Организованная образовательная деятельность На тему: «Приключения Буратино»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Лакомова Ирина Сергеевна

Мотивировать детей на включение в деятельность.

Актуализировать знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков.

Закрепить умение делиться на пары.

Развить коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь.

Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение.   

Формировать у детей представления множественном числе,  имени существительном, использовать уменьшительные суффиксы.

Формировать первичный опыт успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Формировать умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач: передавать образы предметов, используя доступные им средства выразительности, создавать композиции по образцу.

 Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
 Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoy_situatsii.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

На тему: «Приключения Буратино»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение

                   центр развития ребенка детский сад №8 "Звездочка"              

                                                станицы Выселки

                                        муниципального образования            

                                             Выселковский район

Подготовила:

Лакомова И.С.

2014

            Тип образовательной ситуации - «Открытие нового знания».

        Тема «Приключения Буратино».

        Цель. Формирование представлений детей об  овощах, расширять словарный запас по теме: « Овощи»

        Образовательные задачи.

Мотивировать детей на включение в деятельность.

Актуализировать знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков.

Закрепить умение делиться на пары.

Развить коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь.

Тренировать мыслительные операции  анализ, сравнение.        

Формировать у детей представления множественном числе,  имени существительном, использовать уменьшительные суффиксы.

Формировать первичный опыт успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Формировать умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач: передавать образы предметов, используя доступные им средства выразительности, создавать композиции по образцу.

 Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.

        Логическая основа образовательной ситуации.

Новое знание – способ наклеивание  по образцу.

Индивидуальное затруднение ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – помочь Буратино (заготовить овощи на зиму).

Причина затруднения детей – незнание способа получения размытого прозрачного переливающегося цвета известными способами.

Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) – помочь Буратино познакомиться с овощами.

Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – научиться преобразовывать геометрические фигур, новым способом обрезание ( закруглять) ножницами  углы.

Результат – освоение способа вырезывания, выполнение «детской» цели.

        Предварительная работа:

  • Рассматривание овощей, иллюстраций; чтение стихов, потешек об овощах; дидактические игры.
  • Пальчиковая гимнастика, экскурсия в город;
  • Сюжетно – ролевая игра нового типа: « В супермаркете», « Семья».

Материалы к занятию:

        демонстрационные:

  • 4 детских спортивных мата оранжевого, фиолетового, зеленого и голубого цветов,
  • видеоролик (разговор с Буратино и Котом Базилио и лисой Алисой),
  • слайды с изображением Буратино, овощей,
  •  «муляжи овощей,
  • Посуда кукольная: кастрюли, ножи, тарелки, ложки,
  • Тачка детская.

        раздаточные:

  •  заготовки геометрических фигур, красные, зеленые,
  • Клей,
  • Пластмассовые овощи,
  • кисти № 3,
  • салфетки,
  • Ножницы,

        оборудование: 

  • ноутбук,
  • экран,
  • проектор,
  • 4 детских стола,

        звуковое оформление: 

  • фоновая музыка.

        Ход образовательной ситуации.

1. Введение в ситуацию.

Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Воспитатель включает видеоролик. Звучит сказочная заставка, призванная заинтересовать детей и мобилизовать их внимание. На экране появляется Буратино (слайд 1)

Буратино. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я Буратино! Вы знаете, что я всегда  веселый, задорный, и любознательным. Но  я нашел в одной волшебной стране вот эти предметы и не знаю что с ними делать и для чего они. Теперь я в растерянности. А Я буду вам очень благодарен, если вы приедете ко мне в гости и поможете мне разобраться.

Воспитатель.  Да… Проблема… Как вы считаете, друзья, надо ли помочь Буратино? 

Вариант с отрицательным ответом. 

Воспитатель. Скажи, пожалуйста, а вы считаете себя добрым человеком?

Ответы детей.

Воспитатель. А добрый человек отказывает другому в помощи?

Ответы детей.

Воспитатель. Тогда давайте попробуем  помочь Буратино  и помочь ему.

Положительный вариант ответа. 

Воспитатель. А почему вы так думаете?

Ответы детей. 

Воспитатель. Так Вы хотите ему помочь?

Ответы детей. 

Воспитатель. А Вы  сможете помочь Буратино?  

Ответы детей. 

Воспитатель.  Как вы сможете ему помочь?

Ответы детей.

2. Актуализация знаний.

Образовательные задачи: актуализировать знания и умения детей развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; закрепить умение делиться на пары; развить коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь; тренировать мыслительные операции  анализ, сравнение.        

