План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23
учебно-методический материал (старшая группа)
План по самообразованию
Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
на 2022-2024 учебный год
старшая группа №23
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края
ул. 50 лет СССР, 13
План по самообразованию
Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
на 2022-2024 учебный год
старшая группа №23
Воспитатель: Школьник
Наталья Александровна
с. Кулунда 2022
План работы по самообразованию воспитателя
МБДОУ детский сад №7 «Радуга» с. Кулунда
Школьник Натальи Александровны
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео – играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей со сверстниками и взрослыми. В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо, плохо). Этим и обусловлен выбор моей темы.
Помощниками в моей работе с детьми стали книги. Детская художественная литература всегда являлась средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека.
Конечно, воспитание культуры общения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка. Идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Мною запланированы беседы, консультации для родителей на тему «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги».
Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
Цель:
- Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам;
- Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками.
Задачи:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь детей «вежливыми » словами;
- Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки
сверстников через художественные образы и сюжеты;
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Ожидаемый результат:
- Разработка новых форм, методов и приёмов обучения и воспитания детей;
- Появление дружеских взаимоотношений между детьми, обогащение словаря детей «вежливыми » словами;
- Развитие интереса у детей к художественной литературе;
- Повышение уровня знаний родителей по данной теме;
- Обобщение и трансляция опыта.
Перспективный план работы на 2022-2023 уч. год
Работа воспитателя | Работа с детьми | С родителями | |
Сентябрь | 1. Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы; 2. Написание плана на год.
| 1.Этические беседы «Зачем говорят “ Здравствуй “? », «Вежливая просьба ». 2. Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его». 3.Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав». | |
Октябрь | Подготовка консультации для родителей «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » | 1.Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости». 2. Чтение произведений авторов : А. Барто «Вовка добрая душа», В. Сутеева «Яблоко » и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ. | Консультация «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » |
Ноябрь | Подборка пословиц о дружбе | 1. Этические беседы «Секрет вежливости », «Воспитанность и Вежливость». 2.Заучивание пословиц о дружбе. 3.Игровая ситуация, «Какими качествами должен обладать твой друг?». |
|
Декабрь | Подготовка консультации для родителей «Ребенок и книга » | Интервью с детьми «Дружба, добро и зло ». 3. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка », «Карасик » и др. 4.Обсуждение с детьми нравственного смысла. | Консультация «Ребёнок и книга» |
Январь | Подготовка анкет, анкетирование родителей «Воспитание у ребёнка интереса и люби к книге» | 1 Этические беседы о дружбе: «Вместе тесно, а врозь скучно», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Каждая ссора красна примирением», «Урок дружбы», «Не будь жадным». 2.Заучивание пословиц о дружбе 3. Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей), 3.Сочинение своих сказок, рассказов, рисование иллюстраций к ним. | Анкетирование родителей «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге» |
Февраль | 1.Подготовка консультации для родителей «Детская дружба» 2.Подготовка выставки книг «Русские народные сказки » | 1 Этические беседы о взаимопомощи: «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь». 2. Заучивание с детьми новых игр на создание дружеской обстановки в группе: «Давай поздороваемся », «Всем, всем, до свидания». 4.Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. 5.Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура », «Свинопас ». | Консультации для родителей «Детская дружба» |
Март | Промежуточные результаты за год. | 1.Этические беседы о доброжелательности: « Добрые дела», «Он сам наказал себя», «Хорошие товарищи». 2.Заучивание пословиц о дружбе. 3.Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». 4.Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов. | 1. Папка- передвижка для родителей «Воспитание детей средствами художественной литера - туры |
Апрель | Консультация для педагогов «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» | 1.Этические беседы на тему «Правда — неправда»: «Доброе дело - правду говорить смело» ,«Спасибо за правду», «Правда всегда узнается». 2.Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». 3.Заучивание пословиц о дружбе. 4.Игра «Как живешь?», «Я начну, а вы продолжите». | |
Май | 1.Подготовка к конкурсу «Правила дружбы знай и строго их соблюдай» 2.Создание мультимедийной презентация по теме. 3. Выступление на МО - презентация на тему: Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» Написание отчёта по проделанной работе по теме самообразования. | 1.Этические беседы: «Береги книгу », «Надо вещи убирать - не придется их искать » (о бережливости) . 2. Чтение и обсуждение сказки К. Чуковского «Федорино горе». 3.Конкурс: «Правила дружбы знай и строго их соблюдай». 4.Исполнение песни «Настоящий друг». | Памятка для родителей: «Список художественной литературы для чтения дома». |
Перспективный план работы на 2023-2024 уч. год
