Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.Тема "Ранняя весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Бессерт Екатерина Евгеньевна

Задачи: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе, изменений в жизни животных. Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по образовательной деятельности

(в подготовительной группе)

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «РАННЯЯ ВЕСНА»

                        

Воспитатель:

Бессерт Е.Е.

2011 год

        


Задачи:

Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветений травянистых растений, деревьев и кустарников), изменений в жизни животных, появлении насекомых, прилете птиц, гнездовании; учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений (с наступлением весны день становится теплее, длиннее; оттаивает земля; растения получают много света, тепла, влаги, начинают быстро расти; для животных появилось больше пиши; возвращаются и вьют гнезда перелетные птицы; у животных появляются детеныши). Активизировать употребление в речи глаголов, трудных форм родительного падежа множественного числа существительных по теме.

Демонстрационный материал.

  1. Иллюстрации по теме: ветка с почками, ветка с листочками.
  2. Картинки с изображениями предметов одежды: носков, рукавичек, шарфов, валенок и т.д.
  3. Макеты деревьев: березы, рябины.
  4. Картина А. Саврасова «Грачи прилетели».

Предварительная работа.

  1. Чтение литературных произведений и стихов о весне.
  2. Экскурсия в парк, наблюдения.


«РАННЯЯ ВЕСНА»

Ход занятия

Часть 1

Организационный момент

(Дети выходят на ковер, здороваются с гостями).

Воспитатель:

«Ребята, мы долго готовились к встрече весны, и вот, наконец, сегодня мы встречаем ее у себя в группе»  (предлагает детям обратить внимание на оформление группы).

Воспитатель: (загадывает детям загадки):

Доброе, хорошее,

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

                                (Солнце)

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

                                (Весна)

Дети: Весной!

Воспитатель: Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне, о ранней весне.

Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна-красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихи о весне?

Дети читают стихи, которые ранее разучивались в группе.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

                        И. Плещеев

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны,

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

Растекайтесь, ручьи, разливайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник!

                        С. Маршак

Воспитатель продолжает беседу о весне. К беседе можно предложить, следующие вопросы (за правильный ответ ребенок получает вырезанного из картона «солнечного зайчика»):

1. С чего же начинается весна, ребята? (Дети должны перечислить различные признаки весны: капель, на проталинах пробивается к солнцу первая травка, появились первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха, на деревьях набухают почки, возвращаются перелетные птицы, день становится длиннее.)

2. А какие птицы прилетают к нам весной? (Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.)

Часть 2

Рассматривание Картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как изобразил весну художник И. Саврасов. Какая весна на этой картине — ранняя или поздняя?

Дети: Ранняя.

Воспитатель: А как вы определили, что это именно ранняя весна?

Дети перечисляют, какие приметы ратей весны они увидели на картине: снег еще не весь растаял, но он уже не белый, как зимой, а грязный, на нем видны проталины; грачи прилетели.

Воспитатель: Да, грачи прилетают к нам первыми из всех перелетных птиц. А что они делают?

Дети: Грачи чинят свои старые гнезда или строят новые?

Воспитатель: А из чего грачи строят свои гнезда?

Дети: Из веток.

Воспитатель: Вся картина как будто наполнена свежим дыханием весны. Как можно назвать эту картину?

Дети: Весна, ранняя весна.

Воспитатель: Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».

После беседы целесообразно включить в занятие физкультминутку:

Дети выходят на середину комнаты. Воспитатель в центре.

На широкий луг пришли,

(руки в стороны)

Много мы цветов нашли,

(наклоны вперед)

Мы по лугу погуляли,

(поворот вокруг оси)

И попрыгали, и поиграли,

(прыжки)

А теперь домой пойдем,

(ходьба)

Через ручей мы перейдем

Часть 3

Работа над подбором определений

Воспитатель читает отрывок из стихов о весне С. Маршака из сказки «Двенадцать месяцев»:

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед.

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Воспитатель задает детям вопросы:

        — Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне?

        — Как он описал снег?

        — Какой снег весной?

