Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий
статья (младшая группа)
Ранний дошкольный возраст очень важен для всего последующего речевого развития ребенка, и я убеждена, что невнимание к формированию речи на ранних возрастных этапах чревато различными речевыми нарушениями. Это подтверждает то, что число детей с дефектами произношения, с упрощенными высказываниями, содержащими ошибки в грамматическом строе речи, - год от года не уменьшается, а наоборот растет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Фролова Любовь Николаевна
Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности, «социализацию» ребенка, в частности его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми.
Ранний дошкольный возраст очень важен для всего последующего речевого развития ребенка, и я убеждена, что невнимание к формированию речи на ранних возрастных этапах чревато различными речевыми нарушениями. Это подтверждает то, что число детей с дефектами произношения, с упрощенными высказываниями, содержащими ошибки в грамматическом строе речи, - год от года не уменьшается, а наоборот растет.
Игра и общение - это основные виды деятельности дошкольника. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Именно в игре ребенок успешнее осваивает язык, свободно овладевает им.
Работая с детьми раннего возраста, я поставила перед собой цель: развивать речь детей посредством игры. Работу с детьми веду в системе по четырем разделам: звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь.
Одним из определяющих факторов воспитания и развития малышей является окружающая его предметно-развивающая среда. Созданная совместно с родителями развивающая среда в группе и дома дает моим воспитанникам возможность радостно и содержательно проживать каждый день, а развитие речи осуществлять без принуждения в игровой форме на личностно-ориентированной основе. В группе (в речевом уголке) собран разнообразный материал, направленный на развитие речи: различные виды театров (фланелевый, пальчиковый, кукольный и др.); фонотека произведений малых фольклорных форм в соответствии с возрастом детей (песенки, сказки, потешки и т.д.); речевые игры и игры, направленные на развитие мелкой моторики, библиотека детской литературы, набор игрушек, предметные картинки по различным темам («Овощи», «Игрушки» и т.д.); альбомы фотографий («Мой дом», «Моя семья», «Моя любимая игрушка»). В группе создан центр «Песок-вода», уголок сенсорного развития, игры в которые также способствуют развитию речи детей. Большой интерес детей вызывает речевой дворик, который включает в себя чудо-дерево, дидактический домик, разнообразных жителей. Речевой дворик позволяет мне решать задачи по всем направлениям развития речи малышей.
Быстрая адаптация малышей к новым условиям детского сада является залогом своевременного и успешного развития речи. Поэтому с первых дней прихода ребенка в детский сад устанавливаю доброжелательные дружеские взаимоотношения, как с ребенком, так и с родителями, что, несомненно, влияет на сокращение срока адаптации и позволяет своевременно приступить к работе по развитию речи малышей.
- развиваю речь детей в непосредственно образовательной деятельности, учитывая уровень развития и степень активности детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в проявлении речевой активности.
- что общение ребенка является решающим фактором развития речи, в различных ситуациях вовлекаю детей в разговор, помогаю им тем самым вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками. Во всех видах деятельности даю возможность детям высказываться, поощряю их интерес к окружающему миру. Этому способствуют и сюрпризные моменты, с непременным участием любимых малышами куклы Кати и зайца Степашки, живущих в группе и принимающих активное участие во всех их делах.
Практика показала, что реальную помощь малышам оказывают приемы развития речи и стимуляции речевой активности, которые я использую в своей работе. Это:
- «Разговор с самим собой». Начинаю говорить вслух о том, что вижу, слышу, думаю, чувствую. Короткие, простые предложения слышат малыши. Пытаются повторить, тем самым активизируется их речь.
- «Параллельный разговор». Описывая все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает, подсказываю ребенку слова, которые впоследствии он начинает использовать самостоятельно.
- «Провокация» или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает малышам освоить ситуативную речь и состоит в том, что я, взрослая, не спешу проявлять свою понятливость и временно становлюсь «глухой» и «глупой».
4. «Распространение» позволяет мне дополнять сказанное детьми, не принуждая их к повторению.
На занятиях, в свободной деятельности провожу с детьми игровые упражнения «Чей листок улетит дальше», «Снежинки», «Бабочки» и т.д., которые включают в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания, направленные на развитие речевого дыхания. Эту работу я рекомендую родителям продолжать в семье.
С первых дней пребывания ребенка в группе начинаю тренировку пальцев рук. Обучение провожу на подражательной основе и все упражнения для малышей превращаю в интересные и полезные игры. Так же для развития мелкой моторики с детьми широко использую игры с природным материалом, т.е. массаж ладоней и пальцев рук шишками, грецкими орехами, крупой и т.п., игры с шестигранными цветными карандашами, колючими массажными мячами.
