Литература для детей 5-6 лет (старшая группа)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Помощь для воспитателя по области "Речевое развитие "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st_dop_russkie_i_zarubezhnye_skazki.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная литература: русские народные сказки; зарубежные народные сказки.
Содержание
- «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева)………………..1
- «Докучные сказки……………………………………………………………3
- «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы)…………………………………………………………………………4
- «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова…………..6
- «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина……………………………………..9
Русские народные сказки
«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева)
Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку, да и съест ее.
Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.
Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет.
Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея?
Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка - тот и его сильнее.
Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.
Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну.
В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись - и разорвал он те двенадцать кож. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея.
Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку; авось на их слезы сжалобится!
Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь так и обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.
Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему.
- Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу! - сказал Кожемяка и стал уже двери ломать.
Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле.
Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту:
- Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой.
- Хорошо, - сказал Кожемяка, - надо межу проложить.
Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Кавстрийского.
- Ну, - говорит змей, - теперь мы всю землю разделили!
- Землю разделили, - проговорил Никита, - давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут.
Взъехал змей на середину моря. Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают; а кто не знает, от чего эта борозда, - называет ее валом.
Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.
Докучные сказки (русские)
Жил-был царь.
У царя был двор.
На дворе был кол,
На колу висело мочало –
Не начать ли сказку сначала…
***
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся.
***
Жил Кутырь да Мутырь
Жил посереди степца,
Накопил себе стожок сенца;
Пришли к ним баран да овца,
Подъели стожок сенца.
Не начать ли сказку с конца?
***
Вокруг польца ходили журавль
Да овца;
Сметали они стожок сенца.
Не сказать ли с конца?
Зарубежные народные сказки
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд., пер. Н. Ходзы)
Говорится: если тигр имеет сердце мышонка, то лучше ему не встречаться с кошкой.
Случилось, что ворон нёс в клюве мышонка и, пролетая над лесом, выронил свою добычу. В том лесу жил человек, умеющий делать чудеса. И мышонок упал к ногам этого человека. Увидев мышонка, человек поднял его и принес свою хижину.
Много дней прожил мышонок с человеком. Человек кормил его, поил, и мышонок был счастлив. Но однажды, выйдя из хижины, он увидел поблизости большого кота. Юркнув обратно в хижину, мышонок забился в угол и сидел там, дрожа от страха. Заметив это, человек спросил:
- Что с тобой? Почему ты дрожишь?
- Ах, господин мой, - пропищал мышонок. - Невдалеке от нашей хижины я встретил кота, и теперь я умираю от страха!..
Человек подумал немного и сказал:
- Хорошо, я сделаю так, что ты никогда не будешь бояться кошек. Ложись спать. Утром ты проснёшься не мышонком, а кошкой.
Как человек обещал, так и сделал: утром мышонок проснулся кошкой.
- Больше тебе нечего бояться кошек. Теперь ты тоже кошка, - сказал человек.
Довольная кошка-мышь выбежала из хижины. И только она собралась понежиться на солнце, как вдруг опять увидела кота. Бедняга сразу же забыла, что она уже не мышь, а кошка, и понеслась обратно в хижину.
- Что с тобой? - спросил человек. - Кого ты опять испугалась?
Кошке стыдно было признаться, что она по-прежнему боится кота, и она сказала неправду:
- Я встретила в лесу собаку; она погналась за мной, я еле спаслась от неё.
Снова сказал человек:
- Ложись спать. Утром ты проснёшься собакой, и тогда тебе нечего будет бояться других собак.
Так и случилось: утром кошка проснулась большой собакой и с громким лаем выбежала в лес. У ближнего дерева она опять заметила кота. И кот тоже увидел собаку. Кот подумал, что собака сейчас бросится на него, и приготовился защищаться: он зафырчал, поднял правую лапу и громко мяукнул. Услышав мяуканье, собака, не помня себя от ужаса, вбежала в хижину.
- А на этот раз кто тебя напугал? - спросил человек.
Стыдно было собаке признаться, что она испугалась кошки, и собака сказала неправду:
- Ах, господин мой, невдалеке от нашей хижины я встретила тигра! Я до сих пор не пойму, как мне удалось спастись от его ужасных клыков!
- Ну, тогда я сделаю так, что ты никого не будешь отныне бояться. Ложись спать. Завтра ты проснёшься тигром.
Так и случилось: утром собака проснулась тигром и решила: «Не пристало мне, царю зверей, ютиться в жалкой хижине человека. Пойду в лес, и пусть все звери трепещут перед моей силой и храбростью!»