Воспитатель. Для начала, нам нужно добраться до волшебной страны, где живет наш друг. Вы знаете, в гости принято приходить с подарками или сувенирами. Я  предлагаю вам собрать в корзину овощи для Буратино. Думаю, ему будет приятно. Только я затрудняюсь, как разобраться где овощи, а где фрукты.

Игра «Собери в корзинку овощи» - дети берут по одному предмету, желтого, белого или синего цвета, держат его у себя в руках и становятся в две группы. Звучит фоновая музыка.

На экране слайд 2 - «Овощной салат».

Воспитатель. Обратите внимание на экран, как вы думаете, что изображено на слайде.

Ответы детей.

Воспитатель.  Из каких овощей можно приготовить овощной салат.

Ответы детей.

Воспитатель.  Посмотрите на этой картинке нарисовано все, что нужно для овощного салата — салата из овощей: помидор, огурец, перец, лук, соль, масло. А в нижней части листа нарисована тарелка для салата — салатница. Возьмите в руки карандаш и проведите линии от каждого продукта к тарелке-салатнице.

Воспитатель. Подарки готовы. Можно отправляться в путь. Как же нам добраться до Буратино. Где он живет?

Ответы детей.

Воспитатель.  Как можно туда попасть?

Ответы детей. 

Воспитатель. Я тоже за то, чтобы отправиться к Буратино на поезде (ковре, самолете и т.д.).  Но это будет не обычный …, а сказочный, цветной. Посмотрите, у нас есть разноцветный строительный материал (мягкие модули оранжевого, голубого, зеленого и фиолетового цвета), из него  мы и построим себе...

Игра «Построим самолет (поезд, ковер-самолет и т.д.)».

Звучит фоновая музыка.

Воспитатель. У каждого из вас салатница  разного цвета и прошу вас занять   вагон такого же цвета. Скажите мне, пожалуйста, есть ли вагоны  таких цветов ( красный, желтый, зеленый, и т.д.) в нашем поезде (ковре, самолете…).

Воспитатель. Все заняли свои места? Тогда в путь! Внимание, внимание! Поезд (самолет, ковер- самолет…) поедет (полетит) только в том случае, если все дети дружно смогут изобразить его звук.

Игра «Ритмическое путешествие» - слайд 3. Слайд 4 – «кот Базилио и лиса Алиса»

Воспитатель. Ребята, посмотрите, это же  кот Базилио и лиса Алиса, из-за них всегда неприятности у нашего друга Буратино. И на этот раз они хотят нам помешать, вот и  приготовили  нам загадки. Только после того как   разгадаем, мы сможем попасть в волшебную страну.

Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.

Воспитатель. Как вы думаете, сто это?

Ответы детей. 

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Ответы детей.

На экране появляется морковка.

 Воспитатель. Посмотрите, вы были правы, здесь растет морковка. Как вы думаете, какая она?

Ответы детей.

Воспитатель. Послушайте следующую загадку.

Он никогда и никого не обижал на свете. Чего же плачут от него и взрослые и дети?

Ответы детей.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Ответы детей.

На экране появляется слайд – лук

Воспитатель. И здесь вы догадались верно. Как вы думаете, какой он?

Ответы детей.

Воспитатель. Поедем скорее отсюда, а то мы тоже начнем плакать.

Воспитатель. Внимание, как на нашей грядке выросли загадки – крепкие, зеленые, хороши – соленые?

Ответы детей.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Ответы детей.

На экране появляется слайд – огурцы

Воспитатель. А вот и последняя загадка - Как на нашей грядке выросли загадки. Сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, осенью краснеют.

Ответы детей.

На экране появляется слайд – помидор.

Воспитатель. Ребята  мы  справились с заданием кота Базилио и лисы Алисы

3. Затруднение в ситуации

Образовательные задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.

Воспитатель. Скажите, чем  же овощи отличаются друг от друга?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно цветом и формой.

Воспитатель. А какие формы у этих овощей?

Ответы детей.

Воспитатель. Каждый овощ имеет свою форму, цвет, и вкус. Сможем ли мы с помощью аппликации сделать заготовки на зиму?

Ответы детей.

Воспитатель. Попробуйте сначала отобрать нужные по цвету  квадраты и прямоугольники

Дети отбирают нужные детали и накладывают на заготовки из бумаги в виде банок.

Воспитатель. Ну как получились у вас овощи, заготовленные на зиму? 

Ответы детей.

Воспитатель. Сможем мы помочь Буратино – законсервировать овощи?

