Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
методическая разработка по логопедии на тему
Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формирование грамматического строя речи у детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы по грамматике с детьми дошкольного возраста | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГМО воспитателей речевых и спец. групп
ПО ФОРМИРОВАНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
По «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»
Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.
и «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада
для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи» Под ред. Нищевой Н.В.
Составитель: Полозкова Н.И.,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
руководитель ГМО
г. Шадринск, 2012 г.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
у детей дошкольного возраста
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Словообразование | Словоизменение | Словообразование | Словоизменение | Словообразование | Словоизменение |
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | 1 период обучения | 1 период обучения | |||
1. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-. | 1. Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша — груши, слива — сливы, сапог — сапоги, стол — столы). 2. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?) и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке). 3. Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов (в, на, с, из, у). 4. Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, сиди, неси, беги, пой, слушай, смотри), в инфинитиве (бросать, ловить, сидеть), в настоящем времени (иду, идет, идем). 5. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже (красный мяч, красная груша, красное яблоко). 6. Обучение согласованию притяжательных местоимений (мой, моя) с существительными мужского и женского рода (моя рубашка, мой шарф). 7. Обучение формированию простого двухсловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым (Мишка сидит. Дети сидят.). | 1. Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кофточка, носочек, деревце, свитерок). 2. Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать). 3.Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных (дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный, шелковый, резиновый, пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, фарфоровый). 4. Закрепление в речи формы повелительного наклонения глаголов: сидеть, есть, пить, рисовать, лепить, играть. 5. Развитие умения подбирать слова со сходными значениями (синонимы). |
2. Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче.
5. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, из, по. Научить использовать в речи простые предлоги: над, под. 6. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао и т.д. 7. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. (Девочка рисует цветы. Девочка рисует и раскрашивает цветы. Девочка рисует цветы и фрукты). | 1.Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький). 2. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка). | 1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки). 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках). 3. Закрепление умения правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умения употреблять сложные предлоги: из-под, из-за. 4. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит). 5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка). 6. Совершенствование умения согласовывать числительные два и пять с существительными 7.Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 8.Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени (Мы хотели пойти гулять, но на улице шел сильный дождь. Мы сидели дома и рисовали, на улице шел дождь. Мы пошли на прогулку, когда закончился дождь.). 9. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее). |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль) | 2 период обучения | 2 период обучения | |||
1. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дом — домик, рука — ручка, ведро — ведерко). 2. Образование названий детенышей животных (У кошки – котенок, у лисы – лисенок, у утки – утенок). 3. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят. 4. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных: стеклянный, бумажный, резиновый. | 1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (сугроб — сугробы, снегирь — снегири, утка — утки, ворона — вороны). 2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?) и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога (лису, автобуса, козе, лапой). 3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов (с, по, за, под). 4. Обучение образованию и употреблению в речи глаголов настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (идет, сидит, поет, идут, сидят, поют). 6. Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (моется, катается, одевается). 7. Формирование умения составлять предложения из нескольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью «главенствующих» окончаний (Девочка видит кошку. Мама варит кашу. Мальчик ест суп ложкой. Девочка дает косточку собаке.). 8. Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия. | 1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (диванчик, кроватка), суффиксами -онок, -енок, -am, -ят (котенок — котята, медвежонок — медвежата), прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (новенький, легонький), глаголов с различными приставками (пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).
