«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Быкова Мария Александровна

«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу»

 

Введение

 

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.

Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы.Дети- дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии.Особенно интересны детям произведения,в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Цель: определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников.

Задачи:

-Определить значение художественной литературы для развития связанной речи дошкольников.

-Выявить особенности развития речи детей с 5-6 лет.

-Изучить условия развития связанной речи ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза : Мы предположили, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 5-6 лет при соблюдении следующих условий:

– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:

- Наличие языковых средств выразительности;

-Наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

- Наличие многозначных слов.

–Если произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу»

Введение

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.

Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы.Дети- дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии.Особенно интересны детям  произведения,в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Цель:  определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников.

Задачи:

-Определить значение художественной литературы для развития связанной речи дошкольников.

-Выявить особенности развития речи детей с 5-6 лет.

-Изучить условия развития связанной речи ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза : Мы предположили, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 5-6 лет при соблюдении следующих условий:

– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:

- Наличие языковых средств выразительности;

-Наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

- Наличие многозначных слов.

–Если произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.

В соответствии с целью и  гипотезой определены следующие:

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, ребёнку читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху».

Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир художественной литературы  развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения [речевую деятельность], так и его результат [речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом].Благодаря связанной речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление

Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.

Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки.

Занятия по описанию предметов широко используют в практике работы с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни. Часто их проводят в форме известной игры «Чудесный мешочек». Чтобы направить внимание детей на выделение большего числа признаков, используется игровая форма задания: «Кто увидит и назовет больше?»

Особое место занимают занятия по обучению отгадыванию загадок. Особая ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей. Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок па первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию» и т.п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Последующее усложнение таких занятий с детьми пятого и  шестого  года жизни достигается тем, что подбирают одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т.п.

Все это требует умения увидеть характерные детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно обозначить их словом при описании.

Со временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений.

Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством русского языка.

Детский сад не ставит перед собой цели дать дошкольникам теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи.

Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка в процессе развития речи:

а] обнаружение в тексте «образных» слов;

б] объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем;

в] иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу педагога: какую картину ты представляешь себе?

г] использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе.

д] отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь воспитанников, развивается их языковое чутье, вкус.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:

1. эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;

2. развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;

3. вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;

4. дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений , сказок;

5. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;

6. у ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;

7. дети учатся рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций.

  1. 8.дети дошкольного возраста учатся следить за развитием действия в коротких рассказах , сказках с наглядным сопровождением [картинки, игрушки], а затем и без него.

Работа с педагогами и родителями

Работу по развитию речи детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя,

музыкальным работником, старшим воспитателем и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателем  готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. На занятиях дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Старший воспитатель дает ценные советы, необходимые указания и рекомендации по данной теме.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками в организации их художественно речевой деятельности. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.

Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Формы работы с родителями

1.Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет нам прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.

Если инициатором беседы стал педагог, он заранее продумывает, с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним.

2. Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные вначале консультации), мы стремимся дать им квалифицированный совет по данной теме.

Консультации – плановые и неплановые – бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения неплановой консультации мы заранее договариваемся с родителями.

Плановые консультации проводим в соответствии с планом воспитательной работы. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка.

Работая над данной проблемой мы проводили консультации на следующие темы:

− “О роли родителей в развитие речи ребенка”.

− “ Играйте вместе с детьми”.

−“ Как устроить домашний театр для детей”.

−“ Роль художественной литературы в развитии речи детей”.

−“ Развитие речи дошкольников в игре”.

3.Стенды (уголок родителей) – это наглядная форма предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей и фотоматериалы театрализованной деятельности детей.

4.Родительское собрание – форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса формируя коммуникативную культуру дошкольника.



Подписи к слайдам:



Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школыим.А.И. Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение«Детский сад «Белочка-1»»«Развитие у детей связной речи в старшей группе через художественную литературу»
Выступающий:Воспитатель : 1 квалификационной категории Быкова Мария Александровна
Актуальность

Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети- дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
Цель
Определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников
Задачи
Определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников. Выявить особенности развития речи детей с 5-6 лет. Изучить условия развития связной речи ребенка дошкольного возраста.
Условия
произведения художественной литературыпо возрасту детей:
Наличие языковыхсредств выразительности;образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
Использованиехудожественной литературы на занятиях по развитию речии в повседневной жизни ребенка.
эффективное средство педагогического воздействия
Миниатюры народного творчества (потешки, песенки)
Живой юмор, образность языка.




Доброжелательные подтрунивания, дразнилки, считалки.
Приемы работы над изобразительными средствами языка в процессе развития связанной речи:

иллюстрирование, словесное рисование.
Объяснение значений слов и оборотов речи.

Использование проанализированных и понятых образов в пересказе,в собственном рассказе.
обнаружение в тексте «образных» слов;
отработка интонации, подготовка к выразительному рассказыванию.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:
1. эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;
2. способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;
3.Умение совместно слушать с группой сверстников;
4. выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений , сказок;
5. умение узнавать произведения и их героев при многократном рассказывании;
6. способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;
Умение рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений.
8. Умение следить за развитием действия в коротких рассказах , сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него
Форма работы с родителями
консультации на следующие темы:− “О роли родителей в развитие речи ребенка”.−“ Как устроить домашний театр для детей”.−“ Роль художественной литературы в развитии речи детей”.
На стендах мы размещаем информацию для родителей и фотоматериалы театрализованной деятельности детей.
Таким образом, использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса , формируя коммуникативную культуру дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Развитие у детей связной речи в старшей группе через художественную литературу”

“Развитие у детей связной речи в старшей группе через художественную литературу”...

Консультация для молодых специалистов на тему: «Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу»

Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания.Ребено...

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»...

Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой

Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой Обратите свое сердце к книгам«Какое богатство мудрости и добрарассып...

Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой

Обратите свое сердце к книгам«Какое богатство мудрости и добрарассыпано по книгам всехвремен и народов!»Л.Н Толстой....

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...

Приобщение детей старшей группы к художественной литературе через русскую народную сказку "Крылатый, мохнатый да масленый"

В статье описываются методы и приёмы по приобщению к художественной литературе на примере сказки...