Схема для рассказа «Осень»
методическая разработка по развитию речи на тему

Земченко Зинаида Михайловна

Состовление рассказа с опорой на алгоритм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skhemy_dlya_rasskazov.doc554.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема для рассказа «Осень»

План рассказа:

  1. изменение явлений в неживой природе;
  2. изменение явлений в живой природе;
  3. одежда осенью;
  4. игры детей осенью;
  5. урожай осенью;
  6. чем тебе нравится это время года, а что огорчает.

Тема: Дары осени

  1. Познакомить детей с людьми, которые выращивают хлеб, овощи, фрукты.
  2. С помощью картинок составить схему роста овощей, фруктов от семечка — до плода.

План рассказа:

Схема для составления рассказа о дарах осени

  1. семечко;
  2. способы ухода;
  3. всходы;
  4. плоды

Тема: Беседа об осени

  1. Закрепить знания о характерных признаках осени.
  2. Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить картинки с изображением характерных признаков периода осени (ранняя или начало осени, середина, конец осени).
  3. Уточнить знания детей о явлениях живой и неживой природы, подготовке животных к зиме.
  4. Подвести детей к пониманию того, что состояние здоровья зависит от погоды.

План рассказа:

  1. характерные признаки наступления осени;
  2. как звери готовятся к зиме;
  3. одежда поздней осенью;
  4. дары осени;
  5. что можно приготовить из овощей, фруктов;
  6. эмоции.

Схема для составления рассказа на тему «Осень»

Тема: Зима

  1. Уточнить знания детей о характерных признаках зимы.
  2. Уметь сопоставить характерные признаки зимы с настоящими явлениями в природе, погоде.
  3. Учить детей на основе собственного опыта сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы. Помочь назвать признаки зимы.
  4. Вспомнить зимующих птиц (снегирь, синичка, ворона, сорока, воробей, голубь).

План рассказа:

  1. признаки зимы (характерные признаки);
  2. зимующие птицы;
  3. дикие звери;
  4. одежда зимой;
  5. игры зимой;
  6. эмоции.

Схема для составления рассказа по теме «Зима»

Тема: Домашние животные и их детеныши

  1. Закрепить знания детей о домашних животных: внешний вид; чем питаются; способы ухода; детеныши; какую пользу приносят?
  2. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. Котенок — какой? Щенок — какой?
  3. Упражнять в согласовании числительные с существительными в роде, числа и падеже. У кошки 5 котят. У собаки 2 щенка.
  4. Развитие связной речи. Рассказ о животном.

План рассказа:

  1. название животных;
  2. описание внешнего вида;
  3. чем питается?
  4. какую пользу приносит?
  5. детеныши;
  6. почему тебе нравится это животное?

Тема: Зимние забавы

  1. Предложить сравнить игры детей с осенью и зимой.
  2. Предложить рассказать о зимних забавах детей с опорой на картину «Зимние забавы».
  3. Дидактигеская игра «Отгадай, что в мешочке?» (Санки, коньки, лыжи, клюшка.)
  4. С названиями предметов из чудесного мешочка придумать предложение.
  5. Предложить нарисовать игры детей зимой.
  6. Расскажи, что делают дети?

Тема: Зимующие птицы

  1. Закрепить знания о понятии «зимующие птицы».
  2. Учить детей составлять загадки описательного характера.

План

  1. это зимующая птица;
  2. описание внешнего вида (форма, цвет);
  3. чем питается;
  4. как помочь зимующим птицам (дать образец рассказа);
  5. вызвать стремление и желание помагать птицам выжить зимой.

Вспомнить способы ухода за птицами. Вспомнить, какие птицы прилетают весной. Работа над связной речью. Составление рассказа по серии картин «Зимующие птицы» (без образца).

  1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное с учетом развития сюжета.

Тема: Транспорт

  1. Закрепить знания детей о транспорте как о средстве передвижения.
  2. Познакомить с классификацией: водный; наземный; подземный; пассажирский; грузовой; воздушный; городской.
  3. Показать значимость транспорта в больших городах.
  4. Дидактическая игра «Путешествие» (составление рассказа по рисунку).

Схема для составления рассказа

Тема: Беседа о зиме

  1. Сравнить начало, середину и конец зимы (найти сходства и различия).
  2. Закрепить знания о характерных признаках каждого периода. Вспомнить явления живой и неживой природы. Зимние забавы детей.
  3. Вспомнить стихи о зиме.
  4. Составить рассказ о зиме.

План рассказа:

  1. признаки зимы;
  2. зимующие птицы;
  3. жизнь диких зверей;
  4. одежда зимой;
  5. зимние забавы;
  6. положительные или отрицательные эмоции.

