«Организационно - методические условия создания библиотеки в ДОУ» Доклад старшего воспитателя Долговой А.В.
методическая разработка по развитию речи на тему

Долгова Анна Васильевна

По статистике  интерес к детской  книге у родителей постепенно угасает по объективным и субъективным причинам. Для того, что бы  прочитать то или иное произведение, найти подходящее стихотворение сегодня не обязательно идти  в библиотеку – нужную детскую литературу  можно найти и в Интернете. Про анализировав  эту педагогическую проблему, творческая группа педагогов  нашего дошкольного учреждения поставила перед собой задачу – активизировать интерес к книге у детей и их родителей. Таким образом, в начале учебного года мы поняли необходимость создания детской библиотеки. Этому   переходу на более перспективный,  значимо педагогический уровень   предшествовала методическая и организационная работа с педагогами, детьми и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dolgovoy_a.v.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организационно - методические условия создания библиотеки в ДОУ»

Доклад старшего воспитателя  Долговой А.В.

Текст

Уважаемые коллеги, разрешите предложить вашему вниманию  работу нашего детского сада по теме «Организационно - методические условия создания библиотеки в ДОУ» .

По статистике  интерес к детской  книге у родителей постепенно угасает по объективным и субъективным причинам. Для того, что бы  прочитать то или иное произведение, найти подходящее стихотворение сегодня не обязательно идти  в библиотеку – нужную детскую литературу  можно найти и в Интернете. Про анализировав  эту педагогическую проблему, творческая группа педагогов  нашего дошкольного учреждения поставила перед собой задачу – активизировать интерес к книге у детей и их родителей. Таким образом, в начале учебного года мы поняли необходимость создания детской библиотеки. Этому   переходу на более перспективный,  значимо педагогический уровень   предшествовала методическая и организационная работа с педагогами, детьми и их родителями.

Наиболее эффективной формой педагогической диагностики мы сочли проведение мониторинга в нашем детском саду,  в котором приняли участие 190 родителей воспитанников всех возрастных групп, 10воспитателей  63 воспитанника старших и подготовительных к школе групп. Задачами  мониторинга стали:  заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению детям в семье, изучить читательскую компетентность родителей.

В результате мониторинга мы узнали вот такие интересные факты: Оказывается на вопрос «Есть ли у вас дома библиотека?» многие родители дали положительный ответ. Так же в результате анкетирования выяснилось, что более чем _78_% воспитанников детского сада имеют дома свой книжный уголок, и лишь _22_% не имеют. Очень похвально, что многие  родители  читают своему ребенку книги каждый день.  Но,  к сожалению, не все родители беседуют с ребенком о прочитанном - всего лишь _37_%. Так же не все родители  смогли вспомнить недавно прочитанные с детьми книги. Почти все родители на вопрос выписываете ли вы детские журналы, ответили отрицательно. Примечательно, что _25_% сообщили: «покупаем». Такие вопросы как, умеет ли читать и в каком возрасте ребенок должен научиться читать, а также читает ли он детские книги самостоятельно, были включены в мониторинг для того, чтобы выяснить, какое количество "читающих" детей уже проявляют интерес к книгам. Таким образом, определяется педагогическая задача, развивать, направлять интерес детей и родителей к книге.

    Научно-методическое обеспечение  процесса формирования   культуры чтения  родителей детям,  мы начали с повышения профессиональной читательской компетентности самих педагогов. Для этого  заведующей детского сада был проведен педагогический совет на тему: «Формирование интереса и потребности в чтении»», на котором был утвержден план проекта «Маленький книголюб».  В рамках  проекта "Маленький книголюб" запланированы следующие мероприятия:

  1.  Тематический конкурс маленьких чтецов: «Осень золотая», «Зимняя сказка», «Весна красна». Финал конкурса пройдет в апреле этого года.
  2. Конкурс на лучший книжный уголок в группах.
  3. Инсценировка сказки «Сивка – бурка» в рамках семейного клуба «Первоклашка», для старшего дошкольного возраста.
  4. Инсценировка сказки «Репка» в рамках семейного клуба «Карапузик», для детей младшего  дошкольного возраста.
  5. Тематические выставки «Книжки-самоделки»
  6. Защита проектов Детской кафедры ЮНЕСКО «Любимый поэт нашей семьи»
  7. Смотр - конкурс уголков «Ряжения».
  8. Мастерская «Сочиняем сказки вместе с детьми»
  9. Торжественное открытие библиотеки детского сада.

