Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;
продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;
совершенствовать фонематический слух и восприятие;развивать просодическую сторону речи;
развивать внимание, зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuk_b.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» г. НАДЫМА»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте
детей старшей группы с общим недоразвитием речи.
Тема: «Знакомство со звуком Б»
(для детей 5-и - 6-и лет)
Автор:
учитель – логопед
МДОУ «Детский сад «Сказка»
г. Надыма»
Ларченко Я.Г.
г. Надым 2014
Форма: непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная область: «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».
Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД): - формировать коммуникативные универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников.
Задачи непосредственно образовательной деятельности (НОД):
Образовательные:
- познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;
- продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек.
Развивающие:
- совершенствовать фонематический слух и восприятие;
- развивать просодическую сторону речи;
- развивать внимание, зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование:
Гномики – звуковики; картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; разрезная буква Б; кассы для выкладывания звуковой схемы; дидактическое пособие «Домик»; схемы птички-синички.
Этапы занятия | Содержание деятельности | Действия | |
Педагог | Дети | ||
1. Вводная часть | |||
Введение в игровую ситуацию (2 мин) | Выполнение движений по тексту стихотворения. Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились! Чтобы всем проснуться, Нужно потянуться! | Эмоционально включает детей в действие. | Проговаривают четверостишие, показывают движения |
Актуализация и затруднение в игровой ситуации Эмоционально -игровой настрой на совместную деятельность (5 мин) | Логопед: Сегодня мы отправимся в Волшебный город, где живут гномики – Звуковички. Те самые маленькие человечки, которые помогали нам, всё это время знакомится со звуками нашей речи. Некоторые звуки можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные). Дифференциация звуков: гласные, твердые и мягкие согласные. В этом сказочном городе живут гномы Том, Тим, и гном АУ. Они так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу к своему дому. Давайте поможем им найти свои дома. (Дети выбирают гнома и называют свой "адрес"). Например: - АУ- гласный, - Том - согласный, твердый. - Тим - согласный, мягкий. Молодцы, помогли гномикам. А теперь давайте сядем на свои места. | Побуждает к диалогу. Побуждает к действию | Дети произносят стихотворение. Включаются в диалог, рассматривают, рассуждают Дети помогаю гномам попасть домой |
Сообщение темы и цели деятельности (3 мин) | Работа над развитием голоса. Логопед: Ребята. Звуковички очень любят гулять по лесенке. Звук А поднимается вверх. А звук Э спускается вниз. (Дети пропевают гласные А и Э сначала тихо, а потом все громче.) Сообщение темы занятия. Посмотрите внимательно на картинку! Бьют в барабан: Б-б-б. С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии. | Побуждает к действию | Дети поют гласные звуки |
2. Основная часть | |||
Открытие нового знания ( 6 мин) Включение нового знания в систему знаний ( 7 мин) Физминутка ( 3 мин) | Акустико-артикуляционный образ звука. Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б. Логопед вместе с детьми дает его характеристику. Звук Б — согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ), твердый, обозначать будем фишкой синего цвета. Звук Б — звонкий (тактильно-вибрационный контроль). Затем логопед просит нескольких детей повторить характеристику звука. Связь звука и буквы. Звук б оделся и стал выглядеть вот так. Был когда-то полукруг, К палочке пришел он вдруг. Справа встал, остановился, Сверху крышею накрылся. Логопед демонстрирует букву Б. Развитие фонематического слуха. Звукознайки будьте внимательны, звуковички решили вас запутать. Я буду произносить ряды слов, а вы должны выбрать правильное слово. Бобачка, чабочка, бабочка, кабабочка. Рабабан, барабан, бабаран, набараб. А сейчас Звуковички предлагают вам поиграть с ними в интересную игру, и узнать, умеете ли вы отличать гласные звуки от согласных. Как только я назову гласный звук - вы будете прыгать, Если звук согласный - вам необходимо будет хлопать в ладоши. А, Н, О, К, Т, И, У, П, Закрепление звука в слогах. Игра «Живые звуки» Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. Закрепление звука в словах. Звуковички очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. А вам поможет наша птичка-синичка определить, где находится звук -б- (в начале слова, в середине слова или в конце слова). Слова: банка, труба, булка, дуб, забор Закрепление звука в тексте. Ба-ба-ба — на избе была труба. Бу-бу-бу — побелили мы трубу. Бу-бу-бу — сели птицы на трубу. Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы. | Активизирует мыслительную деятельность поисковыми вопросами, обобщает ответы детей, дает инструкцию к действию детей Побуждает к действию Побуждает к действию Побуждает к действию Побуждает к действию. Побуждает к действию. Дает инструкцию к действию детей | Выражают собственное мнение Дети конструируют букву Б из разрезных частей Дети называют правильные слова. Дети определяют и отличают гласные и согласные звуки Дети выкладывают звуковые схемы. Думают и высказываются Повторяют за логопедом |
3. Заключительная часть | |||
Анализ-рефлексия (3 мин) | Логопед: С каким звуком мы сегодня знакомились? Какой это звук? Кому мы сегодня помогли найти свои домики? Кто нам помогал определять место звука в словах? Какие задания вы с легкостью выполняли? Какие трудности вы испытали на занятии? /Ответы детей/ Логопед: Пришло время прощаться со Звуковичками! Вы сегодня были отличными Звукознайками. Поэтому Звуковички приготовили для вас сюрпризы! | Даёт оценку деятельности каждого ребёнка, заинтересовывает на последующую деятельность | Высказывают своё отношение к занятию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»
Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.
Развитие фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.
Цель: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);умение делить слова на слоги; умение чисто произносить звуки с помощью артикуляции. Образовательные задачи.Разв...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»
Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему: «В стране Гласных звуков»
Задачи:систематизировать знания детей о гласных звуках «А», «О», «У»,закреплять умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положени...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «В поисках клада. Звуки [М] - [М\']»
Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М-М']. Знакомство со звуками [М-М'] с использованием ИКТ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев старшей группе для детей с ТНРна тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П...