        — Какие еще приметы весны С. Маршак назвал в своем стихотворении?

        — Какими словами он рассказывает о весеннем небе?

        — Какие слова вам запомнились? Воспитатель читает отрывок еще раз.

        — Вы тоже уже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший.)

        — А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит, как она называется? (Это наст.)

        — А почему она появляется, как вы думаете? (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.)

        — Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег! (Повтор слов.)

        — А теперь послушайте. Один раз ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.

        — А как еще, по-другому можно сказать о детях, какие они были? (Веселыми, радостными, довольными, смеющимися.)

        — Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну и увидели, что погода испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей? (Плохим)

        — Как еще, по-другому можно сказать о детях? Какими они стали? (Огорченными, растерянными, недовольными, грустными. )


Трудные формы родительного падежа множественного числа существительных

Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку ранней весной, то по-прежнему должны одеваться тепло, потому что в марте и мороз может ударить, и метели еще бывают. Давайте рассмотрим, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на улицу.

        Воспитатель показывает картинки с изображением носков, рукавичек (варежек), валенок, ботинок, сапог, пальто, шарфов.

        — Ребята, послушайте: шерстяная, теплая, вязаная — это носок или варежка?

        — Шерстяная — варежка, а про носок мы скажем — ...шерстяной.

        — А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало?»

        Воспитатель размещает на фланелеграфе картинки с изображением носков, рукавичек (варежек); валенок, ботинок, сапог, пальто, шапочек, шарфов. Сначала дети перечисляют, что нарисовано на карточках. Затем воспитатель предлагает детям зажмурить глаза и убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, чего не стало на фланелеграфе. За правильный ответ каждый из детей получает «волшебную палочку».

        — Чего не стало? (Пальто, шарфов, сапог, валенок, чулок, носков, ботинок, варежек, рукавичек и т.д.)

        — А теперь вам в подарок — шуточное стихотворение: я буду вам его читать, а вы помогайте мне, заканчивайте предложения. Вам в помощь картинки-подсказки.

Даю вам честное слово:                                            

Вчера в половине шестого    

Я видел сорок без ... ботинок и ...чулок.              

И щенков без  ...  носков,      

И синичек ... тапочек и ... рукавичек.                   


Игра

А теперь поиграем в подвижную игру «Грачи прилетели».

Действие происходит на фоне макетов березы и рябины.

Дети берут силуэты грачей и выполняют действия согласно указаниям воспитателя.

– Ранней весной в рощу грачи прилетели.

– Низко над землей пролетели.

– Друг к дугу подлетели.

Погалдели (гра –  гра – гра …).

Разлетелись в разные стороны.

– На рябину взлетели.

– С рябины на березу перелетели.

– Вокруг березы облетели.

– В гнездо залетели.

– И снова  (гра –  гра – гра …).

– Из гнезда вылетели.

– Над землею покружили.

– И в поле кормиться улетели.

Игра закончена. Дети садятся на свои места.

Анализ занятия

Анализ занятия проводится с помощью «солнечных зайчиков». Дети подсчитывают, сколько у каждого из них зайчиков, сравнивают результаты подсчета. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лучшие результаты у тех, кто старался активно работать. Необходимо также подбодрить детей, у которых результаты ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Человек без друзей, что дерево без корней».

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе по программе «От рождения до школы» Тема: «День Победы»

Формирование умение вести диалог с воспитателем со сверстниками, совершенствовать интонационную выразительность речи.Развивать умение драматизировать небольшие сценки предоставления о Великой От...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие по городу профессий»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо речевому развитиюв подготовительной группе «Путешествие по городу профессий»...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе, по теме: "Составление описательного рассказа о птицах"

Этот план-конспект поможет воспитателям подготовительных групп  провести НОД по ОО "Речевое развитие" в соответствии ФГОС....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе На тему: «Предновогоднее волшебство»

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: развитие связной речи «Портрет сказочного героя»

Цель. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; упражнять в диалогическом  взаимодействии;  в умении задавать вопросы и отвечать на них....