Конспект занятия по познавательно - речевому развитию старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колесникова Елена Григорьевна

Тема: «Разноцветное лето».

 

Образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Программное содержание: Закрепление знаний детей о временах года. Обобщение представления о лете. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы. Отметить особенности северного лета. Развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Предварительная работа:

1. Наблюдения на прогулке.

2.Чтение и заучивание стихов о временах года.

3. Рассматривание иллюстраций с изображением лета.

4. Дидактические игры: «Какое это время года?», «Когда это бывает?», «Угадай, что лишнее?»

5. Рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов.

6. Рисование деревьев и кустарников, летних пейзажей.

7. Отгадывание загадок о временах года.

Материал: пакет, загадки, репродукция с картины ……, репродукции с картин художников-пейзажистов о временах года, музыка Чайковского «Времена года», рисунки детей с изображением деревьев, ёлочек, акварель, кисточки, салфетки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_izo_raznotsvetnoe_leto.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД «РАЗНОЦВЕТНОЕ ЛЕТО»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Разноцветное лето».

Направление: «Познавательно-речевое развитие».

Образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Программное содержание: Закрепление знаний детей о временах года. Обобщение представления о лете. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы. Отметить особенности северного лета. Развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Предварительная работа:

1. Наблюдения на прогулке.

2.Чтение и заучивание стихов о временах года.

3. Рассматривание иллюстраций с изображением лета.

4. Дидактические игры: «Какое это время года?», «Когда это бывает?», «Угадай, что лишнее?»

5. Рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов.

6. Рисование деревьев и кустарников, летних пейзажей.

7. Отгадывание загадок о временах года.

Материал: пакет, загадки, репродукция с картины ……, репродукции с картин художников-пейзажистов о временах года, музыка Чайковского «Времена года», рисунки детей с изображением деревьев, ёлочек, акварель, кисточки, салфетки.

Ход занятия.

I. Воспитатель: Ребята, ваши друзья – первоклассники прислали вам пакет. Как вы думаете, что в нем может быть?

Ответы детей (дети стоят около воспитателя).

Воспитатель: открывает пакет, вынимает карточки с загадками и записку, читает: «Дорогие «почемучки»! Нам очень хочется узнать, как вы занимаетесь в детском саду, как готовитесь к школе?

Посылаем вам загадки про наше любимое время года, которое так быстро прошло. Попробуйте отгадать наши загадки. Ваши друзья-первоклассники.». Вы любите отгадывать загадки? Попробуем отгадать их?

Ответы детей:

Воспитатель загадывает загадки:

1. На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга).

2. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь).

3. Вот по небу мчится конь-

Из–под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим

И раскалывает тучи,

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит. (Гроза).

4. Утром падаю всегда-

Не дождинка, не звезда-

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса).

5. Даже куры ищут тень

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи, за месяц это? (Июль).

Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. Садитесь и скажите, про какое время года были загадки?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему вы так решили?

Ответы детей: Загадки были про дождь, грозу, росу, радугу, жару.

Воспитатель: А какие ещё признаки лета вы знаете?

Ответы детей: Летом растут и цветут растения, созревают ягоды, фрукты, овощи, в лесу появляются грибы; колосятся. созревают хлеба; деревья, кустарники покрыты зелёными листьями; много птиц, насекомых; самые длинные дни и короткие ночи.

Воспитатель: А какое лето у нас на Севере?

Ответы детей: Лето на Севере короткое. Летом начинается обильное цветение растений. Наступают белые ночи. В воздухе появляется большое количество насекомых.

Воспитатель: Как животным живётся летом? Чем они питаются?

Ответы детей: Животным тепло, много пищи.

Воспитатель: Чем занимаются взрослые в сельской местности летом?

Ответы детей: Взрослые заготавливают сено, ухаживают за посевами, убирают хлеба.

Воспитатель: (обобщает высказывания детей)

II. Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, хорошо или плохо летом?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Хорошо-плохо». Вначале вы скажете, почему хорошо летом, а потом, почему плохо. Итак, летом хорошо – почему?

Ответы детей: Тепло. Не нужно надевать много одежды.

Воспитатель: Летом плохо, потому что…

Ответы детей: Очень жарко. Кусают комары.

Воспитатель: У каждого времени года есть что-то хорошее, что-то плохое. Но, несмотря ни на что, лето – это прекрасное время года! Вы согласны со мной?

Ребята, Многие художники очень любили лето и изображали его на своих полотнах.

III. Воспитатель: Посмотрим, что нам еще прислали друзья? (Вынимает репродукцию картины Ребята, посмотрите, какую прекрасную картину прислали нам наши друзья. (Дети, стоя, рассматривают картину. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года»). Что изображено на этой картине?

