Перспективно-тематическое планирование совместной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие». Старший дошкольный возраст (5-7 лет) (Разработала воспитатель Шакурова А.З.)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематическое планирование совместной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие». Старший дошкольный возраст (5-7 лет) (Разработала воспитатель Шакурова А.З.)
Основные цели и задачи
Развитие речи
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Месяц | Раздел циклограммы ОД | Образовательная деятельность | Литература, методические пособия, наглядно-демонстрационный материал |
Сентябрь | Игры на развитие речи | Переезжаем на новую квартиру. Цель. Научить детей различить предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь. | Швайко Г.С.,с.8 |
Пальчиковые игры | Скачет зайчик.
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. Пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими в стороны и вперёд. | Картотека пальчиковых игр по Н.В.Полтавцевой | |
Артикуляционная гимнастика | Весёлый язычок. Цель. Развитие мимических мышц лица, в частности щёк и губ. | Майорова Ю.А., с.13 | |
Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество. | Заучивание стихотворения А.Л. Барто «Резиновая Зина». Цель. Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки. | Максаков А.И., с.71 | |
Октябрь | Игры на развитие речи | Скажи наоборот. Цель. Формировать умение подбирать антонимы к глаголам. | Ушакова О. С.,с.124. |
Пальчиковые игры | Пальчики здороваются.
Я здороваюсь везде- Дома и на улице. Даже «Здравствуй!» говорю Я соседской курице. Повстречал ежонка ёж: «Здравствуй, братец! Как живёшь?» 1.Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. 2. Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев. | Картотека пальчиковых игр по Н.В.Полтавцевой | |
Артикуляционная гимнастика | Чаепитие. Цель. Развивать умение правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперёд. Глубоко вдыхаем носом и плавно выдыхаем ртом. | Майорова Ю.А., с.18 | |
Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество. | Сказки из стишков. Цель. Вызвать у детей устойчивый интерес к литературному чтению и творчеству, формировать навыки грамотной речи, способствовать развитию воображения и логики. | Танникова Е.Б., с.14 | |
Ноябрь | Игры на развитие речи | Отвечай быстро. Цель. Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными. | Швайко Г.С.,с.22 |
Пальчиковые игры | Утята.
Раз – два - шли утята. Три – четыре – за водой. А за ними плёлся пятый. Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал. А девятый всех догнал. А десятый испугался – Громко – громко запищал: - Пи-пи-пи! - Не пищи! Мы тут рядом, поищи! Поочерёдно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук. | Картотека пальчиковых игр по Н.В.Полтавцевой | |
Артикуляционная гимнастика | Кто мне песенки поёт? Цель. Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого. Способствовать накапливанию словаря и осваивать правильное звукопроизношение. | Майорова Ю.А., с.19 | |
Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество. | Заучивание пословицы «Что летом родится, зимой пригодится». Цель. Обогащение образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, привлекать внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова. Развивать память и образное мышление детей. | Максаков А.И., с.72 | |
Декабрь | Игры на развитие речи | Назови одним словом. Цель. Развивать у детей умение находить наиболее точное слово, оценивающее заданную ситуацию. | Ушакова О. С.,с.131 |
Пальчиковые игры | Краб. Сороконожка.
Тихо, тихо краб ползёт Две сороконожки И добычу стережёт. Бежали по дорожке. Передвигать пальцами правой (левой) руки вбок. Передвигать пальцами обеих рук вбок. | Картотека пальчиковых игр по Н.В.Полтавцевой | |
Артикуляционная гимнастика | Гимнастика для языка. Цель. Развитие мимических мышц лица, в частности щёк и губ. | Майорова Ю.А., с.16 | |
Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество. | Заучивание стихотворения А. Ивахнова «Мороз рисует красками…» Цель. Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки. | Максаков А.И., с.69 | |
Январь | Игры на развитие речи | Это правда или нет? Цель. Развивать умение детей находить неточности в тексте. | Ушакова О. С.,с.128 |
Пальчиковые игры | Вверх по лесенке (Вниз по лесенке)
По лесенке шагаем, И ступенечки считаем. Раз, два, три, четыре, Раз, два, три, четыре. Выполнить движения пальцами вверх несколько раз. Затем заменить в стихотворении первую строку на «Вниз по лесенке шагаем…» и выполнить движения пальцами вниз несколько раз. | Картотека пальчиковых игр по Н.В.Полтавцевой | |
Артикуляционная гимнастика | Снежинки. Цель. Развивать умение правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперёд. Глубоко вдыхаем носом и плавно выдыхаем ртом. | Майорова Ю.А., с.18 | |
Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество. | Придумай рассказ. Цель. Развивать умение детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. — Закончи фразу: 1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). 2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая). 3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий). 4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). 5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). — Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется. | ||
Февраль | Игры на развитие речи | Ателье. Цель. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя). Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шёлковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая. Развивать умение связно описывать предмет, изображённый на картинке. | Швайко Г.С.,с.18 |
Пальчиковые игры | Братья.
Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. | Картотека пальчиковых игр по Н.В.Полтавцевой | |
Артикуляционная гимнастика | Внимательные ушки. Цель. Развивать слуховое внимание. | Майорова Ю.А., с.19 | |
Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество. | Заучивание пословицы «Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся». Цель. Обогащение образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, привлекать внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова. Развивать память и образное мышление детей. | Максаков А.И., с.75 | |
Март | Игры на развитие речи | Скажи, какой? Цель. Развивать у детей умение называть не только предмет, но и правильно обозначать его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами. | Ушакова О. С.,с.126 |
Пальчиковые игры | Домик.
Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались опять. Задание выполняется одной(двумя) рукой. На каждый счёт раскрывать по одному пальцу, начиная с большого; пошевелить всеми пальцами; сжимать по очереди пальцы в кулак, начиная с мизинца; сжать и разжать все пальцы. | Картотека пальчиковых игр по Н.В.Полтавцевой | |
Артикуляционная гимнастика | Язычок пошёл гулять. Цель. Развитие мимических мышц лица, в частности щёк и губ. | Майорова Ю.А., с.17 | |
Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество. | «Перевирание» сказок. Цель. Вызвать у детей устойчивый интерес к литературному чтению и творчеству, формировать навыки грамотной речи, способствовать развитию воображения и логики. | Танникова Е.Б., с.30 | |
Апрель | Игры на развитие речи | Найди нужное слово. Цель. Развивать у детей умение подбирать слова, близкие (синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу. | Ушакова О. С.,с.127 |
Пальчиковые игры | Семья.
Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик - папочка. Этот пальчик – мамочка. А вот этот пальчик – я. Вот и вся моя семья. Поочерёдно пальцами правой руки дотрагиваться до пальцев левой руки. Сделать семь хлопков всеми пальцами. | Картотека пальчиковых игр по Н.В.Полтавцевой | |
Артикуляционная гимнастика | Море волнуется. Цель. Развивать умение правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперёд. Глубоко вдыхаем носом и плавно выдыхаем ртом. | Майорова Ю.А., с.19 | |
Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество. | Заучивание стихотворения Э.Котляра «Медвежата». Цель. Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки. | Максаков А.И., с.82 | |
Май | Игры на развитие речи | Путаница. Цель. Развивать у детей умение находить смысловые несоответствия и заменять их словами, адекватными ситуации. | Ушакова О. С.,с.133 |
Пальчиковые игры | Цепочка.
Пальчики перебираем И цепочку получаем. Большой и указательный пальцы левой руки соединить в кольцо. Через него попеременно пропускать колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев. В этом упражнении участвуют все пальцы. | Картотека пальчиковых игр по Н.В.Полтавцевой | |
Артикуляционная гимнастика | Домики. Цель. Развитие мимических мышц лица, в частности щёк и губ. | Майорова Ю.А., с.15 | |
Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество. | Заучивание пословицы «Труд человека кормит, а лень портит». Цель. Обогащение образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, привлекать внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова. Развивать память и образное мышление детей. | Максаков А.И., с.104 |
Основная литература:
1.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн.для воспитателя дет.сада: Из опыта работы/ Под ред. В.В. Гербовой. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение,1988.- 64с.
2.Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Вентана – Граф, 2010.-272с.
3.Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.:ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
4.Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.- 112с.
5. Логопедические игры. Составитель Ю.А. Майорова. ООО «Издательство «Доброе слово», 2014.
6. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет/Н.В.Полтавцева, Н.А. Гордова.- 2-е изд. –М.: Просвещение, 2007.- 256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т\']"
Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей...
Конспект совместной образовательной деятельности по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему «Наш уголок природы».
Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, навыки бережного обращения с ней и понимание того, что человек и природа находятся в тесной взаимосвязи.Программные задачи: Расширять знания детей об услови...
Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «Что растёт на огороде»
Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Экологическая викторина: «Что растёт на огороде»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Опыты с бумагой и тканью....
Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"
Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
« Русское чаепитие » итоговое мероприятие совместная образовательная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: ознакомление с русскими традициями, связанными с церемониалом чаепития, и народным фольклором. Задачи:...
Сценарий совместной образовательной деятельности по развитию речи для старшего дошкольного возраста: « Путешествие на остров Дружбы»
Цель: создание условий для речевой активности детей.Задачи: Образовательные:закреплять умение составлять пересказ с опорой на картинки-схемы;совершенствовать диалоговую форму речи;обогащать словарный ...