями).

 Пришивать воротники мы будем сначала на ручной, а потом на электри-ческой швейной машинке.

     Упражнение «Шьём на разных швейных машинках»: широко открыть рот, поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «т - т - т» (шьём на ручной швейной машинке), «д – д – д» (шьём на электрической швейной машинке).

Оборудование:

  1. Игрушечный микрофон.
  2. Ширма.
  3. Пиджак, галстук, шляпа – атрибуты для создания образа модельера.
  4. Набор картинок с изображением предметов одежды.
  5. Предметы детской одежды для одевания моделей.
  6. Модель по описанию одежды.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

(Дети сидят на диванчиках или стульчиках, а воспитатель с микрофоном выступает в роли ведущего телевизионной передачи)

- Добрый день, дорогие телезрители! В эфире телевизионная передача «Одеваемся красиво». Сегодня у нас в гостях дети старшей группы детского сада № 91.

     О теме нашего разговора: сегодня мы поговорим о том, как мы одеваемся, как и во что одеваются окружающие нас люди и вообще … . Какая бывает одежда и нужна ли она нам!

- Уважаемые гости, на нашей передаче вам придётся очень много говорить, вас снимают телевизионные камеры, и, чтобы ваша речь была чёткой, точной и выразительной, нам необходимо провести небольшую разминку для губ и языка.

Артикуляционная гимнастика.

- Перед нами большие и маленькие пуговицы. Сначала мы выбираем большие, затем маленькие.

     Упражнение «Большие и маленькие пуговицы»: максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы «трубочкой» (маленькая пуговка).

- Пришивать пуговицы мы будем вот такой тоненькой и острой иголочкой.

     Упражнение «Иголочка»: вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счёт до пяти – шести.

- Строчка у нас должна получиться тонкая, ровная.

     Упражнение «Строчка»: кончик языка «иголочка» ритмично касается верхней губы начиная с угла рта.

2.Вводная часть.

- Замечательно подготовились! А какие вы сегодня пришли нарядные, красивые, опрятные!

(Педагог с микрофоном подходит к детям и проводит «блиц-опрос» каждого из присутствующих).

«Блиц – опрос»: (все ответы дети отвечают по одному, затем повторяют все вместе)

- Скажите, в чём вы пришли на нашу передачу?

- Шорты, рубашка, платье, юбка – как можно назвать всё это одним словом?

- Для чего нужна одежда?

- Из чего шьют одежду?

- Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей? (Женская, мужская, детская) Чем она отличается?

- Чем еще отличается одежда? Ее носят в разное время года. Как называется одежда, которую носят зимой? (Зимняя)

- А одежда, которую носят летом? (Летняя)

- А кто знает, как по-другому называется одежда, которую носят осенью и весной? (Демисезонная).

- Вы очень хорошо подготовились к нашей сегодняшней теме, и я с большим удовольствием открываю новую страничку нашей программы. Но перед тем как её открыть предлагаю немного подвигаться.

 3. Основная часть.

- Умеем ли мы с вами красиво одеваться? Так звучит её название. Помочь разобраться в этом вопросе я приглашаю известного модельера Петра Петровича Зайчикова.

(Воспитатель заходит за ширму, надевает галстук, шляпу, пиджак и выходит в образе модельера).

 - Здравствуйте, дорогие дети! Мне бы очень хотелось узнать: а умеете ли вы красиво одеваться? Как я, например! Вам необходимо разделиться на две команды. Каждая команда выбирает свою модель, которую, по моей команде, должна будет красиво одеть в предложенную одежду. Важно определить, какая одежда, здесь лишняя.

Конкурс на самую красиво одетую модель. Оценивается быстрота одевания и правильность подбора одежды. После конкурса, «модельер» задаёт дополнительные вопросы об одежде, надетой на моделях.

 Работа над относительными прилагательными.

- Скажите, пожалуйста, если эта кофточка сшита из шёлка, значит она какая? (Эта кофточка шёлковая.) Юбка из шерсти? ( Юбка шерстяная.) Сарафан из ситца? (Ситцевый сарафан.) Брюки из вельвета? (Вельветовые брюки.)

