Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Ларченко Яна Григорьевна

Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;

продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;

совершенствовать фонематический слух и восприятие;развивать просодическую сторону речи;

развивать   внимание,  зрительное восприятие, общую и мелкую  моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zvuk_b.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»  г. НАДЫМА»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

детей старшей группы с общим недоразвитием речи.

Тема: «Знакомство со звуком Б»

(для детей  5-и - 6-и лет)

Автор:

учитель – логопед

МДОУ «Детский сад «Сказка»

г. Надыма»

Ларченко Я.Г.

                                                                                                       

г. Надым 2014

Форма: непосредственно образовательная деятельность.

Образовательная область:  «Коммуникация».

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».

Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД): -   формировать коммуникативные универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников.

Задачи непосредственно образовательной деятельности (НОД):

Образовательные: 

  • познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;
  • продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек.

Развивающие:

  • совершенствовать фонематический слух и восприятие;
  • развивать просодическую сторону речи;
  • развивать   внимание,  зрительное восприятие, общую и мелкую  моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование:

Гномики – звуковики; картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; разрезная буква Б;  кассы для выкладывания звуковой схемы;  дидактическое пособие «Домик»; схемы птички-синички.

Этапы занятия

Содержание деятельности

Действия

Педагог

Дети

1. Вводная часть

Введение в игровую ситуацию

(2 мин)

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Чтобы всем проснуться,

Нужно потянуться!

Эмоционально включает детей в действие.

Проговаривают четверостишие, показывают движения

Актуализация и затруднение в игровой ситуации

Эмоционально -игровой настрой на совместную деятельность

(5 мин)

Логопед:  Сегодня мы отправимся  в Волшебный город, где живут гномики – Звуковички. Те самые маленькие человечки, которые помогали нам, всё это время знакомится со звуками нашей речи.
Но чтобы отправится в путь, вам нужно превратиться в Звукознаек. Давайте, закроем глаза.
Вот закрыли все глаза.
Но подглядывать нельзя.
Как скажу я цифру пять –
можно глазки открывать.
1,2,3,4 – пока глаза вы не открыли,
1,2,3,4,5 – а тут можно открывать.
Вот теперь вы Звукознайки. А если вы Звукознайки, то вы должны много знать о чём?
(о звуках).

Некоторые звуки  можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные). 

Дифференциация звуков: гласные, твердые и мягкие согласные.

В этом сказочном городе живут гномы Том, Тим, и гном АУ.  Они так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу к своему дому. Давайте поможем им найти свои дома. (Дети выбирают гнома и называют свой "адрес").

Например:

- АУ- гласный,

- Том - согласный, твердый.

- Тим - согласный, мягкий.

Молодцы, помогли гномикам. А теперь давайте сядем на свои места.

Побуждает к диалогу.

Побуждает к действию

Дети произносят стихотворение. Включаются в диалог, рассматривают, рассуждают

Дети помогаю гномам попасть домой

Сообщение темы и цели деятельности

(3 мин)

Работа над развитием голоса.
Упражнение «Лесенка».
 

Логопед:  Ребята. Звуковички очень любят гулять по лесенке. Звук А поднимается вверх. А звук Э спускается вниз.  (Дети пропевают гласные А и Э сначала тихо, а потом все громче.)

Сообщение темы занятия.

Посмотрите внимательно на картинку! Бьют в барабан: Б-б-б. С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии.

Побуждает к действию

Дети поют гласные звуки

2. Основная часть

Открытие нового знания

(  6 мин)

Включение нового знания в систему знаний

( 7 мин)

Физминутка

( 3 мин)

Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б. Логопед вместе с детьми дает его характеристику. Звук Б — согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ), твердый, обозначать будем фишкой синего цвета. Звук Б — звонкий (тактильно-вибрационный контроль). Затем логопед просит нескольких детей повторить характеристику звука.

Связь звука и буквы.

Звук б оделся и стал выглядеть вот так.

Был когда-то полукруг,

К палочке пришел он вдруг.

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

Логопед демонстрирует букву Б.

Развитие фонематического слуха.

Звукознайки будьте внимательны, звуковички решили вас запутать. Я буду произносить ряды слов, а вы должны выбрать правильное слово.

Бобачка, чабочка, бабочка, кабабочка.

Рабабан, барабан, бабаран, набараб.

А сейчас Звуковички предлагают вам поиграть с ними  в интересную игру, и узнать, умеете ли вы отличать гласные звуки от согласных.

Как только я назову гласный звук - вы будете прыгать,  Если звук согласный - вам необходимо будет хлопать в ладоши.

А, Н, О, К, Т, И, У, П,

Закрепление звука в слогах.

Игра «Живые звуки» Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. Закрепление звука в словах.

Звуковички очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. А вам поможет наша птичка-синичка определить, где находится звук -б-  (в начале слова, в середине слова или в конце слова).

Слова: банка,  труба, булка, дуб, забор

 Закрепление звука в тексте.
Повторение скороговорок вслед за логопедом.

Ба-ба-ба — на избе была труба.

Бу-бу-бу — побелили мы трубу.

 Бу-бу-бу — сели птицы на трубу.

Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы.

Активизирует мыслительную деятельность поисковыми вопросами, обобщает ответы детей, дает инструкцию к действию детей

Побуждает к действию

Побуждает к действию

Побуждает к действию

Побуждает к действию.

Побуждает к действию.

Дает инструкцию к действию детей

Выражают собственное мнение

Дети конструируют букву Б из разрезных частей

Дети называют правильные слова.

Дети определяют и отличают гласные и согласные звуки

Дети выкладывают звуковые схемы.

Думают и высказываются

Повторяют за логопедом

3. Заключительная часть

Анализ-рефлексия

(3 мин)

Логопед:  С каким звуком мы сегодня знакомились? Какой это звук? Кому мы сегодня помогли найти свои домики? Кто нам помогал определять место звука в словах? Какие задания вы с легкостью выполняли? Какие трудности  вы испытали  на занятии? /Ответы детей/

Логопед:  Пришло время прощаться со Звуковичками! Вы сегодня были отличными Звукознайками. Поэтому Звуковички приготовили для вас сюрпризы!

Даёт оценку деятельности каждого ребёнка, заинтересовывает на последующую деятельность

Высказывают своё отношение к занятию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

Цель: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);умение делить слова на слоги;  умение чисто произносить звуки с помощью артикуляции. Образовательные задачи.Разв...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему: «В стране Гласных звуков»

Задачи:систематизировать знания детей о гласных звуках «А», «О», «У»,закреплять умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «В поисках клада. Звуки [М] - [М\']»

Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М-М']. Знакомство со звуками [М-М'] с использованием ИКТ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев старшей группе для детей с ТНРна тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П...