Основные направления региональной образовательной политики в системе работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе
статья по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие» п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области
Статья на тему:
«Основные направления региональной образовательной политики
в системе работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста при подготовке
к обучению в школе»
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является предметом регулирования отношения в сфере образования, возникающие при реализации различными институтами социализации основной образовательной программы дошкольного образования.
ФГОС учитывает:
1) самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
социокультурное разнообразие детства;
2) возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
3) потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
4) возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
В связи с этим, содержание ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Оно направлени на обогащение активного словаря, на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, а также на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одним из составляющих в речевом развитии является звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.
Однако, педагогические наблюдения показывают, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитие произношения в целом. У детей при этом может наблюдаться смазанная речь, недостаточная выразительность, нечеткая дикция, задержка в формировании словаря и грамматического строя речи.
Педагогическая работа воспитателя будет заключаться в том, чтобы развить познавательный интерес через игры и игровые приемы. Для этого в ДОУ должны быть использованы разнообразные формы и методы работы с детьми, в соответствии с их возможными и индивидуальными особенностями, формировать положительную мотивацию к разным видам деятельности, обеспечивать самостоятелность и инициативность, а также возможность выбора материала и оборудования.
Для создания необходимых условий, вопитатели должны обладать компетенциями:
- быть совершенством;
- уметь мотивировать ребенка в разные виды деятельности;
- уметь развиваться вместе с ребенком;
- выявлять лучшие качества ребенка;
- владеть компьютерными технологиями и использовать их в деятельности.
Отношение воспитателя к деятельности, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации педагогического процесса не могут существовать.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведенного анализа можно выделить профессиональную проблему, решение которой позволит устранить недостатки в образовательном процессе. Для формирования звуковой аналитико-синтетической деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо овладение воспитателями специализированных методик обучения, совместная работа специалистов (логопедов, психологов) с воспитателями ДОУ, работа педагогов по
взаимодействию с семьями воспитанников, в предметно-развивающей среде должна быть периодическая сменяемость дидактических пособий, которые бы стимулировали игровую деятельность детей.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В настоящее время в результате освоения основной общеобразовательной программы у дошкольника формируется новый образовательный результат. Если раньше педагоги развивали у детей знания, умения, навыки, а не представления, то сегодня же в соответствии с ФГОС итоговые результаты освоения детьми образовательной области «Речевое развитие» описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате её освоения.
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности: они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все формы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделяют и определяют звуковые и слоговые элементы слова, распределяют внимание между различными звуковыми и слоговыми элементами, умеют удерживать в памяти порядок звуков, слогов и слов, их позицию в слове и предложении, тексте, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе
(содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Какие изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему?
Осуществление воспитательно-образовательной деятельности по формированию звуковой аналитико-ситнетической деятельности должно строиться:
1) с учётом интеграции образовательных областей;
2) в соответствии с возрастными, индивидуальными психическими и
3) физиологическими особенностями воспитанников;
4) планово, систематически, постоянно;
5) с охватом различных видов деятельности;
6) осуществляться в ходе непосредственно-образовательной деятельности с 7) учётом дидактических принципов, в ходе режимных моментов;
8) на мотивации детей к самостоятельнсти;
9) в процессе взаимодействия с семьями воспитанников;
В ДОУ воспитание и развитие детей осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования
« От рождения до школы» (под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы и др.). ДОУ реализует игровое направление и использует коррекционную программу Филичивой Т.Б, Чиркиной Г.В, Тумановой Т.Т «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей». Построение образовательного процесса происходит на комплексно-тематическом планировании с учётом интеграции образовательных областей.
Образовательный процесс, направленный на формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности строится на основании перспективного планирования по следующему принципу: непосредственно- образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, взаимодействие с семьями воспитанников.
Содержание образовательного процесса реализируется через систему аналитико-синтетических упражнений, через речевые упражнения. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. Работа по формированию звукового анализа и синтеза предполагает последовательное использование специальных упражнений:
- Упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия, то есть на дифференциацию фонем, имеющих сходные характеристики в произносительном и слуховом плане. Это выделение звука на фоне слога,
определение наличия и места звука в слове, определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове), выделение звука в предложении, в тексте. Используются следующие упражнения:
- придумать как можно больше слов на заданные звуки;
- сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию;
- назвать слова с соответствующими звуками;
- добавить недостающий слог в слове;
- закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово.
2) Упражнения, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.
Это упражнения на развитие звукового анализа и синтеза:
- выбрать из серии сюжетных картинок только те, названия которых содержит заданный звук.
- придумать слова, которые содержат заданный звук.
- разложить картинки в столбики в зависимости от того в какой позиции стоит определенный звук ( начало, середине, конец слова ).
- разложить картинки в столбики в зависимости от того какой звук в слове является первым (последним).
- подобрать слова, которые начинаются с определенного звука (которые заканчиваются на определенный звук, которые содержат определенный звук в середине слова).
- придумать предложение, все слова в котором начинаются на один и тот же звук (заканчиваются на один и тот же звук, содержат один и тот же звук в середине слов).
Это упражнения на развитие слогового анализа и синтеза:
- выбрать из ряда картинок те, названия которых имеют определенное количество слогов (предметные картинки);
- придумать слова, которые содержат определенное количество слогов;
- разложить картинки в столбики в зависимости от того, сколько слогов в названии данной картинки;
- поставить цифру, соответствующую количеству слогов в словах (картинки).
