Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)
Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения | 547.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»
Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Подготовила:
Воспитатель
Нуцалова З.Р.
г. Когалым, 2021г.
Задачи:
Развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
Развивать зрительно – двигательную координацию.
Закреплять знание сенсорных эталонов (цвет, размер, форма).
Развивать образное мышление, зрительное внимание, речь.
Закреплять в активном словаре детей существительных и прилагательных по теме.
Учить использовать в речи простые предлоги.
Учить рассказыванию по картинке.
Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Название игры | Описание игры и оборудование | Фото, схема игры |
Игра «Какой игрушки не стало» | Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай, какого предмета не стало?». Для этого внимательно посмотрите на картинку справа и слева и назовите игрушки. (Мячик, утка, гриб, рыбка). Воспитатель закрывает один предмет справа: « А теперь внимательно посмотрите на картинку справа. Какого предмета не стало? Назвать предметы на картинке слева. Назвать предметы на картинке справа. Чем отличается картинка слева от картинки справа? (На картинке справа нет…). В эту игру можно играть несколько раз, при этом воспитатель закрывает разные предметы. | |
«Загадки и отгадки», «Обведи правильно» | У педагога на столе один медведь большой, а другой маленький. У большого медведя красный карандаш, у маленького синий. Педагог говорит, что один мишка большой и у него красный карандаш (показывает), другой - маленький и у него синий карандаш (показывает). Мишки загадают детям загадки, а они должны раскрасить большие предметы красным карандашом, а синим - маленькие. А потом рассказать мишкам, что сделали. ( Раскрасили красным карандашом большую матрешку, большой мяч; синим карандашом - маленькую матрешку, маленький мяч.) Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка.) Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет. (Мяч.) | |
Игра «Кто внимательный?» | На картинках справа и слева нарисованы одни и те же игрушки, но которые отличаются какими - либо деталями. Ребенок должен показать и рассказать, чем отличаются игрушки. | |
Разучивание стихотворения «Игрушки» | Игрушки Много игрушек в нашем саду. Наши игрушки стоят на виду. Кот в сапогах, длинноухие зайки, И барабаны, и балалайки. Куклы нарядные в платьях сидят, Куклы на зайцев и мишек глядят. Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, Их у друзей не отнимаем | |
Упражнение «Обведи правильно» | На картинке вразброс нарисованы овощи и фрукты. Педагог просит обвести только овощи или только фрукты, и назвать то, что обвел. | |
Занятие «Овощи» | Взрослый раздает каждому ребенку части овоща (картинки овощей, разрезанные на 2 - 3 -4 части) и предлагает сложить и назвать, что получилось. После выполнения задания взрослый задает вопросы: Витя, что ты собрал? (морковку). Где растет? Что можно с морковкой делать? (выдернуть из земли, помыть, почистить, порезать). Что можно приготовить из морковки? (салат, щи, суп). | |
Занятие «Фрукты» | Правила такие - же, как и в занятии про овощи, только используются разрезные картинки фруктов. | |
Рассматривание плаката «Где спрятались овощи?» | Педагог просит внимательно рассмотреть плакат, и сказать, что на нем изображено. Если дети затрудняются ответить сразу, педагог подводит их к тому, что художник на этой картине спрятал овощи, и задача детей найти их. По мере нахождения, взрослый уточняет: где растет, какой формы и цвета | |
Разучивание стихотворений «Картошка» и «Огород» по мнемотаблице. | Картошка Из картошки много блюд, Приготовить можно. Ее варят, жарят, трут, На костре ее пекут. Огород В огороде много гряд. Тут и репа и салат. Тут и свекла и горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит круглый год. | |
«Расскажи, что изменилось» | Предложить ребенку 2 парные картинки (лето -лето, зима -зима, осень -осень, весна - весна), которые отличаются друг от друга какими -то деталями. Попросить ребенка сравнить и рассказать, чем отличаются картинки. | |
