«Система работы по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть звуки по порядку, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звуковая аналитико-синтетическая активность | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
на тему
«Система работы по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»
время обучения: 1 сессия: 13.10.2014 – 17.10.2014г.
2 сессия: 27.10.2014 – 31.10.2014г.
Выполнила
Михайлова Галина Александровна
воспитатель
ГБОУ СОШ 2 СП д/с «Буратино»
п. г. т. Усть- Кинельский
Самара, 2014г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть звуки по порядку, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха.
В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ), наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).
Но, как показывает практика существуют определенные недостатки, как в результатах, в основном процессе, так и в условиях профессиональной деятельности.
Анализ недостатков в результатах:
- У детей старшего дошкольного возраста слабо развит фонематический слух.
- Дошкольники затрудняются делить предложения на отдельные слова.
- Затруднятся делить слова на слоги.
- Недостаточно сформированы умения выполнять звуковой анализ.
- Затрудняются давать характеристику звукам.
- Не выделяют ударный гласный в словах.
- Не подбирают к звуковым моделям соответствующие слова.
- Недостаточно развита связная речь, дети не могут составить связный рассказ по картине или серии картин.
- У детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения в развитии речи.
- Не развиты навыки мелкой мускулатуру пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ недостатков в основном процессе:
- Низкая компетентность педагогов по вопросам формирования звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников.
- Отсутствует преемственность по группам в образовательном процессе.
- Использование недостаточно эффективных форм и методов.
- Недостаточная компетентность родителей.
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:
- Ограничены технические и демонстрационные возможности.
- Отсутствие выбора доступного теоретического материала и наглядности по формированию начальных представлений звуковой аналитико-синтетической активности для детей дошкольного возраста.
- Нехватка педагогических кадров.
- Не соблюдена последовательность этапов.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
Проблема заключается в недоразвитии фонематического восприятия, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у дошкольников
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью,
- может выражать свои мысли и желания,
- может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
- построения речевого высказывания в ситуации общения,
- может выделять звуки в словах,
- у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Рассматривая проблему готовности детей к школе, мы выявили, что основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. По мнению Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, А.Я.Ястребовой трудности, возникающие у детей при обучении чтению и письму, являются следствием недоразвития фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, а также следствием несформированности связной речи.
Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте:
- Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.
- Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи.
- Ознакомление со словесным составом предложения.
- Ознакомление со звуковым строением слов - формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы. Научить детей проводить звуковой (фонемный) анализ.
Совместная деятельность детей с педагогом
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. Цель: формировать у детей тональное звукоразличение, шумовое восприятие. «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?»
Упражнение «Веселый поезд», «Буквы, слоги и слова», «Телеграф» Цель: формировать умение делить слова на слоги.
Дидактическая игра «Жуки прилетели», «Найди картинку». Цель: развивать умение выделять согласные звуки.
Дидактическая игра «Назови слова»,
Упражнение «Подбери слова к схеме». Цель: формировать умение подбирать слова к заданной схеме.
«Назови первый звук», «Магазин», «Поймай звук» Цель: развивать фонематический слух.
«Умный поезд» Цель: упражнять детей находить местоположение звука.
"Подбери похожие слова» Цель: развивать умение подбирать слова близкие по звучанию.
Для дифференциации звуков и определения звука в слове используют такие игры как «Волшебные шары», «Карусель», «Бусы».
При обучении детей составлению слогов и их слиянию в звукокомплекс очень удобна игра «Капитан» и «Дружат звуки».
Основные направления учителя-логопеда:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования с помощью различных приставок (например: летел, прилетел, вылетел, перелетел…) или с помощью одной приставки от разных глагольных основ (например: принес, прилетел, ..). Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
6. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Работа с родителями
- Изготовление пособий и консультаций для родителей.
- Создание консультативного сайта.
- Проведение мастер – классов.
Изменения в контроле:
- Диагностика дошкольников методом наблюдения, бесед.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые:
- Привлечение в педагогический процесс учителя-логопеда.
Научно-методические
- Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме
- Выбор новых современных эффективных средств и форм работы (в том числе с применением ИКТ) с воспитанниками, родителями и педагогами по формированию звуковой аналитико-синтетической активности (электронная почта, сайт детского сада, буклеты, фото презентации и др.)
Психолого-педагогические:
- Проведение методобъединений по подготовке детей обучению грамоте;
- Повышение уровня компетентности педагогов по вопросу формирования у детей дошкольного возраста звуковой аналитико-синтетической активности
- Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой аналитико-синтетической активности
- Проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов для родителей
Материально-технические:
- Техническое обеспечение педагогического процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования педагогов
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры
- Дополнение сюжетно-ролевой игры «Школа»;
Список используемой литературы
Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. М.: Мозаика — Синтез, 2009. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях — М.: Гном, 2013
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Просвещение, 1976.
Глоссарий терминов
Буква — отдельный символ какого-либо алфавита, графема. Чаще всего буква соответствует звуку в устной речи, но это не обязательно. У буквы может существовать несколько равнозначных вариантов написания, не меняющих её произношения и смысла. Из букв составляют слоги, из слогов составляют слова.
Гласные звуки— тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления.
Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений.
Слово - это единица языка, которая называет объекты, идеи, отношения и т. п.
Согласные звуки — это звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления региональной образовательной политики в системе работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе
Модернизация системы образования при ФГОС....
Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...
Примерная циклограмма для планирования работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности в подготовительной группе
Циклограмма содержит разные формы работы воспитателя во всех режимных моментах для формирования и совершенствования звуковой аналитико-синтетической активности в подготовильной группе...
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...
Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
Педагогический советна тему: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте...
«Нейропсихологические приёмы коррекционно-логопедической работы в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционно-логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на п...