Пересказ художественного произведения К.Ушинского «Лекарство».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №35»
Конспект НОД по коммуникативному развитию
(старшая группа)
Тема: Пересказ художественного произведения К.Ушинского «Лекарство».
Подготовила
и провела:
воспитатель
Тазалова Н.А.
Арзамас, 2013
Программное содержание:
- Учить анализировать текст помощью вопросов и ответов;
- Закреплять умения последовательности в пересказе;
- Развивать диалогическую и повествовательную речь.
- Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме; развивать желание заботиться о своих самых близких людях.
Предварительная работа: Беседа о празднике «День матери», чтение стихотворений, пословиц ,поговорок о матери, рассматривание иллюстраций, слушание мелодии на стихи И.Косякова «Всё она» .
Методические приёмы: художественное слово, беседа, рассматривание картинок (стирка белья, мытьё посуды, сервировка стола, мытьё полов, глажка / разбросанные игрушки одежда, грязные вещи, ссора, капризы), вопросы – ответы, словесная игра «Положи своё слово в шкатулочку», физкультминутка, чтение рассказа, анализ текста, повторное чтение, пересказ рассказа 2-3 воспитанниками, подведение итогов, анализ непосредственно образовательной деятельности.
Материал: портрет К.Д.Ушинского, шкатулка для словесной игры, набор картинок с различными ситуациями (стирка белья, мытьё посуды, сервировка стола, мытьё полов, глажка / разбросанные игрушки одежда, грязные вещи, ссора, капризы).
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность».
Ход занятия:
Воспитатель:
Предлагаю ребята послушать стихотворение И.Косякова «Всё она».
Кто вас, дети больше любит?
Кто вас нежно так голубит.
И заботиться о вас,
Не смыкая ночью глаз?
Мама дорогая!
Если дети вы ленивы,
Что бывает иногда,
Кто же слезы льет тогда?
Все она родная!
- Мама - самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам становиться светло, радостно, спокойно на душе.
- Ребята, а вы всегда бываете добрыми ласковыми, послушными детьми?
- Вы помогаете своим мамам?
Воспитатель предлагает детям картинки для рассматривания.
- Ребята посмотрите внимательно на картинки подумайте и выберите то, чем можно порадовать маму. (Дети выбирают подходящие картинки и рассказывают, чем бы они хотели обрадовать свою маму: стирка белья, мытьё посуды, сервировка стола, мытьё полов, глажка и др.)
- Ребята, а почему некоторые картинки остались лежать на столе, и никто из вас не выбрал их? Давайте их рассмотрим. ( Картинки выставляются на доске: разбросанные игрушки одежда, грязные вещи, ссора, капризы и д.р.).
- А что может случится с мамой, если мы её будем огорчать?
- А если вдруг мама заболеет, что мы будем делать?
- Хотите, я расскажу вам один секрет?
Чтобы мама не заболела, ей каждый день надо говорить много хороших и ласковых слов. Давайте вместе с вами придумаем много хороших слов.
Словесная игра «Положи своё слово в шкатулочку»
Воспитатель: - Мама, какая?
Дети: Родная, дорогая, любимая, добрая, ласковая, нежная, милая, умная,
заботливая, красивая, хорошая, трудолюбивая, веселая, рукодельная.
Физминутка «Дружно маме помогаем»
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
Воспитатель: - Однажды, ребята у девочки Тани заболела мама. А вы хотите узнать, что сделала Таня, чтобы помочь своей маме? Послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Лекарство»
Лекарство.
Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьёт лекарство с трудом и говорит;
- Милая мама! Давай, я выпью лекарство за тебя.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего врач прописал маме Тани лекарство?
Дети: Врач прописал маме Тани лекарство для того, чтобы она выздровела, поправилась.
Воспитатель: - Как вы думаете, поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?
Дети: Если его выпьет дочка, то лекарство маме не поможет.
Воспитатель: - Почему девочка предложила маме выпить за неё лекарство?
Дети: Девочка предложила маме выпить за неё лекарство потому что ей было ее жалко. Она за неё переживала.
Воспитатель: - Как можно назвать такую девочку?
Дети: Такую девочку можно назвать жалостливой, доброй, заботливой.
Воспитатель: - Как может Таня помочь своей больной маме?
Дети: Таня может помочь своей больной маме если помоет посуду, вымоет пол, принесет воды, просто будет рядом.
Воспитатель: - Ребята, так и хочется продолжить рассказ, правда?
Дети: Да! Воспитатель: Послушайте этот рассказ ещё раз, попробуйте пересказать его близко к тексту и придумайте продолжение. Чем же Таня помогла маме... Дети пересказывают рассказ и творчески дополняют.
Воспитатель:
Ребята и ещё забыла спросить!?
А разве можно пить чужое лекарство?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что можно отравиться, может стать плохо.
Воспитатель: Да ребята, действительно чужое лекарство никогда пить нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»
с использованием сюжетных картинок...
«Пересказ художественного произведения Е. Чарушина « Воробей»
Занятие направлено на развитие у детей умения самостоятельного пересказа художественного произведения, формирование гуманного отношения к птицам. ...
Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок
Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Пересказ художественного произведения Н. Калининой «Про снежный колобок»"
Пересказ художественного произведения Н. Калининой «Про снежный колобок» с целью формирования связной выразительной речи у детей....
Пересказ художественного произведения Носова Н.Н. «Живая шляпа"
Конспект логопедического занятия для детей 6 лет...
Консультация для родителей: "Обучение пересказу художественных произведений в старшем дошкольном возрасте"
Это консультация для родителей по пересказу художественных произведений в старшем дошкольном возрасте....
Конспект НОД "Пересказ художественного произведения "Про снежный колобок""
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ художественного произведения Н. Калининой "Про снежный колобок""...