ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ВОЗДУХЕ
статья по физкультуре по теме
Статья из материалов международной научно-практической конференции, 2011 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdunarodnaya_zaochno-praktich._konferenciya_statya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационно-методические условия оздоровления старших дошкольников в процессе занятий физической культурой на воздухе
Е.В.Разумова, инструктор по ФК, высшей категории, МБДОУ «Киреевский детский сад №6 «Алёнушка» МО Киреевский район»
В.П.Аксенов, кандидат педагогических наук, профессор Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
Проведение круглый год физкультурных занятий на воздухе является мощным средством укрепления здоровья детей и стимулом их хорошего развития, однако, важность этого компонента физического воспитания пока недооценивается. Даже программой по физическому воспитанию дошкольников предусмотрено лишь одно занятие в неделю на улице и два – в зале.
Целью нашей работы было разработать методику занятий на воздухе со старшими дошкольниками в течение года и экспериментально определить ее эффективность.
Было выбрано наиболее предпочтительное время для начала занятий – начало учебного года. В теплое время года дети занимались на воздухе ежедневно, а в зимний период - в среднем 3 раза в неделю. При организации таких занятий существенным фактором являлось переодевание детей в спортивную форму и в повседневную одежду после занятий с предварительным сухим растиранием тела.
Продолжительность занятий на воздухе соответствовала программным рекомендациям. Структура занятий была традиционна: вводная, основная и заключительная части.
Во вводной части занятия использовались различные виды ходьбы и бега. После медленного бега по площадке дети выполняли во время ходьбы дыхательное упражнение 3—4 раза.
В основной части занятий выполнялись общеразвивающие упражнения (в основном в движении). После выполнения упражнений организовывались игры, целью которых являлось разучивание и закрепление основных видов движений.
В заключительной части проводился медленный бег, переходящий в ходьбу, во время которой выполнялись дыхательные упражнения.
В связи с тем, что занятия проводились на воздухе, в комплексах почти отсутствовали упражнения в положении сидя и лежа. Особенностью проведения общеразвивающих упражнений являлось применение поточного метода. При температуре воздуха ниже 8°С — 10°С упражнения для ног (прыжки, подскоки) включались чаще (через одно упражнение), чтобы дети долго не стояли на одном месте.
Исследование проводилось в 2009-2010 учебном году на базе МДОУ «Киреевский детский сад №6 «Алёнушка» МО Киреевский район» Тульской области.
Формирующий эксперимент проводился для определения эффективности разработанной нами методики. Критериями эффективности служили результаты тестирования физической подготовленности, физического развития и заболеваемости участников эксперимента. В эксперименте участвовали две группы детей 6-7 лет: экспериментальная группа в количестве 17 человек (11 мальчиков и 6 девочек), контрольная -15 человек (8 мальчиков и 7 девочек). В начале эксперимента достоверных различий по исследуемым показателям между группами зафиксировано не было. Контрольная группа занималась по типовой программе, экспериментальная – по разработанной нами методике. Эксперимент продолжался с сентября 2009г. по май 2010г.
Для определения уровня физического развития измерялись длина тела, масса тела, окружность грудной клетки детей. Рассчитывался также весоростовой индекс Кетле.
Для определения уровня физической подготовленности детей использовались следующие тесты: скоростно-силовые способности - прыжок в длину с места, метание правой и левой рукой, быстрота - бег 30м, координационные способности - челночный бег 3 x 10м.
Достоверность полученных данных определялась по t – критерию Стьюдента.
В конце эксперимента был отмечен определенный прогресс в показателях уровня развития всех двигательных качеств мальчиков и девочек в обеих группах, что можно, на наш взгляд, объяснить естественным биологическим развитием детей.
Однако, достоверного преимущества ни по одному из результатов тестов мальчики экспериментальной группы над своими сверстниками из контрольной группы не имели. Они лишь незначительно превосходили детей из контрольной группы по уровню развития координационных способностей и скоростно-силовых способностей. Такой результат объясняется увеличенным объемом игр, применяемым в экспериментальной группе.
Девочки экспериментальной группы в конце эксперимента также не достигли достоверного превосходства перед сверстницами из контрольной группы ни по одному из результатов тестов. Однако в показателях прыжка в длину с места, челночного бега, метания правой рукой они имели некоторые преимущества, а в метании левой рукой преимущество было уже достоверным.
В конце эксперимента мальчики экспериментальной группы ни по одному из показателей физического развития не имели достоверного преимущества перед сверстниками из контрольной группы, но незначительно превосходили их в показателях окружность грудной клетки и индекс Кетле. Это, на наш взгляд, отражает тенденцию более интенсивного развития дыхательной системы детей, занимавшихся на воздухе.
Девочки экспериментальной группы в конце эксперимента превосходили своих сверстниц из контрольной группы по всем показателям физического развития, однако преимущество было недостоверным.
Показатели заболеваемости детей дошкольного возраста наиболее информативно отражают решение оздоровительных задач в процессе физического воспитания воспитанников ДОУ. В течение эксперимента опытная группа пропустила по болезни 6,25±1,26 дней, а контрольная 13,62±9,27 дней (t = 3,05; р ≤ 0,05).
Положительное влияние физкультурных занятий на открытом воздухе прежде всего сказывалось на физическом и нервно-психическом развитии ребенка, развитии движений, снижении заболеваемости. Дети чувствовали себя хорошо при различных меняющихся метеорологических условиях в помещении и на воздухе; они не боялись холодного воздуха, воды, умело преодолевали трудности.
Все это свидетельствует о том, что проведение круглый год физкультурных занятий на воздухе является мощным средством укрепления здоровья детей и стимулом их хорошего развития, а разработанная нами методика является эффективной. На наш взгляд, данную методику можно рекомендовать широкому использованию в дошкольных образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Данный материал содержит информацию для родителей по гендерному воспитанию дошкольников. ...
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Проблема креативности, реализация творческих качеств личности привлекает к себе внимание исследователей разных школ и направлений на протяжении длительной истории развития научных знаний. Активизация ...
Консультация «Проведение прогулки и занятий физической культурой на воздухе в зимнее время»
Согласно последним концептуальным документам в области дошкольного образования образовательные программы должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка. Очень важно, чтобы это требован...
ПРОЯВЛЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Проявление и воспитание воли в процессе занятий физической культурой...
Методика организации и проведения занятий физической культуры на воздухе в детском саду.
Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большо...
Доклад к семинару "Формирование коммуникативных умений старших дошкольников под влиянием занятий физической культурой"
В двигательной деятельности детей складываются определенные формы общения с другими детьми и взрослыми....
Познавательно – речевое развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культуре, истории и природе родного края.
. Работа направлена на то, чтобы зажечь искорку любви и интереса к жизни народов родного края в разное историческое время, к его истории и культуре, природе родного края, а также созданию воспит...