Рабата воспитателя | Работа с детьми | С родителями | |
Сентябрь | 1. Планирование пополнения предметно-развивающей среды. | 1. Этические беседы «Еще один секрет вежливости », «Кто кого обидел», «Обиженные друзья». «Вежливая просьба ». 2.Просмотр м/ф «Кот Леопольд». | |
Октябрь | 1.Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика), 2.Подбор песен для разучивания детьми. | 1. Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин. 2. Чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья» 3. Разучивание песен «Если добрый ты…», «Улыбка». | Консультация «Как помочь ребёнку стать добрым» |
Ноябрь | 1.Подготовка инсценировки сказки В. Сутеева «Яблоко ». Изготовление атрибутов 2. Подборка игр на развитие дружеского отношения друг к другу. | 1.Чтение стихов о дружбе, обсуждение прочитанного. 2. Этические беседы: «Не завидуй другому», «Взаимопомощь», «Что такое бескорыстная помощь». 3. Инсценировка и показ сказки «Яблоко » для групп младшего дошкольного возраста. 4.Рисование «Что такое доброта» 5. Игры на развитие дружественного отношения друг к другу: «Фотографии друзей», «Кто больше скажет добрых и теплых слов», «Чей голосок?» | Привлечение родителей в подготовку к инсценировке сказки «Яблоко» |
Декабрь | 1.Создание наглядного пособия «Цветок нравственности ». 2. Подбор мультфильмов для просмотра. | 1.Познакомить детей с чтением художественной литературы через мультфильмы. Рассматривание и обсуждение эмоционального поведения и особенностей мимики и жестов героев произведений 2. Георгий Скребицкий «Дружба», Михаил Зощенко «Не врать!». Обсуждение с детьми нравственного смысла. 3. Этические беседы: «Почему нельзя дразниться», «Добрейший носорог», «Тайное всегда становится явным». | |
Январь | 1.Подбор книг о трусости и храбрости, подготовка и проведение тематической недели. | 1 Тематическая неделя «Книги о трусости и храбрости » 2. Этические беседы: «Без труда не будет и плода», «О заботливости», «Чуткость и равнодушие», «Злая неправда». 2. Чтение Сергей Аксаков «Аленький цветочек», Лев Толстой «Два товарища», «Лгун», «Косточка». Анализирование произведений. 3. Рисование «Мой друг». | Участие в тематической неделе « Книги о трусости и храбрости» |
Февраль | 1.Создание пособия «Волшебная коробка» на определение положительных и отрицательных качеств человека. | 1. Чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей, пересказ, сочинение своих сказок, рассказов, рисование иллюстраций к ним. 2. Разучивание песен о дружбе «Дорога к солнцу», «Песня бременских музыкантов». 3. Этические беседы : ««Мальчики – защитники слабых», «Девочки – маленькие принцессы», «Хороший друг познаётся в беде». 4. Дидактическая игра «Вопрос-ответ» (развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра). | Консультация для родителей «Воспитание детей средствами художественной литературы ». |
Март | 1. Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». | 1. Этические беседы: «Правила поведения в игре», «О культуре поведения», «Мы едем в транспорте», «Обиженные друзья». 2. Игровое занятие по этической беседе по сказке «Жадный кармашек» 3. Мошковская Э. «Вежливые сказки», «Кто самый добрый?». Анализирование произведений. | Создание рассказов собственного сочинения с детьми. |
Апрель | 1.Подготовка материалов к опросу детей и родителей о понятиях «добро», дружба», «зло». 2.Оформление результатов опроса. 3. Подбор игр на развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе. | 1. Этические беседы: « Что я знаю о волшебных словах », «О чём рассказала игрушка?», «Кто кого обидел». 2.Чтение и обсуждение -Агния Барто «Вовка добрая душа». Рисование иллюстраций. 3.Разучивание игр на развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе. 4.Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях «дружба », «добро », «зло». | Анкетирование родителей «Что такое «добро», «дружба», «зло». |
Май | 1.Подготовка к итоговому мероприятию. 2.Оформление выставки детской художественной литературы. 3.Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика). 4.Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. | 1.Выставка детских художественных литературных произведений морального содержания. 2.Итоговое мероприятие «Путешествие на остров «Дружба». | Участие в выставке детских художественных литературных произведений морального содержания. |
Литература и методические пособия:
- Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59.
- Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46.
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.
- Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. -240с.
- Кобелева Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с.
- Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. - 214с.
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы ».- изд. МОЗАИКА- СИНТЕЗ,Москва, 2013
- http://www.maaam.ru/
- http://www.detskiysad.ru/
- http://knowledge.allbest.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...
Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».
Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...
План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....
План по самообразованию на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"
Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь де...
план по самообразованию по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
План по самобразованию по теме :Формирование культуры общения и дружеских взаимиоотношениий для детей старшего дошкольного возраста через художествнную литературу"...
План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных естественно научных представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 2023-2024гг.
Цель - создать оптимальные условия для развития естественно научных представлений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития через дидактические игры....