Так подумав, тигр важно направился вглубь леса. И вдруг он увидел кота. И кот тоже увидел тигра. От ужаса шерсть кота поднялась дыбом, спина выгнулась дугой, глаза засверкали.
- Теперь я погиб! - подумал кот. - От тигра мне не спастись!
Тигр же, в груди которого билось трусливое сердце мышонка, при виде горящих глаз кота бросился опрометью бежать в хижину человека. Он влетел в дом, забился в самый дальний угол и лежал там, стуча от страха зубами.
Удивился человек:
- Почему ты опять дрожишь? Разве в нашем лесу есть зверь сильнее тигра?
- Есть … - сказал еле слышно тигр.
- Кто же это? - удивился человек.
- Это… это… это кот!
Тогда человек понял все и сказал:
- Тигр, в груди которого бьется сердце мышонка, слабее кошки. Пусть же тот, у кого сердце мышонка, останется навсегда мышонком.
И, так сказав, он превратил тигра в жалкую маленькую мышь
«Как братья отцовский клад нашли» (молд., обр. М. Булатова)
Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был тот человек старательный и трудолюбивый, никогда без дела не сидел. Работал он с раннего утра до позднего вечера, не зная устали. Везде поспевал.
Сыновья у него были рослые, красивые, сильные, а работать не любили.
Отец и в поле, и в саду, и дома трудился, а сыновья сидели под деревьями в тени и болтали или ходили на Днестр рыбу ловить.
- Что же вы не работаете никогда? Почему отцу никогда не помогаете? - спрашивали их соседи.
- А зачем нам работать? - отвечали сыновья.- О нас отец заботится, он везде сам справляется!
Так они и жили, год за годом.
Сыновья выросли, а отец постарел, ослабел и не мог уже работать, как прежде. Запустел у них сад около дома, заросло поле сорной травой.
Видят это сыновья, а работать не хотят.
- Что же вы, сынки, без дела сидите? - спрашивает их отец.- Пока я был молод, я работал, а теперь ваша пора пришла.
-Успеем ещё поработать,- отвечают сыновья.
Горько стало старику, что сыновья у него такие
лентяи. Заболел он от горя и слёг в постель.
Тут уж семья совсем в бедность пришла. Сад весь зарос, одичал, выросли в нём крапива да бурьян, так что из-за них даже дома не было видно.
Однажды созвал старик своих сыновей и сказал им:
- Ну, сынки, пришёл мой смертный час. Как вы теперь без меня жить будете? Трудиться вы не любите и не умеете.
Сжались у сыновей сердца, заплакали они.
-Скажи нам, отец, что-нибудь напоследок, посоветуй что-нибудь! - попросил старший сын.
-Хорошо! - сказал отец.- Открою я вам одну тайну. Все вы знаете, что я и покойная ваша мать работали не покладая рук. За долгие годы скопили мы для вас богатство - горшок с золотом. Закопал я этот горшок возле дома, только не помню, в каком месте. Ищите мой клад, и тогда будете вы жить, не зная нужды.
Простился отец с сыновьями и умер.
Похоронили сыновья старика, погоревали. Потом старший брат сказал:
-Что ж, братья, дошли мы до большой бедности, не на что даже хлеба купить. Помните, что отец перед смертью говорил? Давайте искать горшок с золотом!
Взяли братья заступы и стали копать возле самого дома небольшие ямки. Покопали они, покопали, а горшок с золотом найти не могли.
Тогда средний брат говорит:
-Братья! Если мы так будем топать, то никогда не найдём отцовского клада. Давайте раскопаем всю землю вокруг нашего дома!
Братья согласились. Снова взялись за свои заступы, вскопали всю землю, а горшка с золотом так и не нашли.
-Эх,- говорит младший брат,- давайте вскопаем землю ещё раз, да поглубже! Может, отец закопал горшок с золотом глубоко.
Согласились братья. Очень уж хотелось им разыскать отцовский клад!
Снова принялись все за работу.
Копал-копал старший брат - вдруг наткнулась его лопата на что-то большое и твёрдое. Забилось у него сердце, кликнул он своих братьев:
- Идите скорей ко мне: я отцовский клад нашёл!
Прибежали средний и младший братья, стали помогать старшему.
Трудились, трудились и выкопали из земли не горшок с золотом, а тяжёлый камень.
Обидно им стало, они и говорят:
-Что же нам с этим камнем делать? Не оставлять же здесь! Отнесём его подальше да бросим в овраг!
