Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.Тема "Ранняя весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Задачи: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе, изменений в жизни животных. Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по образовательной деятельности
(в подготовительной группе)
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «РАННЯЯ ВЕСНА»
Воспитатель:
Бессерт Е.Е.
2011 год
Задачи:
Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветений травянистых растений, деревьев и кустарников), изменений в жизни животных, появлении насекомых, прилете птиц, гнездовании; учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений (с наступлением весны день становится теплее, длиннее; оттаивает земля; растения получают много света, тепла, влаги, начинают быстро расти; для животных появилось больше пиши; возвращаются и вьют гнезда перелетные птицы; у животных появляются детеныши). Активизировать употребление в речи глаголов, трудных форм родительного падежа множественного числа существительных по теме.
Демонстрационный материал.
- Иллюстрации по теме: ветка с почками, ветка с листочками.
- Картинки с изображениями предметов одежды: носков, рукавичек, шарфов, валенок и т.д.
- Макеты деревьев: березы, рябины.
- Картина А. Саврасова «Грачи прилетели».
Предварительная работа.
- Чтение литературных произведений и стихов о весне.
- Экскурсия в парк, наблюдения.
«РАННЯЯ ВЕСНА»
Ход занятия
Часть 1
Организационный момент
(Дети выходят на ковер, здороваются с гостями).
Воспитатель:
«Ребята, мы долго готовились к встрече весны, и вот, наконец, сегодня мы встречаем ее у себя в группе» (предлагает детям обратить внимание на оформление группы).
Воспитатель: (загадывает детям загадки):
Доброе, хорошее, На людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце) | Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна) |
Дети: Весной!
Воспитатель: Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне, о ранней весне.
Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна-красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихи о весне?
Дети читают стихи, которые ранее разучивались в группе.
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало. Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И. Плещеев | К нам весна шагает Быстрыми шагами И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны, Видно очень тёплые Ноги у весны. И. Токмакова |
Растекайтесь, ручьи, разливайтесь, лужи! Вылезайте, муравьи, после зимней стужи! Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник! С. Маршак |
Воспитатель продолжает беседу о весне. К беседе можно предложить, следующие вопросы (за правильный ответ ребенок получает вырезанного из картона «солнечного зайчика»):
1. С чего же начинается весна, ребята? (Дети должны перечислить различные признаки весны: капель, на проталинах пробивается к солнцу первая травка, появились первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха, на деревьях набухают почки, возвращаются перелетные птицы, день становится длиннее.)
2. А какие птицы прилетают к нам весной? (Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.)
Часть 2
Рассматривание Картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как изобразил весну художник И. Саврасов. Какая весна на этой картине — ранняя или поздняя?
Дети: Ранняя.
Воспитатель: А как вы определили, что это именно ранняя весна?
Дети перечисляют, какие приметы ратей весны они увидели на картине: снег еще не весь растаял, но он уже не белый, как зимой, а грязный, на нем видны проталины; грачи прилетели.
Воспитатель: Да, грачи прилетают к нам первыми из всех перелетных птиц. А что они делают?
Дети: Грачи чинят свои старые гнезда или строят новые?
Воспитатель: А из чего грачи строят свои гнезда?
Дети: Из веток.
Воспитатель: Вся картина как будто наполнена свежим дыханием весны. Как можно назвать эту картину?
Дети: Весна, ранняя весна.
Воспитатель: Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».
После беседы целесообразно включить в занятие физкультминутку:
Дети выходят на середину комнаты. Воспитатель в центре.
На широкий луг пришли, | (руки в стороны) | |
Много мы цветов нашли, | (наклоны вперед) | |
Мы по лугу погуляли, | (поворот вокруг оси) | |
И попрыгали, и поиграли, | (прыжки) | |
А теперь домой пойдем, | (ходьба) | |
Через ручей мы перейдем |
Часть 3
Работа над подбором определений
Воспитатель читает отрывок из стихов о весне С. Маршака из сказки «Двенадцать месяцев»:
Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед.
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Воспитатель задает детям вопросы:
— Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне?