Любимым видом деятельности детей нашей группы является рисование на песке, крупе, рисование краской по бумаге. Это не только развивает руку ребенка, но и дает богатую почву для общения. Стараюсь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок.
Для развития произносительных навыков, звуковой культуры речи, ежедневно провожу артикуляционную гимнастику и игры: «Веселые попугайчики», «Кто я?», «Разговор с пчелой» и т.д., благодаря которым малыши учатся различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц, людей.
- закрепления правильного произношения, развития слухового восприятия в своей работе использую народное творчество, как источник, в котором можно найти материал, оказывающий особое влияние на развитие речи детей. Включаю в работу с малышами произведения малых фольклорных форм: игровые песенки, потешки, приговоры и т.п. в разные режимные моменты (во время кормления, одевания, умывания, на прогулке), что доставляет малышам огромную радость, помогает запоминать текст, отдельные слова и вызывает желание повторять их в самостоятельных играх.
Эффективным решением широкого круга задач по формированию у малышей речевых навыков позволяет мне использование проектного метода в работе с детьми. Совместно с детьми и родителями были реализованы проекты «Учусь говорить», «Мои любимые игрушки», «Петушок и его семья», которые способствовали формированию речевых навыков у детей.
Необходимое условие для достижения положительных результатов полноценного речевого развития детей - это взаимодействие детского сада и семьи. Исходя из этого, веду серьезную работу по повышению компетентности родителей в данном направлении. На начальном этапе работы провожу с родителями беседы, анкетирование, что позволяет мне определить наиболее приемлемые формы взаимодействия с ними и эффективно построить свою дальнейшую работу. С родителями своей группы организовала школу «Наш малыш». Все мероприятия, запланированные и проводимые в рамках данной школы, направлены на повышение уровня профессиональности родителей в вопросах развития речи своих детей. Включить родителей в систематическую работу по развитию речи своих малышей позволили используемые мною разнообразные формы: беседы, консультации, семинары-практикумы, выпуск групповой газеты, выставки, изготовление книжек-малышек и т.д. Эффективно оказалось проведение с родителями в течение года семинара, который включал несколько занятий: «Наши пальчики - языку помощники», «Домашний театр» и др. Участие в данном семинаре позволили получить родителям не только теоретические знания, но и, что очень ценно, закреплять их на практике. На страницах групповой газеты «Наш малыш», газеты «Вести из Родничка», родители в течение года получали необходимую информацию для своевременного развития речи у детей раннего возраста, знакомились с положительным опытом других семей в данном направлении.
Проводимая работа с родителями в течение года дала положительные результаты. Родители воспитанников стали активнее включаться в работу, направленную на формирование речевых навыков у их детей, как в условиях детского сада, так и в семье. Наблюдается устойчивая положительная динамика: у детей повысился уровень развития всех компонентов устной речи; малыши используют речь как средство общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что система моей работы по развитию речи у детей эффективна, интересна и необходима детям.
Список используемой литературы:
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К0», 1998.
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, 2005.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. –М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Гербова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Айрис – Дидактика, Айрис-ПРЕСС, М., 2004.
- Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до семи лет. – СПб.: ИД «Нева, РООССА», 2006.
- Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! (Игры, развлечения, забавы для самых маленьких). – СПб.: ИД «Литера», 2006.
- Ермакова И.А. Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб.: ИД «Литера», 2006.
- Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «ИД ДОМ XXI век», 2006.
- Лямина Т.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Айрис Дидактика, Айрис ПРЕСС, М., 2005.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Новотворцева С.А. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред.С.Л.Новоселовой. М., Просвещение, 1977.
- Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя детского сада . – М.: Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/26/picture-460902-1403810400.jpg)
Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством нетрадиционных логопедических технологий."
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/01/picture-934390-1498906109.jpg)
план по самообразованию "Развитие познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий"
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии...
"Развитие речи детей раннего возраста посредством игровой деятельности"
Для воспитателей....
"Развитие речи детей раннего возраста посредством игровой деятельности"
Конспект занятия по развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/03/picture-1274072-1601707667.jpg)
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровых технологий
Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта, могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка – это ра...
Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий".
Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей раннего возрастапосредством игровых технологий"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/24/picture-1504828-1732462867.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей детей раннего возраста посредством игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
В настоящее время одной из важнейших проблем современных методов развития и воспитания ребенка является формирование у него интеллектуальных способностей. Для детей раннего возраста самая лучшая ...