«Исправь ошибки» | Взрослый показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности и сказать, что неправильно нарисовал художник: зимой не растут цветы, дети не катаются летом на санках и т. д | |
« Расскажи по картинке» | Педагог дает задание ребенку: «Посмотри, внимательно, на картинку. Какое время года ты видишь на картинке? (Весну.) Что делает солнце? (Светит.) Что делает снег? (Тает.) Что делает ручей? (Течет.) Что появилось на поляне? (Первые цветы.) Что делают дети? (Пускают кораблики.) А теперь расскажи о весне по картинке. Таким же образом, ребенок рассказывает и про другие времена года. | |
Разучивание стихотворения «Листья» по мнемотаблице | Листья Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березы золотой. Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку. | |
«Расскажи, что лишнее» | Педагог предлагает ребенку посмотреть на ряды картинок, в каждом из которых лишний предмет (например, в ряду с грибами, лишняя ягода). | |
Составление описательного рассказа о грибах по вопросам педагога | Педагог предлагает 2 -3 узнаваемых гриба на картинке. Слева грибы цветные, справа черные. Задача ребенка правильно соединить два изображения, и ответить на вопросы педагога: «Как называется гриб? Какого цвета у него шляпка, ножка? Съедобный, несъедобный?» | |
«Расскажи по картинке» | Рассмотрите вместе с ребенком картинку. Спросите, кто сидит на елке, около елки, под елкой, летит над елкой. | |
Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Боровик» | Боровик. Скачет белка-шалунишка, Рвет с еловых веток шишки, А потом на землю - прыг, И отыщет боровик. Гриб нанижет на сучокПодсушись, боровичок! | |
Игра «Загадки и отгадки» | Предложить детям отгадать загадки и обвести картинки - отгадки. Я умею чисто мыться Не водой, а язычком. Мяу, как мне часто снится Блюдце с теплым молочком. (Кошка) Полем идет, Травку жует. Мычит «Му - у -у», А кто -не пойму. (Корова) У нее большая грива, Есть копыта, Есть и хвост. Скачет быстро и красиво - Просто глаз не оторвешь. (Лошадь) Как мяукает кошка? Как мычит корова? Как ржет лошадь? | |
Игровое упражнение «Кто, что любит есть? | Задания и вопросы: Надо помочь животным найти еду, которую они любят, а для этого надо нарисовать от них дорожки к еде. Что любит корова, лошадка, козочка? (Траву.) Что любит собачка? (Косточки.) Что любит кошка? (Рыбку.) и т.д. | |
Игра «Кого не стало?» | Поставить перед детьми в ряд 4 -5 игрушек животных. И попросить запомнить. Затем дети закрывают глазки, а воспитатель убирают одну игрушку. Дети открывают глаза и отгадывают, какой игрушки не стало. Можно задавать дополнительные вопросы: Какого цвета, большая или маленькая и т.д. Можно играть с картинкой, просто воспитатель закрывает одну из игрушек. | |
Разучивание стихотворения «Белый мишка» по мнемотаблице | Мишка Белый мишка на рыбалку Не спеша идет вразвалку. Чует мишка -рыболов, Что богатый ждет улов. | |
«Расскажи по картинке» | Рассмотрите вместе с ребенком картинку. Спросите, какая птица сидит на дереве (дятел, воробей, синица), под деревом (ворона), слева от дерева (сорока), справа от дерева (голубь) | |
Игра «Загадки и отгадки» | Предложить детям отгадать загадки и обвести картинки - отгадки. Я шустрая певичка, зовут меня …(синичка) Зимой на ветках яблоки Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …(снегири) Всех я за день навещу, Все, что знаю, растрепу! (сорока) | |
Упражнение «Скажи наоборот» | Воспитатель просит посмотреть на картинки и ответить на вопросы: Воробей маленький, а ворона - … . У синицы хвост короткий, а у сороки - … . Голубь тяжелый, а воробей - … . У синицы клюв тонкий, а у вороны - … . Дополнительно можно ответить на вопросы, которые есть на плакате. | |
Разучивание по мнемотаблице стихотворения «Снегири» | Снегири Вот на ветках, посмотри В красных майках снегири. Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, улететь хотят. | |
Упражнение «Где чья мама?» | Предложить рассмотреть картинку «Птичий двор», назвать всех домашних птиц и их птенцов: у курицы цыпленок, у утки утенок, у гусыни гусенок, у индюшки индюшонок. И соединить взрослых птиц со своими детенышами стрелками | |