Наиболее действенную помощь в вопросах организационно-методического условия создания библиотеки в нашем учреждении оказывают встречи с научным консультантом  городской экспериментальной площадки «Управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ»  Родионовой Юлии Николаевны. Направление этой  экспериментальной работы  тесно связано  с работой с семьей,  повышением  познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр.  Научное консультирование проводится еженедельно индивидуально и по подгруппам в зависимости от характера решаемых проблем, выявленных в ходе мониторинга деятельности детского сада и  педагогическим моделированием работы с детьми и родителями, выбором наиболее эффективных форм и методов проведения конкурсов, тематических  выставок, заседаний семейных клубов, защиты  проектов  и других  мероприятий.  Изучение опыта работы по формированию библиотечного фонда.

Наше учреждение тесно взаимодействует с педагогическим колледжем №13 им. С.Я.Маршака. В рамках сотрудничества запланировано и проведено ряд мероприятий:

1.Театрализованное представление «12 месяцев» для детей старшего дошкольного возраста и постановка театрализованного представления «Кошкин дом»  для детей младшего дошкольного возраста.

2.Торжественная передача книг в фонд библиотеки нашего детского сада.

3. Мастерская по изготовлению закладок для книг.

4.Вовлечение студентов в оформление библиотечного фонда.

Следует отметить, что во время проведения проекта "Маленький книголюб " родители наиболее активно включились в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах, подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки.
Проявление заинтересованности со стороны родителей является важным фактором в
 организации  создании библиотеки в ДОУ. Также из мониторинга  выяснилось, что у родителей  есть затруднения при выборе  произведений.  В списке любимых книг своих детей родители называли русские народные сказки;  стихи К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова; рассказы Н. Носова; сказки А.С.Пушкина и  сказки Г. Андерсена. К сожалению, делая анализ первого тура конкурса чтецов «Осень золотая» мы пришли к выводу, что многократно звучат произведения одних  и тех же авторов. А такие поэты, как Тютчев, Фет, Плещеев, Паустовский – не освещены вовсе.   Учитывая эти данные, а так же данные  полученные в результате мониторинга, было принято решение об открытии библиотеки в стенах дошкольного учреждения.

Сегодня библиотека ДОУ представляет собой несколько книжных шкафов в уголке методического кабинета. Книжный фонд у нас пока небольшой. В библиотеку входят следующие блоки: книжный фонд, аудио библиотека и портреты детских писателей.

Нами использованы следующие педагогические формы в работе с детьми по использованию библиотеки детского сада.

1. Торжественное открытие библиотеки

2. Экскурсия детей в нашу библиотеку

3. использование библиотечного фонда воспитателями детского сада на занятиях

4. Знакомство родителей с библиотекой

Первый опыт работы библиотеки показал, что нам необходимо увеличивать библиотечный фонд, который включает различные литературные и научные  разделы. В результате нашей деятельности мы выявили проблемное поле, которое планируем  осваивать в последующем времени с целью:

Дальнейшей активизации  воспитателей на творческое взаимодействие с родителями и детьми по работе с детской книгой .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание организационно – методических условий для формирования у детей нравственно ценностных ориентаций»

ПедсоветЦель: продолжить формировать теоретическую базу по вопросу нравственного воспитания детей....

"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"

"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"...

Презентация "Организационно-методические условия к подготовке педагогов к взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста"

Презентация "Организационно-методические условия к подготовке педагогов к взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста" содержит в себе исторический аспект проблемы взаимодействия ...

Организационно-методические условия реализации проекта «Спортивная математика» в старшем дошкольном возрасте

Сегодня процесс образования рассматривается с учетом различных вопросов и аспектов. В частности все чаще ставится вопрос - как идёт усвоение учащимися знаний и как формируются в сознании целостная нау...