Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством нетрадиционных логопедических технологий."
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, то их плотно сжимает.Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, когда его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс.Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.Вернемся в предысторию вопроса. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией».Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки ия руки есть ещё одна речевая зона мозга» - доказывает М. М. Кольцова.
Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка формировалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным. Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знания - психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Работы эти содержат много ценного и для практики. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения требует постоянного совершенствования методов работы по формированию речи детей раннего возраста, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.Ранний возраст (с рождения до 3-х лет) является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.Ранняя коррекция недостатков развития ребенка, особенно в дошкольных образовательных учреждениях, становится все более актуальной в последнее время. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка - дошкольный и школьный - уже, можно сказать, педагогически освоены.Что же касается периода от рождения до 3-х лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего, здоровье детей, их физическое благополучие, а не сенсорное, умственное, речевое и эмоциональное развитие. Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития является то обстоятельство, что в России число новорожденных детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85% новорожденных.
Тема статьи выбрана, потому что речь детей – это показатель их психического и социального развития. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Хорошее знание языка ребёнку необходимо для овладения программой детского сада, а в последующем – школы. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда я говорю: “Сейчас мы с вами, дети, поиграем!” Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь. Используя игровые, нетрадиционные формы обучения, можно вызвать интерес к овладению дошкольниками связной речью и готовлю их к обучению в школе. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
В данном направлении используются следующие методы и приемы: пальчиковые игры и специальные упражнения («Сорока», «Ладушки» и др.); массаж кистей рук и пальцев (в том числе щетками, колючими мячиками, массажерами Су-джок и др.); различные тренажеры (вкладыши, шнуровки, клавиатуры, мозаики, прищепки и др.).
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Еще одна интересная методика способствующая развитию речи у детей в раннем возрасте – игры с крупой, бусами и орехами. Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. А рисование на манной крупе— радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать материал, его характер и настроение. Можно предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Пальчиковая гимнастика «Прелей» так же позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 3 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
* Нормализации мышечного тонуса;
* Стимуляции тактильных ощущений;
* Увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
* Формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
“Пальчиковый бассейн"легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковых игр и упражнений в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, фор мы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popugaychiki.docx | 229.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Попугайчики»
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток.
И восклицать : - О! Как же ты красива!
Е. Щукина.
Раздел 1
1.1.Актуальность
Ранний возраст (с рождения до 3-х лет) является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка, особенно в дошкольных образовательных учреждениях, становится все более актуальной в последнее время. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка - дошкольный и школьный - уже, можно сказать, педагогически освоены.
Что же касается периода от рождения до 3-х лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего, здоровье детей, их физическое благополучие, а не сенсорное, умственное, речевое и эмоциональное развитие.
Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития является то обстоятельство, что в России число новорожденных детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85% новорожденных.
Тема выбрана, потому что речь детей – это показатель их психического и социального развития. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Хорошее знание языка ребёнку необходимо для овладения программой детского сада, а в последующем – школы. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда я говорю: “Сейчас мы с вами, дети, поиграем!” Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь. Используя игровые, нетрадиционные формы обучения, можно вызвать интерес к овладению дошкольниками связной речью и готовлю их к обучению в школе. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
В данном направлении используются следующие методы и приемы: пальчиковые игры и специальные упражнения («Сорока», «Ладушки» и др.); массаж кистей рук и пальцев (в том числе щетками, колючими мячиками, массажерами Су-джок и др.); различные тренажеры (вкладыши, шнуровки, клавиатуры, мозаики, прищепки и др.).
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Еще одна интересная методика способствующая развитию речи у детей в раннем возрасте – игры с крупой, бусами и орехами. Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. А рисование на манной крупе— радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать материал, его характер и настроение. Можно предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Пальчиковая гимнастика «Прелей» так же позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 3 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
* Нормализации мышечного тонуса;
* Стимуляции тактильных ощущений;
* Увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
* Формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
“Пальчиковый бассейн"легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковых игр и упражнений в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, фор мы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.
1.2.Цели и задачи проекта
Цель проекта: создать условия для развития речи детей раннего возраста посредством нетрадиционных логопедических технологий.
Задачи для детей:
1. Развить у детей раннего возраста мелкую моторику пальцев рук и
связную речь.