Рассматривание плаката «Что художник нарисовал не правильно?» | Предложить детям внимательно рассмотреть плакат, и сказать, что художник нарисовал не правильно. Следить за тем, чтобы ребенок не только показывал пальцем на ошибки художника, но и проговаривал, что изображено не так и почему. | |
Упражнение « Подзорная труба» | Каждый ребенок, по очереди, рассматривает картину в «подзорную трубу» (трубка, свернутая из картона) и называет только один объект, который воспитатель просит найти. Затем ребенок должен описать этот предмет | |
«Расскажи, кто в каком домике живет» | Предложить ребенку внимательно рассмотреть картинку и назвать цвета всех домиков. Затем показать и рассказать, кто в каком домике живет (добиваться полного ответа): в красном домике живет котик, в оранжевом домике живет петушок, в желтом домике живет кролик, в зеленом домике живет собачка, в голубом домике живет коровка, в синем домике живет лошадка, в фиолетовом домике живет козочка. Затем педагог просит ребенка закрыть глазки, закрывает (по очереди) окошечко одного из домиков, и просит по памяти назвать, кто там живет. | |
Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Что мы делали во дворе» | Что мы делали во дворе Раз, два, три, четыре, пять Мы идем во двор гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили. С горки весело катались, А потом в снегу валялись. А потом домой пришли, Суп поели, спать легли. | |
«Найди лишний предмет» | Найди в каждой группе лишний предмет. Объясни, почему он не подходит к остальным. | |
Игра-вкладыш «Одень куклу | Попросить ребенка одеть куклу и рассказать, куда можно пойти в той или иной одежде. | |
Игровое упражнение «Такая разная одежда» | Попросить ребенка рассказать какую одежду носят летом, а какую зимой. Закрасит кружочек красным цветом рядом с летней одеждой, а рядом с зимней одеждой - синим. | |
Игровое упражнение «Подбери куклам одежду» | Скажите ребенку « Давай поможем куклам одеться». Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам. Пусть ребенок проговаривает, что какой кукле надел, и какого цвета. | |
Игровое упражнение «Найди пару» | Попросить ребенка назвать все предметы одним словом (обувь), найти пару каждой обуви и соединить линией. Затем попросить назвать каждую пару. | |
Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Ботинки» | Ботинки Изучаем мы ботинки. Вот шнурки посерединке, На подошве каблучок, А вот это - язычок. Осторожно, словно кошку, Сын задел башмак ладошкой. И хохочет: «Караул! А меня башмак лизнул!» | |
Упражнение « Скажи наоборот | Воспитатель показывает на начало предложения (картинку), ребенок должен назвать картинку. Затем воспитатель читает середину предложения и указывает на 2 картинку, ребенок называет, что на ней изображено и з Самостоятельно заканчивает предложение. | |
Разучивание стихотворения по мнемотаблице | Повар Ходит повар в колпаке, С поварешкою в руке. Он готовит нам обед: Кашу, суп и винегрет. | |
Составление описательного рассказа о посуде | Попросить ребенка рассказать о какомнибудь предмете посуды (при наглядном показе). Сначала взрослый должен обязательно помогать ребенку, но впоследствии добиваться самостоятельного описания. |
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать пра...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением з...
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Задачи:Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, усидчивость. Учить составлять из частей целое.Учить детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматриван...
Картотека игр и игровых упражнений по познавательному развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Учить детей соотносить натуральный объект и его силуэтное изображение,активизировать фиксацию, локализацию, развивать зрительную память.Закрепить знания о разных видах предметов: игрушки, мебель, одеж...
Картотека игр и игровых упражнений по по социально - коммуникативному развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Картотека игр и игровых упражнений по по социально - коммуникативному развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения...