Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
методическая разработка по логопедии на тему
Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формирование грамматического строя речи у детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГМО воспитателей речевых и спец. групп
ПО ФОРМИРОВАНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
По «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»
Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.
и «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада
для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи» Под ред. Нищевой Н.В.
Составитель: Полозкова Н.И.,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
руководитель ГМО
г. Шадринск, 2012 г.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
у детей дошкольного возраста
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Словообразование | Словоизменение | Словообразование | Словоизменение | Словообразование | Словоизменение |
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | 1 период обучения | 1 период обучения | |||
1. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-. | 1. Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша — груши, слива — сливы, сапог — сапоги, стол — столы). 2. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?) и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке). 3. Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов (в, на, с, из, у). 4. Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, сиди, неси, беги, пой, слушай, смотри), в инфинитиве (бросать, ловить, сидеть), в настоящем времени (иду, идет, идем). 5. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже (красный мяч, красная груша, красное яблоко). 6. Обучение согласованию притяжательных местоимений (мой, моя) с существительными мужского и женского рода (моя рубашка, мой шарф). 7. Обучение формированию простого двухсловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым (Мишка сидит. Дети сидят.). | 1. Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кофточка, носочек, деревце, свитерок). 2. Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать). 3.Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных (дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный, шелковый, резиновый, пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, фарфоровый). 4. Закрепление в речи формы повелительного наклонения глаголов: сидеть, есть, пить, рисовать, лепить, играть. 5. Развитие умения подбирать слова со сходными значениями (синонимы). |
2. Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче.
5. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, из, по. Научить использовать в речи простые предлоги: над, под. 6. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао и т.д. 7. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. (Девочка рисует цветы. Девочка рисует и раскрашивает цветы. Девочка рисует цветы и фрукты). | 1.Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький). 2. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка). | 1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки). 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках). 3. Закрепление умения правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умения употреблять сложные предлоги: из-под, из-за. 4. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит). 5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка). 6. Совершенствование умения согласовывать числительные два и пять с существительными 7.Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 8.Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени (Мы хотели пойти гулять, но на улице шел сильный дождь. Мы сидели дома и рисовали, на улице шел дождь. Мы пошли на прогулку, когда закончился дождь.). 9. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее). |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль) | 2 период обучения | 2 период обучения | |||
1. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дом — домик, рука — ручка, ведро — ведерко). 2. Образование названий детенышей животных (У кошки – котенок, у лисы – лисенок, у утки – утенок). 3. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят. 4. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных: стеклянный, бумажный, резиновый. | 1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (сугроб — сугробы, снегирь — снегири, утка — утки, ворона — вороны). 2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?) и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога (лису, автобуса, козе, лапой). 3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов (с, по, за, под). 4. Обучение образованию и употреблению в речи глаголов настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (идет, сидит, поет, идут, сидят, поют). 6. Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (моется, катается, одевается). 7. Формирование умения составлять предложения из нескольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью «главенствующих» окончаний (Девочка видит кошку. Мама варит кашу. Мальчик ест суп ложкой. Девочка дает косточку собаке.). 8. Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия. | 1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (диванчик, кроватка), суффиксами -онок, -енок, -am, -ят (котенок — котята, медвежонок — медвежата), прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (новенький, легонький), глаголов с различными приставками (пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).
3. Введение в речь глаголов, обозначающих трудовую деятельность людей, характеризующих ее. 4. Обучение образованию (по образцу) однокоренных слов (кот-котик— котенька—котище.) | 1. Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных (стол — столы, белка — белки), глаголов настоящего времени (строит -строят, учит — учат, управляет — управляют), глаголов прошедшего времени (красил — красила — красили). 2. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами (вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне). 3. Закрепление умения использовать в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. Научить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле. 4. Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро, пианино, какао). 5.Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (белая снежинка, белый снег, белое окно, белые сугробы; два кота, пять котов). 6.Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений (У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч). | 1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами (кружечка, тарелочка, ножичек, кастрюлька, кувшинчик; гладенький). 2. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (снежище, горища) и суффиксами единичности (снежинка, льдинка). 3. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный). 4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (покатаюсь, буду кататься, расчищу, буду чистить). 5. Обучение правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных по темам: «Посуда», «Мебель», «Инструменты», «Животные», «Птицы», «Рыбы». | 1.Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже (гладкий лед, гладкого льда, по гладкому льду; белые снежинки, 2. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, 3. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.). 4. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами. |
3 период обучения (март, апрель, май, июнь) | 3 период обучения | 3 период обучения | |||
1. Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д. | 1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (рыбка — рыбки, муха — мухи, луг — луга, грач — грачи, кот — коты). 2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах. 3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у, с, из, под, по). 4. Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения (сидел — сидела, ходил — ходила, плавал — плавала), повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать. 5. Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными (мой мяч, моя кукла, новая игрушка, новый платок). 6. Формирование умения согласовывать числительные (один, два, пять) с существительными мужского и женского рода (один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок). 7. Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам какой? какая? какое? 8. Обучение распространению простых предложений одно родными подлежащими, определениями, сказуемыми (Мальчик и девочка пьют сок. На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.). 9. Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действие дополнять предложения недостающими словами (Мама да,,,. Кате: — Мама дала Кате мяч. У машины нет ... — У машины нет колеса.). |
| 1.Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа (по пруду — за прудом — в пруду; на реке — над рекой — в реке; по гнезду — над гнездом — в гнезде; по лужам — над лужами — в лужах). 2. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные (звонкий — звонкая — звонкое — звонкие; хрупкий — хрупкого — хрупкому — хрупким — о хрупком; зеленые — зеленых — по зеленым — над зелеными — на зеленых). 3. Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (жаркий день, жаркого дня, жаркому дню, жарким днем, о жарком дне; розовый клевер, розового клевера, розовому клеверу, розовым клевером, о розовом клевере; голубые незабудки, голубых незабудок, по голубым незабудкам, голубыми незабудками, о голубых незабудках) и числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, два жука, пять жуков; одна муха, две мухи, пять мух). 4. Совершенствования навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними (к реке, к озеру; от реки, от озера; с дома, со шкафа). 5. Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6—7 слов (Весной на деревьях и кустах распускаются первые листочки). 6.Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой. 7.Обучение составлению сложносочиненных предложений (Налетела туча, и пошел сильный дождь.). 8.Обучение составлению предложений с противительным союзом а (Сначала надо вспахать землю, а потом взрыхлить ее бороной). 9. Обучение составлению сложноподчиненных предложений (Мы не пошли гулять, потому что шел сильный дождь. Я увидел, что на яблоне распустились цветы). |
4.Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (научусь, буду учиться). | 1. Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее грамматических категорий. 2. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными (прекрасный цветок, прекрасная незабудка, прекрасное утро, прекрасные дни) и числительных с существительными (три бабочки, семь бабочек; трех бабочек, семи бабочек). 3.Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 4.Совершенствование навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем предложений. |
Рекомендуемая литература, игры и пособия:
- Борисенко М.Г., Лукина М.А. Зима, зимние забавы.— СПб.: Паритет, 2005.— 32 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).
- Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь № 1, 2, 3, 4 для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999.
- Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет,— СПб.: КОРОНА принт, 2005.
- Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей: Пособие для занятий с детьми 4-6 лет,— СПб.: КОРОНА принт, 2004.
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом-раскраска. Приложение к сборнику упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. М. Гном и Д., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте
Система работы по формированию граматического строя речи в старшем дошкольном возрасте (для работы с детьми с ОНР и нормой речевого развития)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-224465-1364317634.jpg)
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-502273-1415384184.jpg)
Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте
Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-194104-1449574933.jpg)
Опыт работы учителя-логопеда, на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредствам кинетического песка."
Опыт педагогической работы учителя-логопеда, который может быть использован коллегами....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-417919-1394823538.jpg)
Работа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их со...
Система работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактического пособия «Волшебное дерево»
Система работы по формированию грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/03/picture-1414932-1662196302.jpg)
Картотека игр индивидуальной работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
ПОДБЕРИ ПРИЗНАКЦель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.Куртка (кака...