«Нейропсихологические приёмы коррекционно-логопедической работы в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

 Кадонцева Елена Александровна

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционно-логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков устной речи дошкольников.

Межполушарное взаимодействие- это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую, интегративную, целостно работающую систему.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое учреждение Управление образования Ковдорского муниципального округа Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского муниципального округа «Детский сад № 5 «Теремок» Презентация из опыта работы: «Нейропсихологические приёмы коррекционно- логопедической работы в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Учитель-логопед Кадонцева Елена Александровна Апрель 2024

Слайд 2

Цель: Ø Развитие межполушарных связей, формирование звуковой культуры речи на логопедических занятиях с использованием телесно-ориентированных игр и упражнений. Задачи: Ø Развитие артикуляционной моторики детей; Ø Развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики; Ø Развитие слухоречевого внимания; Ø Развитие устной речи; Ø Формирование правильного звукопроизношения; Ø Автоматизация звуков (слогов, слов); Ø Дифференциация звуков.

Слайд 3

Актуальность. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционно- логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения. Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков устной речи дошкольников. Межполушарное взаимодействие- это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую, интегративную, целостно работающую систему.

Слайд 4

Сочетание артикуляционных упражнений и нейрогимнастики Цель: развитие артикуляционной моторики, высших психических и моторных функций, межполушарного взаимодействия. Правила: Ребенку необходимо определить закономерность выполнения упражнений (артикуляционных, ручной моторики) на визуально-ритмическом круге, выполняя оба вида упражнений одновременно.

Слайд 5

Сочетание артикуляционных упражнений и биоэнергопластики Цель: развитие артикуляционной моторики и кистевого праксиса, нормализация мышечного тонуса, нормализация кинетического и кинестетического праксиса. Правила: Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Движения языка происходят одновременно в такт с движением кисти. Происходит содружественное взаимодействие языка и руки.

Слайд 6

Воспроизведение визуально-ритмического ряда при развитии слогового и фонематического анализа, слоговой структуры слова Цель: развитие слоговой структуры слова, слогового и фонематического анализа. Правила: ребенку предлагается продолжить логическую последовательность (количество слогов), правильно разложив фигурки, картинки, камушки Марблз (пуговицы) на логопедической парковке согласно заданным звукам или количеству слогов.

Слайд 7

Сочетание упражнений по автоматизации звуков и нейрогимнастики Цель: развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного внимания, автоматизация звуков (слогов, слов). Правила: логопед предлагает ребенку правильно произнести звук, (слог, слово) в соответствии с картинкой, а так же показать положение пальцев рук на визуально-ритмическом круге с помощью нейрожетонов.

Слайд 8

Сочетание упражнений по автоматизации (дифференциации) звуков и нейрологопедического пособия «Пальцеход» Цель: развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного внимания, автоматизация(дифференциация) звуков (слогов, слов), развитие фонематического слуха. Правила: ребенку необходимо одновременно двумя руками пройти по досочкам «пальцехода» и произнести звуки, (слоги, слова). Вариации игр многообразны.

Слайд 9

Сочетание упражнений на автоматизацию (дифференциацию) звуков с помощью нейрофигур «Хлопай, топай» Цель: развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного внимания, автоматизация (дифференциация) звуков , развитие фонематического слуха. Правила: ребенку необходимо одновременно назвать звук (слог, слово) при помощи картинки или символа звука и выполнить команду «топни» или «хлопни».

Слайд 10

Сочетание упражнений на автоматизацию (дифференциацию) звуков с помощью балансира и кинезиологических мешочков Цель: развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного внимания, автоматизация (дифференциация) звуков , развитие фонематического слуха, мозжечковая стимуляция. Правила: сохраняя равновесие на балансировочной доске, ребенок перебрасывает кинезиологический мешочек из руки в руку (дети перебрасывают друг другу) с сопровождением речевого материала.

Слайд 11

Сочетание упражнений на автоматизацию звуков с помощью нейродорожек Цель: развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного внимания, автоматизация звуков. Правила: ребенку необходимо пройти по нейродорожке двумя руками с помощью фишек (пуговиц, камушков). Одновременно произносится автоматизируемый звук, (слог) и происходит движение пальцев рук.

Слайд 12

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

«Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

                          В последние годы все чаще наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.   ...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Набор игр и упражнений для формирования у детей звуковой культуры речи. Данные игры можно использовать как для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в закреплении поставленных звуков, та...

Практикум для педагогов ДОУ ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС

В работе освещаются методы и приемы развития восприятия речи, речедвигательного аппарата дошкольников....