- Я вижу, что вы прекрасно осведомлены в вопросах одежды, моды, умеете красиво одеваться. И теперь я очень надеюсь, что вы поможете мне правильно оформить мой журнал моды. Могу ли я поместить на одной странице эти картинки? (Выставляются  варианты картинок.)

     - Платье, свитер, шапка, колготки.

     - Рубашка, карман, юбка, шуба.

     - Шорты, футболка, сарафан, шуба.

Что лишнее? Докажите, почему?

Физкультминутка:

 Образно- игровые этюды «На подиуме» (имитация показа мод: «подиумный шаг»  движения под музыку в разных ритмах,).

- А теперь, самое важное в нашем журнале моды. Нам надо рассказать об одежде, которая будет представлена на его страницах и описать её. А помогут нам вот эти картинки (показывает модель). Послушайте, пожалуйста, как это сделаю я, а потом вы сами будете, как настоящие комментаторы модного показа, описывать предметы одежды, которые будут вам предложены. Вы будете описывать, а я за вами записывать, чтобы успеть отдать в печать.

   

«Модельер» обращается к детям, показывая карточку №1 (название) и ставит её в пустой карман. Эта карточка будет означать название одежды, которую вы будете описывать: «Это блузка».

Показывает карточку №2 (назначение).

-Глядя на эту карточку надо будет рассказать, для чего нужна людям одежда?(«Одежда нужна для защиты своего тела (от холода, от повреждений и т.д.), чтобы быть красивым.»)

Показывает карточку№2а (виды).

-Ребята посмотрите, а эта карточка что может рассказать нам об одежде? (повседневная, нарядная, спортивная). ?(«это праздничная блузка, потому что она яркая и украшена красивыми рюшками, у неё перламутровые пуговицы»)

Показывает карточку№2б (половозрастная).

-Посмотрите, а эта карточка, что нам показывает, для кого предназначена эта блузка? «женская, для девочек, потому что, у неё есть рюшки, у неё выделена линия талии.)

Логическое упражнение: предлагается 4 обруча, которые, пересекаются друг с другом. В каждый обруч вкладывается изображение одного из силуэтов (мужчины, женщины, мальчика, девочки). Дети раскладывают предложенные карточки с разной одеждой.

Показывает карточку№2в (сезоны)

-Что изображено на этой карточке? А почему наше нижнее изображение выглядит так странно? Как мы можем связать эту карточку с одеждой?

Показывает карточку№3(материал).

-Ребята, как вы думаете, из какого материала может быть эта блузка? («Модельер» задаёт наводящие вопросы).

 Показывает карточку№4(части).

-Посмотрите, из каких частей состоит блузка? (спинка, две полочки, планка с пуговками, а другая с петельками, воротник, два рукава у которых есть манжеты с пуговками).

Показывает карточку№5 (цвет).

-Ребята, а какого цвета эта блузка?

Показывает карточку№5а (форма).

-Какая одежда или деталь одежды имеет форму треугольника, прямоугольника, круга?

 Показывает карточку№5б (размер).

-Ребята, а как вы думаете на какой признак указывает эта карточка? (большой размер, маленький размер).

Показывает карточку№6 (отношение).

-Что можно выразить глядя на эту карточку? (нравится, не нравится, безразличие или не вызывает ни каких эмоций).

-Ребята, как вы думаете помогла ли мне модель описать блузку?

- А, теперь и вы попробуйте смотря на модель, описать выбранную вами одежду.

 - Замечательно, ребята! Огромное вам спасибо за помощь! Вот теперь я всё успею! До свидания!

    

(«Модельер» уходит за ширму. От туда возвращается телеведущий)

4. Заключительная часть.

- Наша телепередача подходит к концу. Мы благодарим гостя, побывавшего у нас в гостях.

( Воспитатель подходит к детям с микрофоном.)

- Скажите, вам понравилась на нашей программе? О чём мы с вами сегодня говорили? Что интересного вы узнали? Кто был у нас в гостях? А я вам предлагаю нарисовать свои модели одежды, и кто знает, может быть и ваши модели скоро появятся на страницах модного журнала.

