"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Дуболазова Светлана Юрьевна, заместитель заведующего; Федорова Юлия Александровна, воспитатель. Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «детский сад», ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово
В связи с введением в действие ФГОС ДО в системе дошкольного образования происходят важные изменения, которые инициируют модернизацию методической системы образовательных учреждений. Это в полной мере относится и к нашей ДОО. Направленность методической работы нашего учреждения обусловлена прежде всего социальным заказом государства, социальных институтов (семьи, школы), структурой системы управления в дошкольном учреждении.
Организационно-методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО в нашем структурном подразделении представляют собой комплекс условий, включающих в себя следующие составляющие: 1)нормативно - правовое регулирование реализации ФГОС ДО на уровне учреждения; 2) обеспечение методического сопровождения педагогов, направленного на развитие профессионально- значимых компетенций для решения современных образовательных задач; 3) создание в дошкольной организации единой информационно - образовательной среды по вопросам введения ФГОС ДО.
Реализация вышеперечисленных условий потребовала от нас изменить подходы к организации методической работы нашего учреждения, инициировала нас к поиску и внедрению наиболее оптимальных и эффективных подходов в сопровождении профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО. Наиболее полно требованиям стандарта отвечает деятельностный подход, который ориентирует на максимальное использование интерактивных методов в организационно – методической деятельности дошкольной образовательной организации. Основная идея деятельностного подхода в методической работе связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности педагога.
Работа была начата с нормативно – правового регулирования на уровне ДОО. Прежде всего мы привели в соответствие со стандартом и другими федеральными и региональными законодательными документами локальные акты учреждения, внесли изменении в договора с родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников, издали приказы по учреждению (Приказы «Об обеспечении введения ФГОС ДО в структурных подразделениях и филиалах Учреждения, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования «детский сад», «О создании рабочей группе по введению ФГОС ДО»).
Затем подготовили комплект документов о сетевом взаимодействии с заинтересованными организациями – договора о сотрудничестве, планы совместных мероприятий. Такие взаимоотношения выстраиваются для обеспечения основных принципов дошкольного образования, обозначенных в стандарте: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», «Сотрудничество Организации с семьей».
Для составления плана – графика переходного периода, разработке условий по реализации Кодекса профессиональной этики была создана рабочая группа, включающая как административных работников учреждения, так и педагогов, имеющих высокий уровень профессионального мастерства. Систематически рабочая группа проводит заседания, в форме круглых столов, практикумов, на которых решаются конкретные задачи переходного периода.
Принципы доступности и открытости на данном этапе реализуется в полной мере: ФГОС, локальные акты, текст Модельного кодекса профессиональной этики, условия для его реализации – размещены на сайте СП. ФГОС ДО предъявляет новые требования не только к процессу образования и воспитания, но и к профессиональным качествам педагогов. В учреждении работают 25 педагогов, для которых созданы оптимальные условия их профессионального роста. В организационно - методическом сопровождении педагогов приоритет отдается приемам деятельностного подхода, что способствует: развитию творческого потенциала воспитателей; практическому осмыслению педагогами инновационного опыта; изучению новых образовательных программ, технологий и эффективному внедрению их в образовательный процесс; координации взаимодействия ДОО, семьи, социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей дошкольного возраста.
При методическом сопровождении мы акцентировали внимание на повышение квалификации педагогических сотрудников, которое строится с учетом требований стандарта дошкольного образования. План повышения квалификации на уровне учреждения включает 5 направлений, которые соответствуют основным компетенциям педагогов (п.3.4.2, 3.2.5):
- Обеспечение эмоционального благополучия;
- Поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников;
- Установление правил взаимодействия;
- Построение вариативного образования;
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников.
Особое значение в повышении квалификации педагогов к введению ФГОС мы уделяем следующим формам: практикумы, мастер – классы, консультации с применением ИКТ, дискуссии, открытые показы, составление картотек, проекты, взаимопроверки, деловые игры, тренинговые занятия и др. Содержание этих форм работы составляет отработка практических умений и навыков, необходимых педагогам в работе с детьми для достижения ими целевых ориентиров. За текущий год нами были запланированы и проведены следующие мероприятия по вышеперечисленным направлениям:
1. Семинар – практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в становлении ценностей здорового образа жизни», деловая игра с педагогами «Подвижная игра как средство формирования начальных представлений о видах спорта».
2. Дискуссия «Проблема индивидуализации в обучении и воспитании», тренинг педагогической осознанности.
3. Семинар – практикум «Формирование социокультурных ценностей на основе этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста», взаимопроверка «Создание условий для социокультурного воспитания детей в старшей группе».
4. Мастер – класс для педагогов ДОО «Применение сюжетно – ролевой ритмики для развития креативности ребенка – дошкольника»; открытые показы «Развитие творческих способностей детей старшей группы средствами театрализованной деятельности»; «Непосредственная образовательная деятельность по аппликации детей в средней группе с использованием нетрадиционных материалов».
5. Конкурс профессионального мастерства на лучшее родительское собрание, консультации с применением ИКТ.
Повышение квалификации осуществляется также и в рамках работы по самообразованию педагогов. При разработке плана работы по самообразованию мы учитываем их индивидуальный опыт, профессиональное мастерство, а также предпочтения самих педагогов.
Третьим организационно – методическим условием является организация информационно - образовательной среды по вопросам введения ФГОС ДО. Под информационно – образовательной средой понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационно – образовательных ресурсов, современных информационно – телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности.
Для создания информационно - образовательной среды рабочей группой были предприняты следующие шаги: проведен анализ методических пособий, находящихся в методическом кабинете. После проведения оценки актуальности пособий, методический кабинет будет дополнен литературой, пособиями в соответствии с современными требованиями.
В помощь педагогам нами оформлен и постоянно обновляется каталог периодических изданий, электронных презентаций, СД – дисков, видеоматериала.
К образовательной среде относится и развивающая среда групп, которая также приводится в соответствие с требованиями новых нормативных актов. Наполняемость групп была проанализирована педагогами с точки зрения ее соответствия «Перечню целевых комплектов игровых средств для оснащения ДОО», сделаны выводы о том, каких игрушек, игр и пособий недостает. В настоящее время образовательное пространство групп пополнилось игровыми средствами.
Соответствовать современным требованиям для педагогического коллектива СП «детский сад» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово означает не только шагать в ногу со временем, но и работать с опережением, видеть перспективу. Педагоги нашего структурного подразделения активно распространяют педагогический опыт. Диссеминация осуществляется посредством таких каналов диссеминации, как информационный посредством публикации в периодических изданиях, а именно: материалах IX международной научно-практической конференции «Здоровое поколение - международные ориентиры XXI века» опубликованы 2 статьи педагогов; в альманахе СИПКРО «Деятельность дошкольных образовательных организаций в психолого – педагогической поддержке семьи» (Выпуск 7) статьи заведующего СП И.А.Плотниковой и учителя – логопеда Е.Ю.Севастьяновой.
Передовой опыт работы воспитателей и специалистов учреждения опубликован в педагогическом информационном сообществе на сайтах: всероссийского фестиваля «Открытый урок»; СИПКРО в электронном сборнике; на сайтах педагогов в Социальной сети работников образования; на сайте Ресурсного центра, структурного подразделения.
Коммуникативные каналы диссеминации предполагают участие педагогов в профессиональных событиях. Сотрудники участвовали в областном фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования в г.Кинель, на Августовской педагогической конференции Западного образовательного округа, на окружных методических мероприятиях.
Обучающие каналы распространения опыта - это организация ознакомительных семинаров. Традиционным для нас стала организация окружных методических объединений для педагогов района и округа, на которых сотрудники нашего СП успешно представляют опыт работы по различным направлениям воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что в учреждении создаются организационно-методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов ДОО при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода.
Список литературы:
1.Белая К.Ю.Методическая деятельность в ДО.- М.: ТЦ Сфера, 2014;
2.Маханева М.Д. и др. Программа поэтапного перехода к работе по ФГОС ДО/ Управление образованием, - 2014, №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод.объединение "Использование технологии деятельностного подхода в практической деятельности с детьми"
Деятельностный подход - это:Ø Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....
Специально – организованная совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей с использованием технологии деятельностного подхода
В статье представлен материал по применению технологии деятельностного подхода в специально-организованной продуктивной деятельности детей, педагогов и родителей....
Использование технологии деятельностного подхода в организации НОД в старшей группе
Долгие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний, умений и навыков. Память детей загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Дети хорошо выполняли задания репроду...
ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"...
План мероприятий, посвященных неделе стандарта по теме: «Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»
План мероприятий, посвященных неделе стандартаМария Клочкова План мероприятий, посвященных неделе стандартаУтверждаю:Заведующий МБДОУ д/с №14___С. В. КозловаПлан мероприятий,посвященных неделе ст...
Приказ Об утверждении состава и организации работы творческой группы «Сопровождение профессиональной деятельности педагогов МАДОУ ДС № 71 «Радость» в 2021-2022 учебном году»
В соответствии с планом работы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №71 «Радость» на 2021 – 2022 учебный год, c целью обеспечения режима развития и функционирования МАДОУ ДС № 71 «Радост...
Организационно-психологические условия обеспечения профессионального здоровья педагогов ДОУ
Эмоционально м физически загруженный педагог предпочитает известный круг ситуаций, где он обучает и не хочет рисковать, используя инновации, находит для себя логическое оправдание в нежелании самообра...