2 . Развивать познавательную активность, творческие способности,
воображение, мышление, фантазию.
3. Создать условия для развития речи детей средствами дидактических
игр
4. Способствовать появлению ярких положительных эмоций
5. Мотивировать детскую деятельность.
Задачи проекта для родителей:
1. Активность родителей, вовлеченность в рабочий процесс.
- Сближение с детьми и педагогами групп.
- Интерес к событиям, происходящим в детском саду.
- Обучение основным элементам логопедических игр
- Привлечение в изготовлении логопедических пособий и пополнение уголка предметно-развивающей среды
1.3. Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Повышение уровня развития речи у детей раннего возраста
- Пополнение пассивного и активного словарного запаса.
- Развитие фонематического восприятия, связной речи и подвижности органов артикуляции
- Закрепление навыка работы в нетрадиционных логопедических техниках
- Формирование интереса к логопедическим играм и занятиям
- Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
- Снижение процента детей с речевыми нарушениями;
Для родителей:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей
- Активизация участия родителей в работе проекта и заинтересованность в речевом развитии детей
- Повышение культурно-образовательного уровня родителей посредством консультаций и тренингов .
- Заинтересованность родителей в тесном сотрудничестве с ДОУ.
Раздел 2
2.1. Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Попугайчики»
Месяц | Тема занятия | Работа с детьми | Работа с родителями | |
сентябрь | I. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь) Анализ литературы, задач по развитию речи детей раннего возраста · Подбор материала для занятий · Подбор литературы · Изучение задач работы с детьми Разбить детей на подгруппы по уровню развития речи Проведение диагностики
II. Разработка проекта
| |||
октябрь | Тема: «Знакомство с попугайчиком» Цель: установление эмоционального положительного контакта между педагогом и детьми; создание комфортной психологической сферы. Тема «Попугайчик и ёжик пришли в детский сад» Цель: воспитание умения вслушиваться в речь педагога; создание положительных эмоций; привлечение к совместной деятельности | Создание альбома с иллюстрациями Су-джок упражнение «Я мячом круги катаю» Самомассаж су-джок «Ходит ежик без дорожек» | Опрос родителей – анкета “В какие игры вы играете дома с ребёнком?” | |
ноябрь | Тема: «Фрукты» Цель:уточнение названия предметов, обозначающей фрукты; введение понятий большой-маленький, ознакомление с уменьшительно-ласкательной формой слова: яблочко, лимончик Тема: «Овощи» Цель: ознакомление с понятием «овощи»; воспитание потребности к повторению за взрослыми новых слов, обозначающих названия овощей; обучение детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом фигурок настольного театра | Создание альбома с потешками Самомассаж эластичным кольцом: «Вышли пальцы погулять» Д.и. с использованием су-джок «Один-много». | Консультация – практикум “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста” | |
декабрь | Тема: «Семья» Цель: выявление знаний о себе, побуждение к общению, преодоление речевого негатизма; обучение детей использованию в различных речевых ситуациях слов, относящихся к лексической теме «семья» Тема: «Одежда» Цель: формирование умения вслушивать в речь, понимать ее содержание; пополнение словарного запаса за счет прилагательных, обозначающих цвет. Закрепление умения выполнять двухступенчатую инструкцию | Разработка дидактических игр: «Веселый барабан», «Гусеница», «Полянка радости», «Яблонька», «Сорви Яблочки», «Волшебные пуговицы», «Шарики» и др. Самомассаж су-джок «Этот малыш-Илюша» Д.и. с использованием су-джок «Кого как зовут» Рассказывание сказки «Ежик на прогулке» | Консультация для родителей Пальчиковые игры: 1. Игры – манипуляции; 2. Сюжетные пальчиковые упражнения; | |
январь | Тема: «Домашние животные» Цель:обучение узнаванию предметов по их словесному описанию; активизация речевого подражания; развитие интонационной выразительности на материале звукоподражаний Тема «Собака со щенятами» Цель: воспитание умения слушать литературное произведение и характеризовать персонажи, опираясь на иллюстрации и описание; договаривать слова и словосочения | Проведение игровых упражнений по развитию речи с разработанными пособиями Д.и. с использованием су-джок «Кто как кричит» И.у. с использованием су-джок «Гладь мои ладошки, ёж!» | Мастер-класс по теме «Театр в руке.» | |
февраль | Тема: «Кто где спрятался» Цель: развитие императивной речи; обучение пониманию пространственных отношений двух предметов: предлоги на, за, около. Тема «День рождения Попугайчика» Цель: формирование умения выполнять словесную инструкцию воспитателя; развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мелкую моторику | Игры с разработанными дидактическими пособиями: «Веселый барабан», «Гусеница», «Полянка радости», «Яблонька», «Яблочки» и др. Д.и. с использованием су-джок «Скажи наоборот» | консультация по теме «Словесные игры в развитии речи ребенка», «Какими пальчиковыми играет ваш ребенок» | |