Дорогие телезрители! До новых встреч!

Конспект занятия по развитию речи в средней  группе.

Пересказ сказки «Заячья избушка» с помощью метода моде-лирования.

Цель: обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

  1. Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи.
  2. Уметь использовать модель не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.
  3. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  4. Обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.
  5. Уметь строить полные выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.
  6. Совершенствовать развитие повествовательного монолога.
  7. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа:

- Прочтение сказки. Её обсуждение (Про кого эта сказка? Что случилось с зайкой? Кто хотел ему помочь? Как помог петушок зайцу?)

- Словарная работа (Избушка, лубяная, клочки по закоулочкам, коса, шпоры)

- Рассказывание сказки по ролям.

- Рваная аппликация героя сказки.

- Лепка петушка.

- Рисование в технике сухая кисть главного героя.

Оборудование:

1. Игрушка зайца (би-ба-бо).

2. Сундучок с сюрпризами.

3. Модель сказки.

4. Записка

Ход занятия:

Восп.: - Ребята, посмотрите, кого я к вам привела. Я его встретила по дороге в садик. Мне кажется, у него что-то случилось. А как вы считаете?

(Входит заплаканный, грустный заяц)

 - Почему вы так думаете?

(Дети начинают описывать настроение зайчика: он грустный, плачет, у него слёзки и т.д.)

- Зайчишка, что с тобой случилось? Какая беда приключилась? Ты нам с ребятами расскажи, может мы тебе помочь сможем.

Заяц: - Ой, ребятки, как же мне не плакать? Был у меня домик лубяной, а у лисы ледяной. Весной у неё домик ручьём убежал, она ко мне в гости попросилась, да и выгнала меня же из моего маленького, хорошенького домика. (Заплакал опять)  Брёл  я, брел, куда глаза глядят, да со страниц своей сказки и вывалился.

Восп.: Не плачь, зайка, мы читали твою сказку, и помочь тебе сможем. Ребята вы догадались, из какой сказки зайчик?

Дети: - Да! Из сказки «Заюшкина избушка».

Восп.: - Сказку мы вспомнили, а отправить зайку в неё нам поможет наш волшебный сундучок.

(Воспитатель вносит сундучок)

«Сундучок наш отворись, в помощь зайке пригодись».

(Дети открывают сундучок,  воспитатель  достаёт  модель сказки, записку и читает её детям)

«Помочь зайчишке сможет тот,

Кто сказку эту соберёт,

И рассказать зайчишке сможет!»

Но перед тем как мы начнём рассказывать сказку предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка: «Вышел зайчик»

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

- Молодцы!

 (Воспитатель предлагает детям взять части модели сказки. Рассмотреть их. Вспомнить события, изображённые на карточках. С помощью воспитателя, дети воспроизводят сюжет сказки по частям, сохраняя порядок событий.)

Заяц: - Спасибо вам, ребята, за помощь! Теперь я смогу вернуться в свою сказку! (уходит)

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени

Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели....

Музыкальное комплексно-тематическое занятие"Жить - с песней дружить" для старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Музыкальное занятие посвященно разнохарактерной русской народной песни  - лирическая, плясовая, хороводная....

Подборка презентаций к занятиям по познавательной области для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с календарно - тематическим планированием и календарем жизни ДОУ (ссылки на интернет - ресурсы)

Предлагаю вниманию педагогам подборку презентаций со ссылками на интернет-ресурсы к занятиям по познавательной области для детей старшего дошкольного возраста. Каталогк презентаций составлен в соответ...

Открытое комплексное занятие для познавательного и речевого развития детей раннего возраста с 9 до 12 месяцев с применением инновационных технологий:"В гости к нам пришёл дружок"

Цель: Дать представление о домашнем животном – собачке. Развивать познавательный интерес к нему через различные действия с ним.                  ...

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию старшего дошкольного возраста

Тема: «Разноцветное лето». Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Ху...

Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...