Использование интерактивных технологий на занятии по развитию речи в средней группе ДОУ.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, демонстрируемой при помощи интерактивных технологий.
Задачи: 1) Способствовать развитию умения наблюдать.
2 ) Упражнять в составлении простых предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_publikatsii.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных технологий на занятии по развитию речи в средней группе ДОУ.
Конспект занятия. Составление рассказа по картине "На детской площадке".
Цель. Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, демонстрируемой при помощи интерактивных технологий.
Задачи. 1)Способствовать развитию умения наблюдать. 2)Упражнять в составлении простых предложений.
Пояснительная записка.
Термин "интерактивность" происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает "взаимодействие". Интерактивность - понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивное педагогическое взаимодействие - это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и воспитанников по организации взаимодействия в целях развития.
Интерактивность - способы и средства взаимодействия человека с информационной средой или ее отдельными элементами: интерактивное телевидение, интерактивная игра, интерактивная доска, интерактивная обучающая компьютерная программа.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входят компьютер и проектор.
Задачи, решаемые при работе с интерактивной доской:
- развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;
- формирование готовности ребенка к школьному обучению;
- знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
- овладение навыками работы с интерактивной доской.
Технология работы доски, основанная на принципе резистентной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски – тактильное управление, которое помогает реализовать различные стили обучения. Доска реагирует на прикосновение пальца. Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесс «живого» обучения: используются крупные яркие изображения, передвигаемые просто пальцами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее.
Таким образом, интерактивные технологии являются современным средством познания. Целесообразно их использование на занятиях по развитию речи в ДОУ при обучении дошкольников среднего возраста рассказыванию по картине.
Во-первых, это яркий иллюстрационный материал, который способствует лучшему восприятию. Во-вторых, возможны, при необходимости, различные манипуляции с изображениями (увеличение/уменьшение картинки, изменение местоположения фрагмента, составление коллажей, изменение цвета предметов при работе со временами года - изменение цвета листьев, шубки зайца, созревание фруктов и ягод и т.д.). В-третьих, вызывает интерес у детей и приучает их к современным технологиям и методам познания.
Картинам как фактору умственного развития ребенка отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи.
Рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель:
1) Упражнение способности к наблюдению.
2) Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения).
3) Развитие языка ребенка.
В методике развития речи выделяются несколько видов рассказов детей по картине:
1) описание предметных картин;
2) описание сюжетной картины;
3) рассказ по последовательной сюжетной серии картин;
4) повествовательный рассказ по сюжетной картине;
5) описание пейзажной картины и натюрморта.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Работа с картиной осуществляется по следующей модели:
1) Выделение объектов, изображенных на картине.
2) Установление взаимосвязей различного уровня между объектами.
3) Представление объектов с точки зрения их восприятия различными анализаторами.
4) Описание изображенного средствами символической аналогии.
5) Представление объектов в рамках времени их существования.
6) Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
Сложность организации и проведения такой работы с детьми 4-7 лет заключается в том, что у них еще не сформированы классификационные и системные умения работы с конкретным объектом. Поэтому большое значение имеет элемент наглядности объекта, в чем большую помощь оказывают современные технологии, которые расширяют возможности педагогов в работе с иллюстрациями.
Конспект занятия. Составление рассказа по картине " На детской площадке".
Ребята, сегодня я принесла вам картину, но картину необычную. Рассматривать мы ее будем при помощи специального оборудования (интерактивной доски или большого монитора, подключенного к компьютеру). Воспитатель показывает детям картину и читает стихотворение.
На детской площадке всегда интересно.
И мамам и детям бывать здесь полезно.
На нашей картине детей очень много.
Расскажем сейчас о каждом немного.
Воспитатель: Кто изображен на картине?
Дети: Дети, которые играют на детской площадке.
Воспитатель: Сейчас мы вместе с вами расскажем, во что играет каждый ребенок, изображенный на картине. (Далее каждого ребенка, который изображен на картине рассматриваем отдельно крупным планом при помощи увеличения на интерактивной доске или мониторе).
Воспитатель: Ребята, кто изображен на этом фрагменте?
Дети: Девочка, которая везет на веревке игрушечного котенка.
Воспитатель: Какая у девочки одежда?
Дети: У девочки розовый комбинезон, желтая кофточка, белые носочки, розовые туфли.
Воспитатель: Хорошо. Придумаем девочке имя. Как девочку зовут?
Дети: Девочку зовут Света.
Воспитатель: Молодцы, очень внимательные ребята. (Подсвечивает фрагмент с девочкой более темным цветом на общей картине, это означает, что с этим описанием дети уже справились).
Воспитатель: Кто еще изображен на картине?
Дети: Девочки с коляской. (Воспитатель увеличивает этот фрагмент ).
Воспитатель: Какого цвета коляска у девочек?
Дети: Коляска розового цвета.
Воспитатель: Как вы думаете, в какую игру играют девочки?
Дети: Девочки играют в дочки-матери.
Воспитатель: Как вы думаете, какие у девочек имена?
Дети: Маша и Катя.
Воспитатель: Хорошо. Наших девочек зовут Маша и Катя.
Воспитатель: Опишите девочек.
Дети: Маша в голубом платье. Она присела около коляски. Катя стоит. У нее красные шорты и белая кофта в желтый цветочек. В руках у девочки зеленый совок.
Воспитатель: Молодцы. (Отметим этот фрагмент на нашей картине).
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на картину, о ком мы еще не говорили?
Дети: Мальчик в песочнице.
Воспитатель: Как его зовут?
Дети: Владик.
Воспитатель: Что строит мальчик?
Дети: Замок, дворец.
Воспитатель. ( Выделяет этот фрагмент на картине). Что еще делают дети на картине?
Дети: Мальчики катаются на горке.
Воспитатель: Познакомимся с ними.
Дети: Их зовут Миша и Тиша.
Воспитатель: Опишите их.
Дети: Миша сидит на горке и хочет скатиться вниз. Тиша забрался под горку.
Воспитатель: Какого цвета горка?
Дети: Горка желто-голубая.
Воспитатель: (Выделяет этот фрагмент). Кто еще изображен на картине? Посмотрите внимательно. Кого я еще не выделила?
Дети: Мальчик запускает вертолет.
Воспитатель: Как назовем мальчика?
Дети: Мальчика зовут Коля.
Воспитатель: (Подсвечивает этот фрагмент). Кто остался на картине?
Дети: Мальчик катается на красном велосипеде. Он едет к ребятам. Мальчика зовут Петя.
Воспитатель: (Хвалит ребят и выделяет фрагмент).
Дети: Осталась тетя Наташа с собакой Инессой. Она сидит на лавочке и смотрит на ребят.
Воспитатель: ( Выделяет оставшийся фрагмент). Ну вот, мы с вами рассказали, чем заняты ребята на детской площадке. А если бы мы были немного постарше, то обязательно придумали такое стихотворение о ребятах, изображенных на картине:
Света играет с котенком отлично.
Маша и Катя с коляской обычно.
Владик построил песочный дворец.
Коля пустил вертолет - молодец.
Весело с горки катается Миша.
Под горкой пониже, спрятался Тиша.
Петя на велике быстро катится.
Видно, нисколечко он не боится.
Тетя Наташа с собачкой Инессой
За ними присматривает с интересом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие по развитию речи в средней группе «Времена года: весна-лето» с использованием игровой технологии.
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными- обогащать словарный запас- учить различать на слух слова с определенным звуком- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замеч...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием интерактивной доски
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "В гостях у бабушки Нюры" (Домашние животные. Скотный двор)...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием современных образовательных технологий. «В гости к сказке».
Образовательная область: «Речевое развитие»Обучающие задачи:- закрепить умение узнавать знакомые сказки;- закрепить умение передавать структуру сказки.Развивающие задачи:- развивать способ...
Занятие по развитию речи в средней группе с использованием современных образовательных технологий «Путешествие в сказку»
путешествие в сказку....
конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием социо-игровой технологии
занятие по развитию речи с использованием социо-игровой технологии...
конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием социо-игровой технологии
занятие по развитию речи с использованием социо-игровой технологии...
Конспект занятие по развитию речи в средней группе Времена года весна-лето с использованием игровой технологии.
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными- обогащать словарный запас- учить различать на слух слова с определенным звуком- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замеч...