3. Введение в речь глаголов, обозначающих трудовую деятельность людей, характеризующих ее. 4. Обучение образованию (по образцу) однокоренных слов (кот-котик— котенька—котище.) | 1. Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных (стол — столы, белка — белки), глаголов настоящего времени (строит -строят, учит — учат, управляет — управляют), глаголов прошедшего времени (красил — красила — красили). 2. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами (вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне). 3. Закрепление умения использовать в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. Научить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле. 4. Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро, пианино, какао). 5.Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (белая снежинка, белый снег, белое окно, белые сугробы; два кота, пять котов). 6.Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений (У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч). | 1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами (кружечка, тарелочка, ножичек, кастрюлька, кувшинчик; гладенький). 2. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (снежище, горища) и суффиксами единичности (снежинка, льдинка). 3. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный). 4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (покатаюсь, буду кататься, расчищу, буду чистить). 5. Обучение правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных по темам: «Посуда», «Мебель», «Инструменты», «Животные», «Птицы», «Рыбы». | 1.Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже (гладкий лед, гладкого льда, по гладкому льду; белые снежинки, 2. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, 3. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.). 4. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами. |
3 период обучения (март, апрель, май, июнь) | 3 период обучения | 3 период обучения | |||
1. Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д. | 1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (рыбка — рыбки, муха — мухи, луг — луга, грач — грачи, кот — коты). 2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах. 3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у, с, из, под, по). 4. Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения (сидел — сидела, ходил — ходила, плавал — плавала), повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать. 5. Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными (мой мяч, моя кукла, новая игрушка, новый платок). 6. Формирование умения согласовывать числительные (один, два, пять) с существительными мужского и женского рода (один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок). 7. Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам какой? какая? какое? 8. Обучение распространению простых предложений одно родными подлежащими, определениями, сказуемыми (Мальчик и девочка пьют сок. На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.). 9. Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действие дополнять предложения недостающими словами (Мама да,,,. Кате: — Мама дала Кате мяч. У машины нет ... — У машины нет колеса.). |
| 1.Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа (по пруду — за прудом — в пруду; на реке — над рекой — в реке; по гнезду — над гнездом — в гнезде; по лужам — над лужами — в лужах). 2. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные (звонкий — звонкая — звонкое — звонкие; хрупкий — хрупкого — хрупкому — хрупким — о хрупком; зеленые — зеленых — по зеленым — над зелеными — на зеленых). 3. Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (жаркий день, жаркого дня, жаркому дню, жарким днем, о жарком дне; розовый клевер, розового клевера, розовому клеверу, розовым клевером, о розовом клевере; голубые незабудки, голубых незабудок, по голубым незабудкам, голубыми незабудками, о голубых незабудках) и числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, два жука, пять жуков; одна муха, две мухи, пять мух). 4. Совершенствования навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними (к реке, к озеру; от реки, от озера; с дома, со шкафа). 5. Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6—7 слов (Весной на деревьях и кустах распускаются первые листочки). 6.Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой. 7.Обучение составлению сложносочиненных предложений (Налетела туча, и пошел сильный дождь.). 8.Обучение составлению предложений с противительным союзом а (Сначала надо вспахать землю, а потом взрыхлить ее бороной). 9. Обучение составлению сложноподчиненных предложений (Мы не пошли гулять, потому что шел сильный дождь. Я увидел, что на яблоне распустились цветы). |
4.Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (научусь, буду учиться). | 1. Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее грамматических категорий. 2. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными (прекрасный цветок, прекрасная незабудка, прекрасное утро, прекрасные дни) и числительных с существительными (три бабочки, семь бабочек; трех бабочек, семи бабочек). 3.Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 4.Совершенствование навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем предложений. |
Рекомендуемая литература, игры и пособия:
- Борисенко М.Г., Лукина М.А. Зима, зимние забавы.— СПб.: Паритет, 2005.— 32 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).
- Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь № 1, 2, 3, 4 для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999.
- Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет,— СПб.: КОРОНА принт, 2005.
- Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей: Пособие для занятий с детьми 4-6 лет,— СПб.: КОРОНА принт, 2004.
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом-раскраска. Приложение к сборнику упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. М. Гном и Д., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте
Система работы по формированию граматического строя речи в старшем дошкольном возрасте (для работы с детьми с ОНР и нормой речевого развития)...
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте
Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...
Опыт работы учителя-логопеда, на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредствам кинетического песка."
Опыт педагогической работы учителя-логопеда, который может быть использован коллегами....
Работа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их со...
Система работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактического пособия «Волшебное дерево»
Система работы по формированию грамматического строя речи....
Картотека игр индивидуальной работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
ПОДБЕРИ ПРИЗНАКЦель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.Куртка (кака...