Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инновационными технологиями по развитию речи детей раннего возраста, используемыми в Детский сад №209 ОАО «РЖД», с предметно – развивающей средой в группе, с условиями развития не только речевого подражания, но и самостоятельной речевой активности.Акцентирует родительское внимание к развитию речи ребенка. Показывает, как несложным образом можно создать домашний кукольный театр своими и детскими ручками, стимулируя сенсомоторное развитие, формируя социальный интеллект и первые навыки общения.Форма проведения родительского собрания в виде семинара - практикума предполагает максимальную активность педагогов (родителей), что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_po_razvitiyu_rechi.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №209 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста
«Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
Подготовил: педагог – психолог О.Г.Щенникова
Вихоревка 2014г.
Цель:Повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомство родителей с инновационными технологиями по развитию речи детей раннего возраста, используемыми в Детский сад №209 ОАО «РЖД», с предметно – развивающей средой в группе, с условиями развития не только речевого подражания, но и самостоятельной речевой активности.Акцентирование родительского внимания к развитию речи ребенка. Показать, как несложным образом можно создать домашний кукольный театр своими и детскими ручками, стимулируя сенсомоторное развитие, формируя социальный интеллект и первые навыки общения.Форма проведения родительского собрания в виде семинара - практикума предполагает максимальную активность педагогов (родителей), что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.
Участники семинара: воспитатели группы раннего возраста, педагог – психолог, родители (законные представители ребенка).
Материал:
- Выставка игр по сенсомоторике, различных видов настольного театра, дидактического материала по развитию речи.
- Аудиозаписи музыки к программе «Музыка с мамой» «Приветствие», «Прощание», «Игра с мишкой», «Автобус».
- Атрибуты к пальчиковому театру: ширмы, лужайка, пальчиковые куклы: овечка Лиза, утенок Кряки, мышонок Мики, лягушонок Кваки, автобус (поделка из картонной обувной коробки).
- DVD «Говорим с пеленок», TV.
- Корзина с мишками.
- Карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника).
- Презентации к семинару: «Сказки на пальчиках. Уроки общения для самых маленьких», «Развитие речи детей раннего возраста в НОД», «Мастер – класс по изготовлению театральной игрушки на прищепке».
- Раздаточный материал для изготовления театральной игрушки на прищепке (прищепки по количеству родителей, маркеры цветные, пальчиковая гуашь, клей, ножницы, черно – белые заготовки трафаретов различных персонажей).
- Буклеты и памятки для родителей по теме семинара.
Ход:
- Воспитатель группы приветствует родителей, озвучивает тему семинара, представляет всех участников мероприятия.
- Игра – приветствие «Уронили мишку на пол».
Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы родителей.
Ход: До начала упражнения участники вспоминают различные четверостишия детских писателей. Затем психолог раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А.Барто, например:
Уронили мишку напол, | Все равноего не брошу, |
Оторвали мишкелапу. | Потому чтоон хороший. |
По сигналу психолога все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку. Задача участников — объединиться в подгруппы, после чего психолог дает команду открыть глаза и произнести хором стихотворение.
Обсуждение данного упражнения целесообразно проводить в кругу. Психолог может предложить участникам в свободной форме ответить на следующие вопросы: Легко ли было отыскать участников своей команды? Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения? Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно? Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам своей команды?
Если кто-то отказывается участвовать в данной игре, ему предлагается роль наблюдателя. В процессе обсуждения наблюдатель высказывается последним.
В этом упражнении глаза намеренно не завязываются повязкой, чтобы члены группы чувствовали себя более безопасно. При желании у каждого есть возможность приоткрыть глаза и проконтролировать ситуацию.
- Родителям предлагается игровое анкетирование:
Уважаемые родители, ответьте на вопросы анкеты утверждением «верно» или «неверно» данное высказывание для Вас (обыграть с помощью сигнальных кружков: желтого и красного).
- Я читаю своему ребенку книги не реже одного раза в день.
- Я обязательно читаю ребенку сказку на ночь.
- Мне некогда общаться со своим ребенком и тем более читать книги.
- Мой ребенок любит слушать сказки, рассказы.
- Я всегда обсуждаю с ребенком прочитанное.
- Мой ребенок всегда сопереживает героям.
- Мой ребенок недостаточно хорошо говорит.
- Мой ребенок молчун.
- Мой ребенок активный собеседник.
- В нашей семье созданы все условия для развития речи нашего малыша.
Заслушиваются мнения участников семинара по результатам анкетирования.
- Теоретическое вступление к теме семинара (может озвучить воспитатель или психолог):
В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - это периоды наибольшей чувствительности копределенного рода воздействиям. Так, сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если он будет упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения.
