Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в «Книгоград»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ольга Юрьевна Дементьева

Cоздание условий для формирования представлений о разнообразии книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_muzey_knigi.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в «Книгоград»

Цель: создание условий для формирования представлений о разнообразии книг.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с историей возникновения книги и письменности.

- продолжать уточнять и расширять представления детей о книгах,

Развивающие:

- побуждать детей к активному общению, развивать устную речь и умение строить диалог.

- способствовать развитию познавательного интереса, умению делать выводы, обобщать, размышлять.

- обогащать и активизировать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и интерес к книгам.

 Виды образовательной деятельности: познавательно - исследовательская, речевая, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.

Основной вид деятельности - познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая.

Активизация словаря: иероглиф, глиняная табличка, береста, пергамент, библиотека, библиотекарь 

Методы и приемы: словесный, наглядный метод (использование ИКТ - презентация, практический, игровой).

  Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости давайте поздороваемся.

Послушайте пожалуйста загадку

Не  куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

 -Правильно, с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги учат нас, помогают разобраться в самых разных вопросах. А еще они могут развеселить и развлечь нас. Из книг мы узнаем много нового и интересного.  

Ребята вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в сказочный город "Книгоград". Представляете, в этом городе, все здороваются по-другому. У них свои традиции. Хотите, научу!  Если я хлопну один раз нужно поздороваться друг с другом ладошками, если два раза – пальчиками, три раза – поклониться друг другу. Правило: каждое действие вы должны выполнять с новым партнёром. Раз, два, три, начало игры!

Чтобы открыть дорогу в сказочный город, нужно вспомнить сказки:

 - А еще в сказках бывают разные волшебники, они используют заклинивания, и я сейчас проверю ваши знания. Я буду называть заклинания, а вы отвечать название сказки:

Проводится дидактическая игра «Волшебное слово»

Как вы думаете с помощью какого заклинивания можно открыть ворота сказочного города? (ответы детей) Сим – сим откройся. Сейчас вам нужно будет закрыть глаза и 3 раза произнести волшебное заклинание… (на экране появляется слайд сказочного города) 1 СЛАЙД

Вот мы и попали с вами в сказочный чудесный город «Книгоград», и как почти в любом городе здесь есть музей. Хотите его посетить? А кто помнить правила посещения музея? (ответы детей: не шуметь, внимательно слушать, не перебивать экскурсовода)

2 СЛАЙД

Проходите ребята рассаживайтесь тихонько.

Презентация история книги 

-В далёкие-далёкие времена, когда ещё не изобрели бумагу и письменности не было никакой, люди придумывали разные способы передачи информации.

- Каким образом древние люди могли передавать информацию?

Одним из таких способов было письмо в картинках. Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай. Такое рисованное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки. Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке, и не все смогут понять его или поймут по-другому.

3 СЛАЙД

Давайте мы сейчас попробуем догадаться, о чём рассказывает нам этот древний рисунок?

Но так как бумаги в те времена ещё не было, то люди изображали все эти события на каменных плитах.

4 СЛАЙД

  Такие плиты могли храниться очень долго. Позже рисунки немного видоизменились, упростились, и постепенно превратились в знаки, которые стали называться иероглифы, обозначающие отдельные слова и даже целые предложения.

Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток.

А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно? Почему неудобно?

Дети: Нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки.

 - Из чего же стали делать книги в дальнейшем? Мы сейчас узнаем.

5 СЛАЙД

В древнем Египте придумали писать на глиняных пластинах.

 На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Каждая книга состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц.

 -А как вы думаете, удобно было читать и хранить книги, написанные на глиняных дощечках? И почему? (возможные ответы детей: нет, глина может разрушиться, чтобы хранить нужно много места)

6 СЛАЙД

- Тогда люди стали думать, на чем же еще можно писать? И стали использовать другие материалы. Писали заострённой палочкой на пальмовых листьях. А придумали такой способ в древней Индии. 

 7 СЛАЙД 

А вот в древнем Китае придумали другой способ писали на ткани-шелке. В процессе производства шелка после тепловой и механической обработки сырья оставался волокнистый слой, который после просушивания превращался в тонкий лист, пригодный для письма

8 СЛАЙД

В Древней Руси писали на бересте.

 -А вы знаете, что такое береста? (ответы детей).