Ответы детей: Березы на фоне голубого неба. Вдали темнеет лес.

Воспитатель: Посмотрите, какие великолепные березы, а какое небо! Лазоревое!

Воспитатель: Написал эту картину художник. Как называются художники, изображающие природу?

Ответы детей: Художники – пейзажисты.

Воспитатель: Когда художник увидел эти березы, которые сверкали на фоне голубого неба леса, он был поражен их красотой. И сразу же запечатлел на своем полотне это чудо. Много лет назад художник написал эту картину, а люди до сих пор любуются, восхищаются красотой этого пейзажа. (Музыка смолкает).

IV. Воспитатель: Садитесь поближе, посмотрите еще раз внимательно на картину и представьте, что вы находитесь среди этих берез. Что вы слышите?

Ответы детей: (сорока где-то стрекочет и т.д.).

Воспитатель: Что вы чувствуете? Что вам хочется?

Ответы детей: (потрогать эти березки,).

Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем шепчутся ваши веточки?

Ответы детей: Какое красивое небо! Лазурное! Как ярко светит солнце. Как прекрасно!

Воспитатель: молодцы! Вот видите, какое прекрасное время года лето! Как тепло и красиво летом!

VВоспитатель: А в пакете еще что-то есть! Посмотрите! Конверт и записка! (читает)

«Дорогие «почемучки»! мы рады, что вы тоже любите лето и много знаете о нём. А не забыли ли вы другие времена года? Посылаем вам игру «Угадай, что лишнее?» надеемся, что вы так же хорошо справитесь с этой игрой, как справились с загадками!

Воспитатель: (Достает репродукции с картин художников о всех временах года) Художники изображали не только лето, но и другие времена года!

(Дети рассматривают картины и определяют, какое время года изображено на той или иной репродукции. Затем на ковре играют в игру «Угадай, что лишнее?»)

VI. Воспитатель: Молодцы, не забыли вы и зиму, и осень, и весну. А знаете, что еще прислали вам ребята? Свои рисунки. И просят вас угадать, какое время года на них изображено. Как вы думаете, какое это время года?

Ответы детей: Лето – потому что елочка зеленая. Зима – дерево без листьев. Осень, весна – деревья без листьев.

Воспитатель: Елочка зеленая бывает круглый год. Дерево без листьев и весной и поздней осенью. Весна? Ручейков нет. Какая-то непонятная картина. Давайте сделаем ее летней. Полюбуемся еще немного красотой летнего пейзажа! Что для этого нужно? Чего не хватает?

Ответы детей: зелёных листьев, травы, цветов.

Воспитатель: Давайте дорисуем.

(Дети и воспитатель садятся за столы и начинают рисовать. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года».) Ребята! Не только художникам нравится лето. Поэты тоже восхищаются летней природой и пишут стихи. А вы знаете стихотворения про лето?

VII.Воспитатель: Вот теперь у нас получилась летняя картина. Сколько зелени! Как красиво! Ребята, а вам нравится летняя природа? А как нужно относиться к природе?

Ответы детей: Относиться к природе нужно бережно: не ломать веточки у деревьев, не рвать цветы. Не разбрасывать мусор, не загрязнять водоемы.

Воспитатель: Художники, как правило, называют свои картины. Вы сейчас тоже были художниками. Давайте как-нибудь назовем свои картины.

(Дети дают названия картинам: «Жаркое лето», «Летом», «Разноцветное лето»; рассматривают их, обмениваются впечатлениями).

Воспитатель: А сейчас скажите, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? А что для вас было трудным?

Ответы детей:

Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли, рисовали. Молодцы! Спасибо!

Ребята! А какое время года наступило?

Ответы детей: осень.

Воспитатель: А вам нравится осень? На следующем занятии мы поговорим с вами об осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ОСЕННИЕ ИСТОРИИ"

Основной программой в нашем ДОУ является программа "Детство". В настоящее время самой используем является игровая технология. Я в своей работе в старшей и подготовительной группе уже длительное время ...

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени

Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели....

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «В гости к Винни-Пуху»

Систематизировать знания о приметах весенних месяцев; развивать словесно – логическую память, воображение, мышление. Формировать навыки связанно – речевых высказываний, упражнять в образов...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Насекомые»

Цель: закреплять умение, составлять рассказ по плану воспитателя и его пересказывать; употреблять все формы косвенных падежей, имен существительных в единственном числе; понимать логико-грамматические...

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для старшего дошкольного возраста на тему «Космос»

Занятие призвано обобщить полученные знания о космосе; закрепить знания ориентировки в пространстве и на плоскости; продолжить формирование элементарных математических представлений.  Целью ...