Ответы детей.

Воспитатель.  Почему?

Ответы детей. 

Воспитатель. Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения?

Ответы детей. 

4. Открытие нового знания.

Образовательные задачи: формирование у детей  композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм, умение вырезывать ножницами; формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. 

Воспитатель. Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать?

Ответы детей. 

Воспитатель. А что интереснее, спросить у того, кто знает или самим догадаться?

Ответы детей.

Воспитатель. Попробуем догадаться сами. Как вы думаете, как можно получить с помощью ножниц нужную нам форму овощей?

Ответы детей. 

Воспитатель. Давайте попробуем взять в руки ножницы и обрезать углы у квадратов и прямоугольников.

Дети пробуют, у них получается формы овощей ( круги и овалы).

Воспитатель. Видите, как интересно! Вы сами открыли для себя новый способ превращения геометрических форм.  Теперь вы знаете, как вырезать с помощью ножниц нужную вам форму, что – бы получились овощи для консервирования.

Ответы детей.

Воспитатель. Какие цвета нам нужно выбрать, чтобы получились  - огурцы и помидоры?

Дети предлагают цвета.

Воспитатель. Возьмите теперь возьмите готовые детали и наклеивайте поочередно, сначала маленький помидорчик, а потом большой. И тоже самое с огурцами.

Дети выполняют инструкцию.

При возникновении у детей индивидуальных затруднений воспитатель подсказывает, что надо делать,  если нанести много клея на деталь, воспользоваться салфеткой и промокнуть. Воспитатель комментирует во время работы действия детей.

Воспитатель.  Итак, чтобы получился правильная композиция, нужно для этого готовые детали разложить на заготовку, а в последующем поочередно намазывать клеем и приклеивать.

5. Введение нового знания в систему знаний.

Образовательные задачи: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач: передавать образы предметов, используя доступные им средства выразительности, создавать композиции по образцу.

Слайд 7 - на экране появляется Буратино.

Буратино. Дорогие ребята, я очень рад, что вы приехали ко мне в гости.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран, это баночка Буратино.

Слайд 8 – одна баночка с готовыми огурчиками и помидорчиками.

Воспитатель. Попробуйте из ваших наклеенных работ собрать точно такой – же.

Дети выкладывают баночки  на полу. По окончании работы на экране появляется Буратино (слайд 9).

Снежная Королева. Спасибо вам, ребята, огромное! Мне очень нравится ваша композиция. Как же вам удалось добиться такого  четкого оформления своей работы и превратить из прямоугольников и квадратов, круги и овалы?

Ответы детей.

Слайд 10.

Буратино. Еще раз спасибо! Я не забуду о вашей помощи! До свидания!

Воспитатель. Ребята, а нам пора в детский сад. Занимайте свои места в поезде (самолете, на ковре...).

Повторяется  игра «Ритмическое путешествие» - слайд 11 (ритмический рисунок меняется), дети «возвращаются» назад.

6. Итог.

Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.

Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Расскажите, где мы с вами побывали?

Ответы детей. 

Воспитатель. Зачем мы решили туда ехать?

Ответы детей. 

Воспитатель. Вы смогли ему помочь?

Ответы детей. 

Воспитатель. Что вам помогло выполнить эту работу?

Ответы детей. 

Воспитатель. Вам понравилось вырезывать  и наклеивать?

Ответы детей. 

Воспитатель. Я рада, что вы открыли для себя этот  способ обрезания углов у геометрических фигур,  и он вам понравился. Теперь вы сами сможете научить своих друзей так вырезывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Приключение Буратино» в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Задачи: Коммуникативное развитие - Воспитывать у детей чувство доброты, сопереживания, вызв...

Конспект образовательного события «АБВГДейка». Тема" Приключение Буратино".

Конспект образовательного события «АБВГДейка» Тема: «Приключения буратино»....

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП «Поможем Буратино» (старшая группа)

Цель: закрепить знания детей по математическому развитию, развивать умения работать сообща при решении поставленных задач.Задачи:закреплять представления о временах года, месяцах, днях недели, ча...

Тема: игра-драматизация сказки «Теремок на новый лад» Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре» Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи»

Тема: игра-драматизация сказки «Теремок на новый лад»Конспект организованной образовательной деятельностипо теме «Формирование диалогическойи монологической речи в режиссёрской игре...

Организованная образовательная деятельность «Квест «Зимние приключения»

Конспект организованной образовательной деятельности «Квест «Зимние приключения» ориентирован на детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Предполагает созда...