«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».[1] Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области). Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [2]
Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.
Для того, чтобы понять, как выстроить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, нужно разобраться в основных понятиях.
[1] Статья 2 пункт 6 закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
31.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».[1] Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области). Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [2]
Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.
Для того, чтобы понять, как выстроить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, нужно разобраться в основных понятиях.
Система (в педагогике)– совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.[3]
Формирование (от лат formo - образую) - становление человека как личности, которое происходит в результате развития и воспитания и имеет определенные признаки завершенности.[4]
Активность — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. [5]
Анализ (аналитическая деятельность) – это способность организма разлагать, расчленять действующие на организм раздражители (образы внешнего мира) на простейшие составляющие элементы, свойства и признаки.
Синтез (синтетическая деятельность) – это процесс, противоположный анализу, заключающийся в выделении среди разложенных при анализе простейших элементов, свойств и признаков наиболее важных, существенных в данный момент и объединении их в сложные комплексы и системы.
Единство аналитико-синтетической деятельности заключается в том, что организм с помощью сенсорных систем различает (анализирует) все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует представление о них.
Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Звуковой синтез - соединение звуков в слова.
Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической активности – это становление стремления к изучению процессов различения звуков и соединения их в слова.
Предпосылка – предварительное условие.[6]
Обучение – 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).[7]
Грамота - а) Умение читать и писать, знание правил грамматики. б) перен. Элементарные, начальные сведения, знания в какой-л. области.[8]
Проанализировав понятия, можно сделать следующий вывод:
прежде, чем приступить к обучению ребенка чтению и письму, т.е. грамоте, у него должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза. Для этого нужно сформировать стремление (активность) у дошкольников к аналитико-синтетической деятельности. Для формирования звуковой аналитико-синтетической активности необходимо продумать систему работы по данному направлению.
Для выявления уровня сформированности звуковой аналитико-синтетической активности необходимо провести анализ недостатков в результатах, в основном процессе и профессиональной деятельности педагогов.
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Анализ недостатков в результатах | Анализ недостатков в основном процессе | Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности |
Недостаточное развитие фонематического слуха у дошкольников подготовительного возраста | Низкая компетентность в вопросе формирования звуковой аналитико-синтетической активности у педагогов | Недостаточное количество оборудования, технических средств |
Затруднения у дошкольников делить слова на слоги | Недостаточное использование методов формирования звуковой аналитико-синтетической активности | Нехватка специалистов (логопедов) |
Затруднения в выделении звуков в словах | Недостаточное планирование работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности | Недостаточное наполнение развивающей среды |
Затруднения в назывании звука | Недостаточное использование приемов работы по формированию звуковой активности | |
Затруднения в назывании ударного звука, слога | Проблема «незнания» документов и неумения их применять, из-за которой педагоги зачастую не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми: на какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие – рекомендательными и т.д. | |
Затруднения в образовании слога из звуков | ||
Затруднения в подборе схем к словам | ||
Затруднение в образовании слова из слогов | ||
Недостаточное развитие связной речи |
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности была выявлена проблема: согласно федеральному государственному образовательному стандарту ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может выделять звуки в словах, однако на практике дети подготовительного дошкольного возраста испытывают затруднения в звуковой аналитико-синтетической деятельности.
Для решения данной проблемы необходимо дополнить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры | Конкретизация с возрастом (согласно программе[9]) | Пример проявления |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью | Развитие инициативности с целью получения новых знаний | Дети рассказывают, что хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие рассказы предпочитают слушать и т.п. |
Освоение форм речевого этикета | Дети умеют вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками | |
Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения | Формирование умения отстаивать свою точку зрения | Дети отстаивают свою точку зрения в высказываниях |
Развитие стремления детей к самостоятельности суждений | Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. | |
Совершенствование монологической и диалогической форм речи | В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте | |
Развитие умения составлять рассказы из личного опыта | Дети умеют составлять рассказы, опираясь на личный опыт | |
Может выделять звуки в словах | Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. | Дети различают на слух и произносят все звуки родного языка |
Совершенствование фонематического слуха: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. | Дети находят слова с определенным звуком, называют слова с этим звуком в предложении, определяют место звука в слове | |
Обрабатывание дикции: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями | Дети внятно и отчетливо произносят слова | |
У ребенка складываются предпосылки грамотности | Формирование представлений о предложении (без грамматического определения) | Дети используют предложения в речи |
Упражнение в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности | Дети составляют предложения, расчленяют их на слова | |
Формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части | Дети делят слова на слоги | |
Формирование умения составлять слова из слогов (устно) | Дети составляют слова из слогов | |
Формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах | Дети определяют последовательность звуков в словах |
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для решения проблемы предлагается следующая система работы:
Для работы по данным направлениям было создано мультимедийное пособие, состоящее из упражнений. Пособие предназначено для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.
- Развитие фонематического восприятия: узнавание звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Упражнение «Подбери картинку»
Цель: формирование умения подбирать слова, похожие по звучанию.
Слайд 2 (мультимедийное пособие)
- Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
Упражнение «Найди цветок»
Цель: развитие умения выделять на слух определенный звук в слове.
Слайд 3 (мультимедийное пособие)
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза: выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
Упражнение «Найди согласные»
Цель: развитие умения находить и выделять в слове согласные звуки.
Слайд 4 (мультимедийное пособие)
Упражнение «Найди картинки, в названии которых есть слог «па»
Слайд 5 (мультимедийное пособие)
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
5. Развитие грамматических навыков - составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
Упражнение «Найди нужное предложение»
Цель: формирование умение вычленять слова из предложения, соотносить предложение со схемой.
Слайд 6 (мультимедийное пособие)
- Развитие связной речи.
Работа с родителями
- Изготовление пособий и консультаций для родителей.
- Проведение мастер – классов.
Для контроля предлагается методика исследования состояния фонематического анализа и синтеза у дошкольников подготовительного возраста. Обследование детей проводит логопед.
(приложение)
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Условия | Характеристика изменений |
Кадровые | Привлечение логопеда в воспитательный процесс |
Научно-методические | Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме |
Материально-технические | Техническое обеспечение воспитательного процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования педагогов Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры |
Нормативно-правовые | Знание и соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога при организации воспитания и обучения детей: ФГОС, образовательная программа, СанПиН, закон «Об образовании» |
Информационные | Использование современных информационных технологий (компьютерных, мультимедийных) |
Организационные | Создание оптимальных условий для полноценного речевого развития: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей. |
[1] Статья 2 пункт 6 закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
[3] Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
[4] Педагогика в вопросах и ответах - Кузьминский А.И.
[5] Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
[6] Малый академический словарь
[7] Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
[9] Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»
Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить ...
Основные направления региональной образовательной политики в системе работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе
Модернизация системы образования при ФГОС....
Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...
«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Слайд №1...
Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
Педагогический советна тему: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте...
«Нейропсихологические приёмы коррекционно-логопедической работы в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционно-логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на п...