Организационно – методические условия по обеспечению социально –коммуникативного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ДОО
статья
Социально-коммуникативное развитие воспитанников с ОВЗ в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_m.s._-_kopiya.docx | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационно – методические условия по обеспечению социально –коммуникативного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ДОО
Мошкова С.В.
старший воспитатель
МБДОУ г. Мурманска№109
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ предполагает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в создании условий для социализации, введения в культуру, развития социального опыта ребенка с ОВЗ.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изменениями и дополнениями на 02 мая 2015 г.) вступил в силу с 01 сентября 2013 года - содержит ряд статей (например, 34, 42, 44, 48, 55,58, 59, 60), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с инвалидностью, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
В нашем детском саду (структурном подразделении) с 2014 года функционирует компенсирующая группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Контингент этой группы – дети с ЗПР и дети со сложной сочетанной структурой дефекта , имеющих статус инвалида. Поэтому для реализации системного подхода в по созданию условий для успешной социализации детей с ОВЗ и обеспечения социально –коммуникативного развития воспитанников с ОВЗ были поставлены следующие задачи:
|
|
|
|
|
Одним из важных направлений деятельности нашего учреждения обеспечение систематического, планомерного сопровождения и создание условий для позитивной социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды. Работа ведется в следующих направлениях:
1.Организационно-педагогический блок коррекционно – развивающих условий: создание предметной социализирующей среды (материально –техническая база ,предметно-развивающая среда) ;
консультационный центр для родителей ДОО (нормативно-правовое информирование , привлечение родителей к коррекционно –развивающему процессу, повышение реабилитационной культуры семьи)
2.Программно – методический блок коррекционно – развивающих условий: «Основная адаптированная программа для детей с ОВЗ МБДОУ №109», проект программы МБДОУ «Социализация детей с ОВЗ и детей инвалидов в МБДОУ №109»
3.Технолого – педагогический блок коррекционно – развивающих условий: система форм и методов индивидуальной коррекционно – педагогической работы по социально –коммуникативному развитию; постепенное включение ребенка с ОВЗ в коллективные формы деятельности; профессиональное развитие педагогов ДОУ.
На современном этапе интеграция выступает как одна из альтернативных форм внутри системы образования. Это процесс и результат предоставления ребенку прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах различных видах детской деятельности, наравне и вместе с остальными членами игровой группы в условиях , компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей (1)
Одним из важных направлений деятельности нашего учреждения обеспечение систематического, планомерного сопровождения и создание условий для позитивной социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды .
В практике нашего дошкольного учреждения присутствуют следующие модели (виды) интеграции детей с ОВЗ , детей –инвалидов: постоянная, временная (инклюзия)
В группе компенсирующей направленности дети разного возраста , поэтому начиная работу с детьми, мы исходим из того, что наши дети нуждаются в комплексной реабилитации , понимая только она позволит обеспечить адаптацию и социализацию каждого ребёнка.
Исходя из этого, мы разработали проект модель психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ по развитию и формированию социально -коммуникативных навыков, которая состоит из следующих этапов :
1этап – адаптационный |
Цель этапа :адаптация детей с ОВЗ к образовательной , досуговой среде ДОО |
Содержание и формы : |
Сбор информации, опрос родителей ,учет рекомендаций комиссии ТПМПК |
развивающие тренинги с детьми и воспитанниками , |
мероприятия на создание отношений между детьми с ОВЗ их родителями; |
психологический тренинг «Родительская школа» |
педагогическая диагностика на основе комплекса методик по выявлению уровня социализации дошкольников с ОВЗ на разных этапах |
Литература:
1.«Специальная педагогика» под ред. Н.М. Назаровой, М. «Академия», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с воспитанником с ограниченными возможностями здоровья (с синдромом Дауна), фрагмент
В материале подобраны и адаптированы дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы с воспитанником с ОВЗ (с синдромом Дауна, психологический возраст 3 года).В представленном фрагменте план...
Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация данного проекта способствует гармонизации детско...
СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой, как источником...
Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».
Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...
"Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.(детей с нарушением зрения" Проект "Вместе весело шагать"
Цели-:Повысить качество социально - коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.- Развить целостные и системные представления о социальных нормах и правилах поведения в обще...
25.03.2023 г. Игра- как средство социально- коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Игра- это одно из ведущих средств всестороннего развития личности...
Консультация "Возможности авторской технологии В.В.Воскобовича в реализации социально – коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье раскрываются широкие возможности игровых технологий В.В.Воскобовича для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у...