март | Тема: «Игрушки» Цель: совершенствование ориентировки в окружающем; понимание названия предметов и действий с ними; уточнение названия игрушек; формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание Тема: «Посуда» Цель: расширение пассивного и активного словаря по теме; формирование глагольного словаря, пополнение его прилагательными, обозначающими основные цвета; воспитании фонематического слуха | Д.и. с использованием су-джок «Скажи ласково» | анкетирование «Знаете ли вы как развить речь ребенка» | |
апрель | Тема: «Петушок золотой гребешок» Цель: воспитание умения вслушиваться в речь педагога; обогащение речи детей новыми словами: бородка, гребень, шпоры, забор, зерна, сыпать, звать, клевать; обучение образованию уменьшительно-ласкательной формы слов Тема: «Кошка с котятами» Цель: развитие диалогической речи, формирование умения отвечать на вопрос с опорой на картинку; обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение предмета | Д.и. с использованием су-джок «Какого цвета» | Презентация новых дидактических игр для развития речи детей раннего возраста | |
май | Тема: «Дикие животные» Цель: совершенствование ориентировки в окружающем, понимание названий диких животных, закрепление умения произносить звукоподражание и имитировать поведение; обогащение активного словаря наречиями: там, тут, вот, здесь Тема: «Итоговое занятие» Цель: выявление полученных знаний, умений и навыков; закрепление лексической темы; формирование умения выполнять словесную инструкцию педагога. | И.у. с использованием су-джок «На поляне, на лужайке» Рассказывание сказки с использованием эластичных колец и мяча Су-джок «Шла медведица спросонок» |
2.2. Ожидаемые результаты проекта.
Результаты проекта для:
Детей:
1. Умение детей самостоятельно играть в игры.
2. Повышение уровня развития речи у детей раннего возраста.
3. Умение детей обратиться за помощью к взрослым.
4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
5. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
Родителей:
1. Активность родителей, вовлеченность.
2. Сближение с детьми и педагогами групп.
3. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Материально-технические ресурсы:
1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», - М.: Просвещение, 1991.
·«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская и др. под ред. С.Л. Новоселовой, - М.: Просвещение, 1985.
2. «Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателя детского сада, В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др., под ред. Г.М. Ляминой, - М.: Просвещение, 1981.
3. «Кроха» Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др., – М.: Просвещение, 2007.
· «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», под ред. С.Л. Новоселовой, - М.: 1978г.
· Рыжова Н.В. «Развитие речи в детском саду, - Ярославль: Академия развития, 2007.
1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения. Дис. канд. пед. наук: 13.00.03. - М., 2003.
2. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
4. Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / О.Г. Приходько. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Академия, 2002. – 256 с.
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
6. Филичева Т.Б. и др. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Филичева Т.Б., Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М.: Дрофа, 2009. – 2009. – 189 с.
Макарова Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук,
старший преподаватель, кафедра русского языка, культуры и коррекции речи ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инн...
План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» План работы по самообразов...
Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий
Ранний дошкольный возраст очень важен для всего последующего речевого развития ребенка, и я убеждена, что невнимание к формированию речи на ранних возрастных этапах чревато различными речевыми на...
Презентация на тему " Развитие речи детей раннего возраста с помощью логопедических игр"
В последние годы одним из приоритетных направлений педагогической работы стало оказание помощи детям раннего возраста от 1до 3 лет.С каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем речево...
Консультация Логопедические игры для развития речи детей раннего возраста
Консультация Логопедические игры для развития речи детей раннего возраста...
Логопедические игры для развития речи детей раннего возраста
Логоигры для развития речи детей раннего возраста...
Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий".
Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей раннего возрастапосредством игровых технологий"....