- выделить первый слог из названия картинок;
- определить пропущенный слог в слове с помощью картинок.
Это упражнения на преодолени е ошибок деления предложений на слова и текста на предложения (отграничение речевых единиц). Используются следующия упражнения:
- подобрать сюжетные картинки к предложенным подписям;
- придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
- придумать предложение с определенным количеством слов;
- придумать предложение по вопросам;
- придумать предложение к схеме;
- определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
Мотивацией к самостоятельной деятельности по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности детей является организация развивающей предметно-пространственной среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка и согласно ФГОС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, реализацию различных образовательных программ.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Подобная организация пространства позволяет чередовать игровую деятельность детей в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.
Характеристика изменений в средствах обучения и воспитания.
Для более успешной организации работы по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности детей следует использовать:
- дидактические пособия: разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно;
2) дидактические и настольные игры;
3) буквенный или слоговой абак — планшет с подвижными лентами, на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты, можно составлять на планшете слова.
4) магнитофон или лингафонный кабинет для отработки произношения звуков, а также для воспроизведения записей выразительной речи, главным образом художественных произведений;
5) технические средства: компьютер, проектор.
Характеристика изменений в контроле
Основной ценностью при определении качества образования выступает ребёнок. При оценке качества дошкольного образования мы ориентируемся на требования ФГОС, в которых чётко прослеживается оксиологический подход с принципами гуманизма.
Контроль за формированием звуковой аналитико-синтетической деятельности должен осуществляться по трём аспектам: формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей, осуществление этой деятельности воспитателями (профессиональная компетентность), участие в данной деятельности родителей.
По результатам контроля планируется дальнейшая деятельность ДОУ. В ДОУ мониторинг по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности проводится по планируемым результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования и по результатам мониторинга, проводимого логопедом. Задача мониторинга - определить уровень освоения ребёнком образовательной программы и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребёнка.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Согласно ФГОС требования к условиям организации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации Программы.
Кадровые изменения
В соответствии с ФГОС реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками.
В ДОУ обеспечивается непрерывность профессионального развития педагогических работников:
- ознакомление работников с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;
- профессиональной подготовке на курсах повышения квалификации не реже, чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;
- участие в районных и окружных методических мероприятиях;
- обмен педагогическим опытом на педагогических советах.
Научно-методические изменения
- Посещение лекций, семинаров и методических объединений, организуемых ресурсным центром Волжского района, специалистами города и области.
- Обеспечение свободного доступа и использование компьютера, Internet ресурсов для подготовки к непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей;
- Подборка и составление картотеки тематических игр для детей («Читаем по стрелке, добавляем слог», «Превращение слов – волшебные цепочки», «Доскажи словечко»);
- Проведение семинар-практикум («Формирование звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста»);
- Разработка проектов («Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей через наглядное моделирование»);
- Комплексно-тематический подход в планировании деятельности детей.
Материально-технические изменения
В ДОУ необходимо внести изменения в материально-техническую базу:
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Речевое развитие»;
- Оснащение средствами обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- Подбор дидактических игр, видеоматериалов по теме;
- Приобретение методической литературы по проблеме;
- Использование технических средств обучение (компьютеры, проекторы).
Нормативно-правовые изменения.
- Внесение изменений в годовой план по образовательной области «Речевое развитие»;
- Внесение изменений в календарно-тематическое планирование.
Информационные изменения.
- Размещение информации на стендах ДОУ по теме «Речевое развитие»;
- Проведение дней открытых дверей в ДОУ для знакомства с системой работы по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности у дошкольников;
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Родительские собрания;
- Приглашение родителей на совместные с детьми праздники, конкурсы;
- Создание интернет-журнала;
- Переписка по электронной почте;
- Фотоотчёты;
- Подборка и создание видеотеки мультфильмов;
- Привлечение родителей к участию в детской проектной деятельности.
Организационные изменения
- Организация проектной деятельности;
- Эффективная и безопасная организация самостоятельной деятельности детей;
- Организация уголков речевого развития.
Таким образом, система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте является актуальной в нашем современной обществе.
Список литературы
- ФГОС (от17 октября 2013г.)
- Основная Общеразвивающая Программа дошкольного образования «От рождения до школы» (по редакцией М,А. Васильевой, Н.Е. Вераксы)
- «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (под редакцией Филичева Т.Б., Чиркина Г.В, Туманова Т.В)
- Конвенция о правах ребёнка (05.12.1989г.)
- Закон РФ «оОб образовании» (от 29.12.2012г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме: «Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников»
ОглавлениеI. Вводная часть ...
«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню знаний, умений и навыков дошкольников, поступающих в школу. Некоторые авторы (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Е.Я. Панько, Е.Е. Кравцова...
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования».«Пути формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России в условиях введения ФГОС ДО»
Знакомство с историей России – одна из составляющих патриотического воспитания. Любовь к Родине – самое дорогое, глубокое и сильное чувство. Нельзя полюбить Отчизну, не зная её историю, ку...
Система работы по формированию навыков экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
задачи. методы и приемы....
Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста
Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"...
Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...
Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР».
Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР»....