«Составление рассказа «Осень» с опорой на схему»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Обучение детей старшего дошкольного возраста связному рассказыванию с использованием схемы.
Задачи:
Учить составлять рассказ из 5 – 6 предложений по схеме; знакомить со звуком [ а ] – гласным звуком, обучение умению выделять звук [ а ] из потока звуков, слогов, слов.
Активизировать речь за счёт прилагательных.
Закреплять представление об осени, как о времени года; развивать воображение.
Воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, слушать рассказ товарища.
Материалы и оборудование: мяч, картина «Осень», картинка с изображением красного замка.
Ход:
Дети стоят на ковре. Воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру «Осенние листья».
1, 2, 3, 4, 5
(загибают пальчики начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём
(загибают пальчики начиная с большого)
Маме осенний букет отнесём.
(«шагают» средним и указательным)
- Ребята, отгадайте мою загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!»
(Ответы детей).
- Правильно, это осень.
- Сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Когда это бывает».
- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает – когда это бывает?
(Ответы детей).
- Запорошены дорожки, разукрашены окошки – когда это бывает?
(Ответы детей).
- Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает – когда это бывает?
(Ответы детей).
- Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым – когда это бывает?
(Ответы детей).
- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает – когда это бывает?
(Ответы детей).
- Снег на полях, лёд на водах, вьюга гуляет – когда это бывает?
(Ответы детей).
- Листья пожелтели, птицы улетели – когда это бывает?
(Ответы детей).
- Молодцы, хорошо справились с игрой. А у меня есть мяч и я предлагаю вам поиграть в игру «Один - много». Поиграем?
(день, лист, дождь, туча, трава, заморозок, туман…)
(Ответы детей).
- Молодцы! А теперь пройдёмте за свои места.
Дети садятся за столы.
Воспитатель обращает внимание детей на картину висящую на доске. (Картина «Осень»).
- Что это? (картина)
- Что на ней изображено? (осень)
- Внимательно посмотрите на картину и скажите:
- Небо осенью какое? (серое, хмурое, печальное, низкое, пасмурное, тяжёлое…)
- А солнце осенью какое? (тусклое, грустное, холодное, хмурое, неласковое…)
- Что можно сказать про траву? Что она делает? (вянет, жухнет, сохнет, желтеет… )
- А как называется, то, когда с деревьев падают листья? (листопад)
- Почему опадают листья с деревьев? (деревья готовятся к зиме)
- А прежде чем упасть с дерева, что происходит с листочками? (желтеют, краснеют)
- В лесу животные готовятся к зиме. А как? (делают запасы, меняют шубки)
- А что можно сказать о птицах? (перелётные птицы улетают на юг)
- Люди как готовятся к зиме? (собирают урожай, одевают тёплые одежды)
Проводится физминутка:
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон
Зашумел листвою клён.
- Сегодня мы будем составлять рассказ про осень.
- Чтобы рассказ получился по порядку, нам помогут картинки подсказки.
- Давайте посмотрим, что это за подсказки. (Воспитатель выставляет схему)
- В первом окошечке картинка « осень» - мы назовем время года.
- Здесь мы расскажем про солнце и тучи.
- Дальше про траву и цветы.
- Про осенние деревья.
- Про то, как дикие животные готовятся к зиме.
- на следующей картинке изображена птичка – нам нужно будет сказать про перелётных птиц.
- Потом про людей осенью.
- Последнее окошечко – мы выразим свое отношение к этому времени года.
- А теперь послушайте, как расскажу я. (Воспитатель даёт образец рассказа)
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
- Давайте попробуем рассказать по цепочке.
(Дети с помощью воспитателя составляют рассказ по цепочке)
- А теперь кто хочет рассказать про осень один?
(Рассказы 1-2 детей)
- Молодцы!
Воспитатель показывает детям красный замок.
- Ребята, посмотрите на эту картинку, что вы видите? (красный замок)
- В замке живут звуки, которые умеют петь песни, в этом замке всегда весело.
- Давайте откроем широко рот и споём звук [ а ].
(Ответы детей).
- Поётся? (Да)
- Звук [ а ] живёт в красном замке. А сейчас он с вами поиграет. Хотите? (Да)
- Я много буду называть звуков, а вы поймайте только звук [ а ].
(Услышав звук [ а ] дети хлопают в ладоши)
- А теперь послушайте вот такие песенки. В какой песенке услышите, хлопните в ладоши (ап, уп, ка, по, ми, ла…)
- Сейчас я назову слова, а вы поймайте звук [ а ] в слове (армия, ириска, аист, овощи, лист, ананас, небо…)
- Хорошо постарались, молодцы!
- Ребята чему мы научились на занятии сегодня?
(Ответы детей).
- Что нам в этом помогло?
(Ответы детей).
- О чём составляли рассказ?
(Ответы детей).
- Вам понравились ваши рассказы? А чей особенно?
(Ответы детей).
Какой звук мы с вами ловили? В каком замке он живёт?
(Ответы детей).
- Сегодня вы все хорошо позанимались. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект занятия по связной речи для детей 3-4 лет на тему «Составление рассказов-повествований с опорой на фразы – связки и включение элементов описания героев»
Данный план – конспект занятия по связной речи разработан для детей 3-4 летДля обучения построению повествовательных рассказов используется прием дополнения рассказа педагога словами или небольшими фр...
Занятие по обучению составлению рассказов описаний об овощах по схеме.
Цели: учить составлять предложения. Объединять эти предложенияв короткий рассказ. Закрепить знание цветов и геометрических форм. Развивать координацию движения и ритм....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).
Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение со...
конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 2 младшей группы тема : "Составление рассказа об игрушке с помощью схемы"
Программное содержание:1. Связная речь. Учить детей составлять короткий рассказ об игрушке (совместно с воспитателем), отвечать на вопросы воспитателя.2. Словарь. Грамматика. Активизировать употреблен...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», тематический блок «Развитие речи» тема: Весна (составление рассказов с наглядной опорой на серию сюжетных картинок) (подготовительная к школе группа компен
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР...
Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок
Развитие связной, диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста....
Чек – лист организации дистанционного занятия. Составление описательных рассказов детьми с опорой на схемы.
Чек – лист организации дистанционного занятия Составление описательных рассказов детьми с опорой на схемы.Приложения из чек листа.БуклетПрезентация для детей и родителей....