- Береста - это верхний слой коры березы. На ней царапали острым предметом. Но этот материал был не удобен и не практичен в использовании, так как не мог долго храниться.

9 СЛАЙД

Позже люди стали делать книги из папируса. Кто-нибудь знает, что такое папирус? Папирус – это растение вдвое выше человека. Его ствол в руку толщиной. Растёт оно в Африке по берегам рек и озёр.

 Сердцевину такого тростника резали на полосы, их укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный - предлинный свиток. Таким образом, появились книги – свитки, похожие на широкую и длинную ленту, в которой нет страниц. Такие книги плохо хранились.

Но папирус рос не везде. И там, где его не было, люди научились писать на пергаменте.

10 СЛАЙД

Что же это такое? Пергамент- это кожа молодых животных. Её старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Для защиты от царапин обложку делали из глины, а книга напоминала сундук с «застёжками».

А как вы думаете из чего в настоящее время печатают книги? (ответы детей) 

-Правильно, появилась бумага. Белая, гладкая, удобная.

В настоящее время известно очень много видов бумаги. Давайте, мы с вами сейчас рассмотрим некоторые из них. (пригласить детей к столу, на котором - офисная бумага белая и цветная, салфетка, тетрадный лист в клетку, картон). Для чего используют каждый вид бумаги?

- А вы знаете где хранятся книги, где они живут? (ответы детей)

Правильно, книги живут в библиотеках. Библиотека – это большое хранилище для книг. Они бывают разные и очень старинные, и современные. В нем трудятся люди, профессия которых называется библиотекарь.

 Физминутка. Игра-импровизация «Покажи героя сказки»

Вот пришли мы в Книгоград,

Книжки выстроились в ряд.

Это Мишенька – топтышка

К нам пришел из новой книжки.

И зайчишка – хвастунишка

Вот как прыгает он ловко.

Вот Лисичка побежала,

Хвостиком она виляла.

Если книги всечитать  

Будем многое мы знать.

Д/И “Назови прилагательное».  Посмотрите ребята какие разные книги бывают: большие, толстые, маленькие, тоненькие, иллюстрированные, познавательные, умные.

Как вы думаете если читать большую толстую книгу, как не забыть на какой странице ты остановился, чтоб прочитать ее дальше? Правильно нужна закладка и сейчас мы с вами ее сделаем. А делать мы будем в технике оригами.  

А теперь нам пора возвращаться, в этом нам поможет …Цветик семи цветик: Кто помнит волшебные слова? (дети хором произносят) Вот мы и вернулись в нашу группу.

 Правила пользования книгой.

 - книгу надо брать чистыми руками;

 - книги нельзя рвать;

 - книги нельзя мять;

 - нельзя рисовать на книгах;

 - нельзя загибать углы книг;

 - книги надо убирать на место;

 - нельзя вырывать листы из книг;

 - нельзя кушать, держа рядом книгу.

Долгий и трудный путь прошла книга прежде чем попасть к вам в руки.

 Заключительная часть.

 - Ребята, скажите, что нового мы с вами узнали сегодня на занятии?

- Что было самым интересным на ваш взгляд?

Понравилось вам путешествие? (Да).

-Давайте вспомним, как книга дошла до наших дней, какая она была (ответы):

   глиняная,

   берестяная,

   папирус,

   бумага.

- Что бы вы рассказали своим родителям об истории книги?

Книги нужны для того, чтобы передавать знания. Я предлагаю вам наши знания, которые мы с вами сегодня приобрели, тоже собрать в книгу.

 - Скоро вы пойдете учиться в школу и из книг узнаете очень много интересного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к ним бережно.

«Стань волшебником»

Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Сим - сим, откройся!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Полёт в космос»

Спортивное мероприятие формирует стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла. Быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины в старшем дошкольном возрасте на тему «Посылка от бабушки»

Конспект непосредственно образовательной  деятельности по формированию целостной картины в старшем дошкольном возрасте на тему «Посылка от бабушки»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулкана. Задачи:• Образовательные:1. познакомить детей с понятием «...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Игрушки в гостях у ребят»

Цель:  Обобщить, закрепить, систематизировать знания детей.Задачи:Образовательные:- упражнять классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее;- упражнять в составлении расска...

Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сказка «Колобок» на экономический лад»

Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сказка «Колобок» на экономический лад»...