— Как он описал снег?
— Какой снег весной?
— Какие еще приметы весны С. Маршак назвал в своем стихотворении?
— Какими словами он рассказывает о весеннем небе?
— Какие слова вам запомнились? Воспитатель читает отрывок еще раз.
— Вы тоже уже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший.)
— А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит, как она называется? (Это наст.)
— А почему она появляется, как вы думаете? (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.)
— Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег! (Повтор слов.)
— А теперь послушайте. Один раз ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.
— А как еще, по-другому можно сказать о детях, какие они были? (Веселыми, радостными, довольными, смеющимися.)
— Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну и увидели, что погода испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей? (Плохим)
— Как еще, по-другому можно сказать о детях? Какими они стали? (Огорченными, растерянными, недовольными, грустными. )
Трудные формы родительного падежа множественного числа существительных
Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку ранней весной, то по-прежнему должны одеваться тепло, потому что в марте и мороз может ударить, и метели еще бывают. Давайте рассмотрим, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на улицу.
Воспитатель показывает картинки с изображением носков, рукавичек (варежек), валенок, ботинок, сапог, пальто, шарфов.
— Ребята, послушайте: шерстяная, теплая, вязаная — это носок или варежка?
— Шерстяная — варежка, а про носок мы скажем — ...шерстяной.
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало?»
Воспитатель размещает на фланелеграфе картинки с изображением носков, рукавичек (варежек); валенок, ботинок, сапог, пальто, шапочек, шарфов. Сначала дети перечисляют, что нарисовано на карточках. Затем воспитатель предлагает детям зажмурить глаза и убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, чего не стало на фланелеграфе. За правильный ответ каждый из детей получает «волшебную палочку».
— Чего не стало? (Пальто, шарфов, сапог, валенок, чулок, носков, ботинок, варежек, рукавичек и т.д.)
— А теперь вам в подарок — шуточное стихотворение: я буду вам его читать, а вы помогайте мне, заканчивайте предложения. Вам в помощь картинки-подсказки.
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я видел сорок без ... ботинок и ...чулок.
И щенков без ... носков,
И синичек ... тапочек и ... рукавичек.
Игра
А теперь поиграем в подвижную игру «Грачи прилетели».
Действие происходит на фоне макетов березы и рябины.
Дети берут силуэты грачей и выполняют действия согласно указаниям воспитателя.
– Ранней весной в рощу грачи прилетели.
– Низко над землей пролетели.
– Друг к дугу подлетели.
– Погалдели (гра – гра – гра …).
– Разлетелись в разные стороны.
– На рябину взлетели.
– С рябины на березу перелетели.
– Вокруг березы облетели.
– В гнездо залетели.
– И снова (гра – гра – гра …).
– Из гнезда вылетели.
– Над землею покружили.
– И в поле кормиться улетели.
Игра закончена. Дети садятся на свои места.
Анализ занятия
Анализ занятия проводится с помощью «солнечных зайчиков». Дети подсчитывают, сколько у каждого из них зайчиков, сравнивают результаты подсчета. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лучшие результаты у тех, кто старался активно работать. Необходимо также подбодрить детей, у которых результаты ниже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Человек без друзей, что дерево без корней».
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе по программе «От рождения до школы» Тема: «День Победы»
Формирование умение вести диалог с воспитателем со сверстниками, совершенствовать интонационную выразительность речи.Развивать умение драматизировать небольшие сценки предоставления о Великой От...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие по городу профессий»
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо речевому развитиюв подготовительной группе «Путешествие по городу профессий»...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе, по теме: "Составление описательного рассказа о птицах"
Этот план-конспект поможет воспитателям подготовительных групп провести НОД по ОО "Речевое развитие" в соответствии ФГОС....
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе На тему: «Предновогоднее волшебство»
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе: «Путешествие в страну красивой речи"
Конспект итогового занятия по развитию речи...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: развитие связной речи «Портрет сказочного героя»
Цель. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; упражнять в диалогическом взаимодействии; в умении задавать вопросы и отвечать на них....