Схема составления рассказа о цветке

План рассказа:

  1. где растет?
  2. стебель, лист, цветок;
  3. способы ухода;
  4. для чего нужны цветы?

Схема для составления рассказа о хлебе

План рассказа

  1. семена пшеницы;
  2. способы ухода;
  3. сбор колосков;
  4. обработка колосков (мука);
  5. что пекут из муки?

Схема для составления рассказа «Осень»

План рассказа:

  1. явления в природе;
  2. одежда (осенью);
  3. подготовка к зиме птиц, животных;
  4. игры осенью.

Дидактическая игра «Оденем Олю на прогулку»

(зимой, летом, осенью, весной).

Воспитывать бережное отношение к одежде.

Связная речь: Составление рассказа «Моя любимая одежда».

Задание. Дать контуры мальчика и девочки.

Схема для составления рассказа об игрушке

План рассказа:

  1. название;
  2. описание деталей;
  3. цвет;
  4. как играть с этой игрушкой;
  5. как она попала к тебе;
  6. эмоции.

Схема для составления рассказа «Осень»

План рассказа:

  1. характерные признаки осени;
  2. подготовка зверей к зиме;
  3. какие птицы улетели на юг?
  4. одежда поздней осени; дары осени.

Схема для составления рассказа об осени

План рассказа:

  1. приметы осени;
  2. дары осени;
  3. что можно приготовить из овощей и фруктов;
  4. готовность зверей к зиме;
  5. выбор одежды осенью;
  6. твое настроение осенью.

Схема для составления рассказа «Зима»

План рассказа:

  1. явления живой и неживой природы;
  2. птицы зимой;
  3. игры детей зимой;
  4. праздники зимой.

Схема для составления рассказа о маме

План рассказа:

  1. имя мамы;
  2. внешний вид;
  3. кем работает;
  4. как я помогаю маме дома;
  5. что я подарю маме; добрые слова для мамы.

Тема: Ранняя весна

План рассказа:

  1. приметы весны;
  2. весенние цветы;
  3. перелетные птицы;
  4. игры детей весной.

Схема для составления рассказа о перелетных птицах

План рассказа:

  1. название птицы;
  2. описание внешнего вида;
  3. чем питается;
  4. где живет (в дупле, скворечнике, гнезде)

Схема для составления рассказа «Колосок»'

Схема для составления рассказа о весне

План рассказа:

  1. приметы весны;
  2. первые птицы (грач, скворец);
  3. первые цветы (подснежник, мать-и-мачеха);
  4. насекомые (бабочка, божья коровка, стрекоза);
  5. игры детей весной.
  6. Какое время года наступает за весной?

Схема для составления рассказа по теме «Осень»

План рассказа:

  1. признаки осени;
  2. одежда;
  3. игры;
  4. нравится ли тебе осень?

Схема рассказа о домашнем животном

План рассказа:

  1. название животного;
  2. чем питается;
  3. детеныши;
  4. твое отношение к домашним животным.

Схема составления рассказа о зимующих птицах

План рассказа:

  1. название птицы;
  2. описание внешнего вида (форма, цвет);
  3. чем питается.

Схема для составления рассказа о диких зверях

План рассказа:

  1. название;
  2. описание внешнего вида;
  3. чем питается;
  4. детеныши.

Схема для составления рассказа о зиме

План рассказа:

  1. характерные признаки;
  2. жизнь зверей в лесу;
  3. зимние птицы;
  4. игры детей; эмоции.

Схема для составления рассказа о маме

План рассказа:

  1. имя, отчество мамы;
  2. описание внешнего вида;
  3. профессия мамы;
  4. за что я люблю маму?

Схема для составления рассказа о весне

План рассказа:

  1. приметы весны;
  2. одежда весной;
  3. игры весной;
  4. эмоции.

Схема для составления рассказа о профессии

План рассказа:

  1. название профессии;
  2. что делает?
  3. какую пользу приносит людям? Дать образец рассказа.

Схема для составления рассказа о перелетных птицах

План рассказа:

  1. зимующая или перелетная птица;
  2. внешнее описание;
  3. чем питается;
  4. где живет — дупло, гнездо, скворечник.


Схема для составления рассказа о весне

План рассказа:

  1. приметы весны;
  2. первые птицы;
  3. первые насекомые;
  4. первые цветы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы составления рассказов

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного...

Схемы описательных рассказов

Схемы описательных рассказов помогают ребенку наиболее полно составить рассказ по темам: "Одежда", "Фрукты, овощи", "Посуда"...

«Составление рассказа «Осень» с опорой на схему»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»

Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...

Схемы связных рассказов

Подбор схем для составлния связных рассказов...