Так они и сделали. Убрали камень и опять принялись землю раскапывать. Целый день работали, об еде, об отдыхе забыли! Перекопали ещё раз всю свою землю. Земля стала пышная и мягкая. А горшка с золотом так и не нашли.
-Что же,- говорит старший брат,- раскопали мы землю - не пустовать же ей! Давайте посадим на этой земле виноград.
- Верно! - говорят братья.- Хоть не даром пропадут наши труды.
Посадили они виноградные лозы и стали ухаживать за ними
Немного времени прошло - разросся у них большой да хороший виноградник. Созрели сочные, сладкие гроздья.
Собрали братья богатый урожай. Оставили себе сколько нужно, а остальное продали - много денег получили.
Тогда сказал старший брат:
- Недаром мы раскопали всю нашу землю: нашли мы в ней драгоценный клад, о котором нам перед смертью отец говорил!
«Желтый аист» (кит., пер. Ф. Ярилина)
Говорят, что жил когда-то в Китае один бедный студент. Звали его Ми. Он был так беден, что не мог заплатить даже за чашку чая. Ми просто умер бы с голоду, если бы один хозяин чайной не стал бесплатно кормить его и поить.
Но вот однажды Ми явился к хозяину и сказал:
- Я ухожу. Денег у меня нет, и заплатить за все, что я здесь выпил и съел, мне нечем. Однако, я не хочу оставаться неблагодарным. Вот, смотри!
И с этими словами студент Ми вынул из кармана кусок желтого мела и нарисовал на стене чайной желтого аиста.
- Этот аист, - сказал Ми, - принесет вам в десять раз больше денег, чем я вам задолжал. Каждый раз, когда соберутся люди и трижды хлопнут в ладоши, он будет сходить со стены и танцевать. Но помните: никогда не заставляйте аиста танцевать для одного человека. И если уж случится такое несчастье, то знайте – это будет в последний раз. А теперь прощайте!
И с этими словами студент Ми повернулся и вышел.
Хозяин был удивлён, однако решил попробовать. Когда на другой день в чайной собралось много народу, он попросил всех трижды хлопнуть в ладоши. И сейчас же жёлтый аист сошёл со стены и протанцевал несколько танцев. Да ещё как весело и забавно! А потом ушёл обратно. Гости были в восхищении - удивлялись, ахали, не могли поверить своим глазам.
И так было каждый раз. Но вот однажды в чайную зашёл богатый начальник – мандарин. Видит: кругом сидят одни крестьяне да ремесленники. Рассердился мандарин и приказал всех выгнать.
Слуги налетели с палками - народ разбежался, и мандарин остался один. Выложил он перед хозяином кучу денег и потребовал показать ему аиста. Хозяин при виде денег забыл обо всём. Он трижды хлопнул в ладоши; аист нехотя сошёл со стены и протанцевал один танец. Вид у него был пасмурный и больной. Потом он ушёл обратно и больше не шевелился. Мандарин кричал, грозил, но сделать ничего не мог.
А ночью у дверей чайной раздался сильный стук. Хозяин пошел открывать.
Видит: стоит студент Ми и молчит. Вынул Ми из кармана дудочку, заиграл и пошел не оборачиваясь. Аист встрепенулся, соскочил со стены и поспешил за ним. С тех пор никто уже не видел студента Ми и его волшебного желтого аиста. Старые люди говорят, что если где-нибудь появится такая диковинка, то это для всех. А если завладеет ею один человек, она все равно исчезнет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема:" Моя любимая сказка"...
«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу»
«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу» Введение Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных...
“Развитие у детей связной речи в старшей группе через художественную литературу”
“Развитие у детей связной речи в старшей группе через художественную литературу”...
Примерное тематическое планирование работы по приобщению к художественной литературе средствами мнемотехники в средней и старшей группе
План работы по приобщению к художественной литературе средствами мнемотехники для среднего и старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы Тема: «У страха глаза велики» /старшая группа/
занятие по сказке...
Конспект занятия по Художественной литературе. Чтения стихотворения. А Акима "Родня" старшая группа
создать условия для речегого развития детей средствами художественной литературы....
План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23
План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...
Комментарии
Наталья Сергеевна! Данный
Наталья Сергеевна! Данный материал уже размещен в группе "Библиотека дошкольника" 30.04.2013 г Васильченко Татьяной Юрьевной.Помимо этих произведений в материале представлены практически все художественные произведения, рекомендуемые программой "От рождения до школы". Загляните, не пожалеете))