Речь ребенка раннего возраста находится в стадии формирования. Но уже в этот период происходит особенно интенсивное ее развитие: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка. В раннем возрасте главной фигурой в развитии ребенка является взрослый. Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят, слышат, чувствуют. Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. Формируя речь, побуждая детей пользоваться языком, сопровождая предметные манипуляции с игрушками, материалами и орудиями, взрослые способствуют развитию мыслительных операций ребенка раннего возраста: восприятию с точки зрения лексики, четкости артикуляции всех звуков, выразительности, содержательности, эмоциональности речи, расширению и обогащению представлений о предметах, их признаках и свойствах, пониманию смысла простейших слов, обозначающих количество, пространственные отношения, цвет, форму, назначение, выделение признаков и свойств предметов и на этой основе установлению отношений сходства и различия.
Исходя из СПН (социально – психологический норматив) показатели развития ваших детей к 3 годам должны соответствовать следующим критериям:
- Ребенок пользуется вербальными и невербальными способами коммуникации;
- Активный словарь ребенка возрастает до 200 – 1500 слов;
- Отвечает на вопросы и задает их;
- Рассказывает из своего опыта и поддерживает беседу;
- Поддерживает инициативу в общении и сам ее проявляет по отношению ко взрослому и сверстнику;
- Выражает в речи свои желания, просьбы, обозначает словесно игровые цели и цели в повседневных ситуациях;
- Участвует в совместной со взрослым практической и игровой деятельности;
- Адекватно реагирует на указания и оценку взрослого;
- Стремится к контактам с ровесниками, поддерживает эти контакты;
- Испытывает и выражает положительные эмоции в общении с другими детьми;
- Подчиняет свое поведение правилам общения.
5. Выступление педагога - психолога с презентацией
«Сказки на пальчиках. Уроки общения для самых маленьких», с целью знакомства родителей с новыми технологиями по развитию речи, используемые в детском саду. (в процессе ознакомления родителям предлагается практически познакомиться с данными технологиями: игры, упражнения из программ).
- Выступление воспитателя с презентацией «Развитие речи детей раннего возраста в НОД».
- Мастер – класс по изготовлению театральной игрушки на прищепке:
Домашние театральные представления с участием кукол – дело настолько благодарное, что, раз попробовав, вы уже не сможете забыть это ощущение волшебства и детского восторга. Казалось бы, что такого – стол в качестве сцены, куклы из подручных материалов, непрофессиональный сценарий… А словно какой-то портал внезапно открывается – в чудесный сказочный мир, где вы с малышом говорите на одном языке, понимаете друг друга с полуслова, открываетесь друг другу…
Даже простая бумажная кукла, которая одевается на палец, способна привнести в жизнь немало удивительного. Представляете, сколько возможностей открывается при использовании всего многообразия домашнего кукольного театра? А видов такого театра, как и самих кукол, - очень много: хватит – на любой вкус, притязания и ожидания.
Сегодня мы вам расскажем и покажем один из них, который вы запросто можете «пригласить» к себе домой буквально сегодня.
( изготовление совместно с родителями театральной куклы - пятиминутки на прищепке).
- Рефлексия проводится психологом (передавая мяч по кругу или раздать каждому участнику вопрос на листочке):
- Что больше всего запомнилось из встрече?
- Какой период развития ребенка наиболее чувствителен для развития речи?
- Какие виды детской деятельности способствуют развитию речи?
- Какие виды настольных театров вы запомнили или знаете?
- Кто является главной фигурой в развитии ребенка раннего возраста?
- Чему должен научится ребенок к 3 годам ?
- Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам нашего семинара?
- И т. д…
- Воспитатели озвучивают проект решения родительского собрания.
Проект решения:
- Педагогам и родителям осуществлять тесное сотрудничество по вопросам развития детей, в частности по вопросам речевого развития детей раннего возраста;
- Грамотно подходить к использованию инновационных технологий по развитию речи детей (ИКТ), по необходимости получать консультации от педагогов и специалистов детского сада;
- Использовать дома различные виды игр как самостоятельно, так и по рекомендации педагогов по развитию речи детей, обратить значительное внимание на использование домашнего театра в целях совершенствования самостоятельной речевой активности детей, стимулируя сенсомоторное развитие, формируя навыки общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста
Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста.Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, а так ж...
Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста на тему «Игры-занятия со строительным материалом»
Игры-занятия со строительным материалом в детском саду и дома...
семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"
Цель: повысить уровень педагогическофй компетенции по использованию современных технологий...
Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста «Игра – забава?»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи....
Консультация "Инновационные технологии в развитии речи ребенка раннего возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной...
Семинар-практикум для родителей групп раннего возраста «Игра – забава?»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.Задачи:1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию...