ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ВСТРЕЧА ВЕСНЫ» (ДЕТИ 4-5 ЛЕТ С ОНР)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей;

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ У РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богатырева Татьяна Николаевна, учитель-логопед,

Евтихеева Татьяна Александровна, воспитатель

средней логопедической группы,

Меленевская Татьяна Владимировна, музыкальный руководитель

ГБДОУ №67 Фрунзенского  района СПб.

КОНСПЕКТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ «ВСТРЕЧА ВЕСНЫ»

В РАМКАХ ПРОЕКТА  «ВРЕМЕНА ГОДА»

(ДЕТИ 4-5 ЛЕТ С ОНР)

Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей;

Развитие педагогических компетенций в сфере приобретения логопедических знаний, умений, навыков у родителей воспитанников.

Задачи:          

Познавательные:

-уточнение и расширение представлений детей о ранней весне и ее признаках;

-обучение  детей отгадыванию загадок;

-обучение составлению предложений с опорой на картинки по методике мнемотехники; показать родителям принцип обучения детей составлению рассказа с целью развития словесно-логического мышления;

-формирование словаря по теме «Весна» и его обогащение качественными прилагательными (свежий, прозрачный, сырая, холодная), словами-антонимами (узкая - широкая, мелкая - глубокая). Побудить родителей постоянно расширять словарь детей новыми словами.

-приобщение детей и их родителей к классической музыке.

 Коррекционно- развивающие:

-активизация речевой деятельности детей;

-развитие связной речи;

-совершенствование грамматического строя речи;

-показать родителям значимость работы над слоговой структурой слова в целях профилактики нарушений фонематических процессов у детей;

-формирование и развитие слухового и зрительного внимания;

-развитие у детей физиологического и речевого дыхания. Обучение родителей правильному речевому дыханию;

-с помощью игры показать родителям необходимость развития фонематического слуха для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи;

-развитие у детей конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики;

 -учить родителей правильному показу артикуляционных упражнений в домашних условиях;

-помочь заботливым и думающим родителям в увлекательной игровой форме заниматься с детьми речевой гимнастикой, сделать занятия с детьми интересными, веселыми и менее утомительными, используя игры, стихотворения и иллюстрации;

-показать родителям особенности общей моторики у детей с ОНР;

-формирование эмоциональной отзывчивости у детей.

Воспитательные:

-воспитание любви и бережного отношения к природе в детях и их родителях;

-формирование положительной установки на участие в совместной  деятельности у детей и родителей;

-формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым;

-воспитание у детей самостоятельности, умение решать проблемные задачи;

-воспитывать в родителях терпение, пресекать желание  решать все проблемы вместо ребенка.

Предварительная работа:

-наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе;

-заучивание стихотворения с движением  «Веснянка» Н. Нищевой;

-слушанье музыки П.А. Чайковского  «Времена года», «Детский альбом»;

-разучивание и отработка артикуляционных упражнений с тренировкой выдоха;

-обучение технике оригами детей и их родителей по индивидуальному годовому плану воспитателя.

Оборудование:

Солнышко на палочке, снежные хлопья из ваты на ниточке, картинки о весне, письмо от синицы, релаксационная дорожка, Лесовик, Волк, Медведь. Ширма, сучки, вода, свистулька, султанчик, карандаш для игры со слухом. Картинки больших и маленьких капелек. Два голубых шарфика разной ширины для рек. Квадраты 10х10 для оригами по числу детей. Озеро с магнитной удочкой и магнитными картинками артикуляционных упражнений. Игра Краузе «Так ли это звучит?». Корзинка с подснежниками.

Ход занятия: 

Вступление:

В центр зала выбегают 2 ребенка. У одного в руках солнышко.

1 реб.   Вот и кончилась зима,

В гости к нам пришла весна!

Солнце стало греть теплее,

Дни становятся длиннее.

2 реб.   На дворе звенит капель,

Праздник будет веселей!

Звучит музыка Г.Гусевой  «Птички и птенчики». Входят дети змейкой за воспитателем, становятся  вокруг ребенка с солнышком.

Игра   «Веснянка»:

Солнышко, солнышко

Золотое донышко!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы  тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут по кругу

Меняют направление, бегут

Меняют направление, «летят»

Приседают

Тянутся вверх

                              (Н. Нищева)

Воспитатель:   Идет весна по свету

И вот уж нет зимы,

По радостным приметам

Ее узнали мы!

Основная часть:

Вход Весны

Под  музыку Т. Морозовой «Весна-красна»  входит логопед в костюме Весны, в руках объемные фигурки Весны и Зимы:

Весна:  Вы, ребята, не скучайте,

Весну красную встречайте!

Снег и холод прогоню,

Тепло  с юга принесу.

Здравствуйте, ребята! Смотрите, кто это? Чтобы встретить весну, надо проводить зиму. Помогите мне, подуйте на снежные хлопья!

Раздаются комочки ваты на нитке детям и родителям, проводится упражнение на дыхание  «Покажите три фокуса».

Фокус первый:

Держите снежные хлопья перед губами;

Сделайте трубочку из губ;

Выдыхайте плавно через вытянутые вперед губы;

Смотрите, как красиво снежные хлопья отлетают от ваших губ!

Фокус второй:

Держите снежные хлопья перед губами;

Сделайте лопаточку из языка;

Выдыхайте плавно на снежные хлопья с лопаточки;

Смотрите, как красиво снежные хлопья удерживаются под углом, если сила воздушной струи не ослабевает!

Фокус третий:

Держите снежные хлопья у носа;

Поднимите язык к верхней губе;

Выдыхайте резко на кончик языка;

Смотрите, как красиво снежные хлопья отлетают вверх!

Весна:  Вот и растаяли снежные хлопья от нашего дыхания! И теперь я хочу рассказать вам, что же происходит весной в природе. Садитесь, смотрите и запоминайте. Логопед по очереди выставляет картинки на наборное полотно.

Составление рассказа по картинкам:

1 картинка - Наступила весна.

2 картинка - Ярко светит солнце.

3 картинка - Начали таять снег и сосульки

4 картинка - На деревьях набухают почки

5 картинка – Скоро из теплых стран прилетят птицы

6 картинка – В лесу расцветут  подснежники

Дети по картинкам повторяют рассказ. Логопед всех хвалит и напоминает родителям следить дома за правильностью построения предложений и темпом речи у себя и ребенка.

Сюрпризный момент:

Воспитатель изображает, что увидел в окне что-то интересное.

Воспитатель: Дети, я сейчас заметила, что к окну подлетела синичка, постучала в окно и так радостно затенькала. Что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Дети находят на подоконнике письмо, воспитатель читает:

Собирайтесь скорее

В необычный поход!

Ждут вас тайны лесные,

Вдаль тропинка зовет.

В лес по сказочной тропинке

Попадете прямиком,

Но пройти по ней придется

Вам, ребята, босиком!

Ходьба по релаксационной дорожке:

Дети разуваются, воспитатель приглашает в весенний лес родителей и Весну. Все идут по дорожке с камушками, ребристой доске, по канату, перешагивают через гимнастические  палки и попадают в лес. Звучит диск со звуками леса (пением синицы, стуком дятла, шумом ветра).

Весна: Вот мы и пришли в весенний лес! Как добрались? (ответы детей и родителей).

Какая земля в лесу? (сырая, холодная, мокрая, грязная).

Весна предлагает обуться, собирает всех в кружок.

Весна: Какой воздух в лесу? (свежий, прохладный, чистый, прозрачный, ароматный, пахнет набухшими на деревьях почками).

Проводится упражнение на развитие речевого дыхания, родители принимают участие. Логопед предлагает всем встать прямо, положить левую руку на живот, а правую на грудь. По команде все делают глубокий вдох носом так, чтобы животик надулся. А потом, считая до пяти, выдохнуть воздух через рот так, чтобы животик сдулся. Упражнение проводится 3 раза.

Загадки Лесовичка:

Появляется из-за ширмы Лесовичок, ворчит:

Лесовичок: Ох! Ох! Кто мне спать мешает?

Весна: Просыпайся Лесовичок! Это я, Весна! А со мной ребята.

Лесовичок: Весна! Дождались! А ребят зачем привела? Чтобы в мой лесок  попасть, надо загадки и звуки природы отгадать. Сможете?

  1. Зимой и летом  одним цветом (ель). Как догадались? (ответы детей)

2.  Снег в лесу, сугробов много,

Но слышна синицы трель.

С елки прямо на дорогу

Звонко капает…….(капель)

3.  Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным,

Как привет с названьем нежным,

Называется ……(подснежник)  

                                                       (Н. Нищева)

Упражнение на слуховое восприятие:

Лесовичок: Правильно! Вот он, держите! (дарит подснежник) А теперь отгадайте лесные звуки! А родители вам помогут!

За ширмой воспитатель  ломает сучки, переливает воду, свистит свистулькой, стучит карандашом, шуршит султанчиком. Дети и родители отгадывают треск сучьев, журчание ручейка, пение птиц, стук дятла, шум ветра. Лесовичок  всех хвалит, дарит еще один подснежник.

Лесовичок: Ну хорошо! Погуляйте по моему лесу! Только чур! Ветки не ломать, зверей не пугать, мусор не бросать! Договорились?

Ритмическая игра  «Капель»:

Музыкальный руководитель звенит колокольчиками, дети поворачиваются в сторону издаваемого звука.

Музыкальный руководитель:

Кап- кап! Я- капель

Капаю тихонько.

Кап-кап! Целый день

Капли пляшут звонко.        

Узнали меня? Я - Капель! Я хочу с вами поиграть.

Проводится ритмическая игра  «Капель». Выкладываем большие и маленькие капельки в определенном ритмическом рисунке, дети по выложенной схеме прохлопывают ритм, приговаривая:  «Кап, кап, кап-кап-кап». Вторую схему прохлопываем с родителями, обращая внимание на соблюдение ритмического рисунка, темпа и количество элементов. Еще одну схему ребенок проигрывает на музыкальном треугольнике.

«Капель» дарит детям подснежник.

Оригами  «Кораблик»:

Дети идут с воспитателем и Весной дальше и останавливаются около двух рек. Выясняют, что одна река узкая и мелкая  - ее можно перепрыгнуть. А другая река широкая и глубокая. Как же через нее переправиться? Из всех предложений дети выбирают лодку или кораблик.

Воспитатель предлагает детям и родителям пройти к столам, взять приготовленные квадраты и сложить кораблик по образцу, следуя инструкциям. Родители активно участвуют в процессе.

На готовых корабликах дети  «переплывают» реку и оставляют их на берегу.

Дети подходят к лесному озеру, там сидит волк с удочкой, ловит рыбку.

Предлагаем помочь волку. Ребенок магнитной удочкой вылавливает  рыбку с картинкой  упражнения артикуляционной гимнастики, называет упражнение, показывает его, дети и родители повторяют за ним.  Делаем упражнения соответственно выловленной картинке: «Мостик», «Грибок», «Заборчик», «Лошадка» и др. Логопед обращает внимание родителей на правильность выполнения упражнений.

Далее предлагаем волку размяться и поиграть в игру. Проводится подвижная игра «Мы делили апельсин». Родители принимают участие по желанию.

Мы делили апельсин,

Показываем сжатый кулак

Много нас, а он один!

Показываем 10 пальцев, потом один

Эта долька для ежа,

Сжимаем кулак, отводим поочередно пальцы,

Эта долька для стрижа,

начиная с мизинца

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра.

А для волка - кожура!

Показываем открытую ладонь волку

Он сердит на нас! Беда!

Хватаемся за голову

Разбегайся кто куда!

Убегаем, волк ловит детей

Работа над слоговой структурой слова:

Волк: Что-то моего друга Медведя не видно. Наверное, еще спит, лежебока.

Воспитатель: Давайте разбудим Медведя! Мишка, Мишенька, не спи, телеграмму получи!

Дети с родителями выстраиваются в ряд и прохлопывают предложение – по хлопку на каждый слог: «Мед-ведь при-шла вес-на». Телеграмма передается по цепочке от человека к человеку. С последним ребенком просыпается Медведь.

Медведь: Ооой, кто меня разбудил?

Весна:  Просыпайся, Медведь, весна пришла.

Логопед проводит самомассаж лица:

Проснулся медведь (зевнули, широко открывая рот - активизация мышц мягкого неба),

Потянулся медведь (руки в стороны - активизация мыщц плечевого пояса),

Улыбнулся медведь (упражнение для губ),

Ушки погладь (движения сверху вниз по краю ушной раковины),

Носик разбуди (легкие нажатия на кончик носа),

Бровки подними, опусти,

Лобик, щечки, подбородок разбуди (от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей- упражнения для лицевых мыщц, участвующих в артикуляции звуков и необходимых для выражения эмоций).Родители делают самомассаж лица себе и следят за правильностью выполнения своего ребенка.

Во время самомассажа звучит  «Итальянская песенка» П. И. Чайковского из  «Детского альбома».

Весна: А теперь, Мишка, поиграй с нами в игру  «Так ли это звучит».

Перед детьми помещаются две большие карточки, в верхней части которых изображены мишка и лягушка. В нижней части по три пустые клетки. В них нужно положить карточки с изображением слов, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка). Когда картинки будут разложены, дети и родители громко называют слова, отмечая многообразие слов, сходных по звучанию. Медведь всех хвалит и дарит подснежник.

Заключительная часть:

Воспитатель: Пора нам домой.

Самолет построим сами,

Понесемся над лесам,

Пронесемся над полями,

А потом вернемся к маме.

Звучит музыка Г.Гусевой  «Птички и птенчики».

Дети берут с собой Весну, корзинку с подснежниками, «заводят мотор» и летят домой. Дарят подснежники своим мамам.

Воспитатель: Мы Весну, ребята, встретили,

Танцевали и играли,

Нам с Весною было весело,

И она осталась с нами.

Используемая литература:

1. Т.И. Петрова, Е.С. Петрова  «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», Москва,  «Школьная пресса»,  2004г.

2. З.А. Репина, В.И. Буйко  «Уроки логопедии», Екатеринбург, «Литур», 1999г.

3.  А.Т. Волобуев  «500 загадок обо всем для детей», Москва, «Сфера», 2011г.

4. Е.Н. Краузе  «Логопедия», СПб, «Корона принт», 2003г.

5. Н.В. Нищева  «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР», СПб,  «Детство-пресс», 2006г.

6. С.Е. Большакова  «Формируем слоговую структуру слова», Москва,  «Сфера», 2006г.

7. Т.А. Куликовская, «Массаж лицевых мышц для малышей»,  «Книголюб», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительское тренинговое занятие "Вместе играем, друг-друга понимаем! "

Данное занятие предназначено для того, чтобы показать родителям различные формы игрового взаимодействия с ребенком и улучшения эмоциональной обстановки в семье. Может использоваться в работе педагога ...

Конспект детско-родительского интегрированного занятия «Путешествие в страну Шуршика»

Конспект детско-родительского занятия "Путешествие в страну Шуршика" может быть использован в работе учителями-логопедами, воспитателями, а текже родителями для коррекционно-развивающей работы с детьм...

Конспект детско-родительского игрового занятия-консультации "Строим город малышей"

Цель данного игрового занятия способствовать развитию детско-родительских взаимоотношений в совместной игре. Задачи, которые реализуются в ходе игры - это получение родителями знания о значении игрушк...

конспект интегрированного детско-родительского обобщающего занятия "Смурфики идут в школу"

Занятие проводится с детьми подготовительной группы и их родителями в конце учебного года, как итоговое. К занятию разработана также мультимедийная презентация....

Игровое совместное детско-родительское физкультурное занятие "Игры с солнышком"

Данная игровая  программа   представлена циклом совместных  родительско - детских физкультурно-игровых занятий....

Оргпроект детско-родительского клуба «Тёплые встречи» с конспектом

Оргпроект детско-родительского клуба «Тёплые встречи» с конспектом...