Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Елена Валериевна Гриднева

Развитие фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_2.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: Дифференциация звуков «С — З»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье»

Задачи:

Познание: Продолжать знакомство со звуками «с – з»; умение дифференцировать звуки «с – з» в произношении и по картинкам. Развитие фонематического восприятия. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания.

Здоровье: Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Развитие координации речи с движением.

Методы и приемы:        - практические: выполнение заданий в играх и во время непосредственно-образовательной деятельности, составление предложений.

- наглядные: рассматривание.

- словесные: беседа, загадывание загадок, рассказ, вопросы.

Материалы и оборудование: картинки предметные; 2 домика с окошками (в одном — картинки на звук «с» и одна картинка на звук «з», в другом домике в окошках – картинки на звук «з» и одна картинка на звук «с»); буквы С и З; схема — таблица для характеристики звука; сигнальчики, фишки, модель слова, модели слога (полоски желтого цвета).

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, 

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и  отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества 

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия ,дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель предлагает детям учиться различать звуки «с – з» надо определить в каком из домиков картинки со звуком «с», а в каком картинки со звуком – «з»,какая картинка в каждом домике лишняя

Дети прикрепляют на домик соответствующую букву

Создание интереса

к теме

2

Воспитатель предлагает детям игру «Ложки – калошки»

Дети выполняют задания

Развитие двигательной активности

3

Воспитатель предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику «В нашей группе»

Дети загибают пальцы по одному на каждое имя. Это Боря, это Саша. Все мы – друзья. /сгибают-разгибают кисть руки

развитие сенсорного восприятия

4

Воспитатель предлагает детям произвести звуковой анализ слов.

САНИ (дети выкладывают звуковой анализ слова на столах). В – согласный звук, твердый, обозначается синим цветом А – гласный звук, обозначается красным цветом З – согласный звук, твердый, обозначается ВАЗА, синим цветом А — гласный звук, обозначается красным цветом С – согласный звук, твердый (синим цветом) А – гласный звук, обозначается красным цветом Н – согласный звук, мягкий, обозначается зеленым цветом И — гласный звук, обозначается красным цветом

пополнение словарного запаса,

развитие речи и мышления

5

Физминутка «Стрекоза»

Дети/бегут по кругу, расставив руки Как горошины глаза, /сомкнутыми большими и указательными Вверх – вниз, /пальцами показывают глаза стрекозы Взад- вперед, /сначала бегут на носочках, потом в полуприсяде Как прозрачный самолет. /Меняют направление бега. Свободно бегают по ковру

Развитие двигательной активности

6

Воспитатель предлагает детям определить нужный слог в слове («сы» или «зы»).

Дети выполняют задание

Закрепление звукопроизношения

7

Воспитатель предлагает детям составить предложение из определенных слов

Дети занимаются составлением предложений (Зоя на газоне забыла зонт.) Зоя, за, сосна, стоять. (Зоя стоит за сосной) Сосна, Зоя, под, сидеть. (Зоя сидит под сосной).

Формирование умения самостоятельного выполнения задания

Итоговое мероприятие :  Конкурс -«Кто интересней составит рассказ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"

Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

Цель: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);умение делить слова на слоги;  умение чисто произносить звуки с помощью артикуляции. Образовательные задачи.Разв...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему: «В стране Гласных звуков»

Задачи:систематизировать знания детей о гласных звуках «А», «О», «У»,закреплять умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «В поисках клада. Звуки [М] - [М\']»

Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М-М']. Знакомство со звуками [М-М'] с использованием ИКТ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев старшей группе для детей с ТНРна тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П...