Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»
учебно-методическое пособие по развитию речи по теме

Егерева Алла Викторовна
с использованием сюжетных картинок
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.odt23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»

с использованием сюжетных картинок

старший дошкольный возраст

Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

Задачи: Закрепить умение составления рассказа по серии сюжетных картинок; продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок; умение располагать картинки в заданной последовательности; учить исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок; формировать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в группе. Обогащение словаря прилагательными с помощью проговаривания и подбора их к существительным. Воспитание гуманного отношения к домашним животным.

Оборудование: шляпа, прищепки для пальчиковой игры, набор сюжетных картинок.

 

Ход

I. Организационный момент: (Беседа)

Воспитатель: - Ребята, что это за предмет? (шляпа) - Интересно, откуда она могла появиться здесь? (ответы) - Мне кажется - это какой - то неумеха бросил ее здесь. - Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами? (ответы детей) – Да, у каждой вещи должно быть свое место. - Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор? (ответы детей). - Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встречи они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия. Повторяйте за мной: 1.

«Приветствие»

Воспитатель снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку: - «Доброе утро, Андрюша» … (дети продолжают).

2. Д/И «Подбери предлог»

- Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа? (Дети: Шляпа лежала на полу).

- А сейчас где наша шляпа? (на голове). - Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь? (на столе, под стулом, около стола, в шкафу).

- Молодцы.

3. Д/И «Какой? Какая? Какое?»

(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными). - Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа - по цвету? (Чёрная).

- Возьми прищепку и прикрепи за поля шляпы. – По размеру? (большая)

- По времени года? (весенняя, осенняя)?

- По материалу, из которого она сделана? (шляпа из фетра. Она какая?) (фетровая) ( новое слово).

- По предназначению: ее носят мужчины или женщины? (мужская, женская).

- А если ее носят дети, то какая она? (детская).

- Ребята, смотрите, какая у нас замечательная, нарядная шляпа!

 

II. Основная часть:

- Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой? (ответы детей).

- Посмотрите, кая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н.Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа». (Показывает детям книгу Носова, из которой вылетают страницы ).

- Ребята, что же делать, мы не сможем прочесть этот рассказ. (Дети говорят, что помогут, составят рассказ, по картинкам).

- Вы мне поможете составить рассказ по картинкам? (ответы детей).

- Возьмите иллюстрации и пройдём за стол.

(Дети раскладывают на стол иллюстрации, находят последовательность).

- Ребята, у кого самое начало рассказа, с чего все началось?

Составление рассказа:

1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. (Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа?)

2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. (Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики?)

3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему. (Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент?)

4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты. (Куда побежали мальчики?)

5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. (Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа?)

6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок. (Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы?)

- Ребята, как вы думаете, котенку Ваське было страшно под шляпой? (ответы детей).

Динамическая пауза:

- Наверное, он представлял себя львом, которого поймали охотники! Давайте и мы как Вовка и Вадик отправимся охотиться! (Охотники крадутся тихо…).

Словесная игра «Мы охотимся на льва…» (игра на координацию речи с движением, игра на дыхание, снятие эмоционального напряжения, закрепление предлогов в речи).

- Молодцы.

Вторичное рассказывание.

- Ребята, кто из вас может рассказать эту историю от начала до конца? (спрашивается 2-3 ребенка).

- Вам понравился рассказ? Кто запомнил фамилию автора? Молодцы. (Дается оценка каждого ребенка на занятии.)

- Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей).

 

III. Заключительная часть:

- Ребята, такой замечательный рассказ, а шляпа какая-то грустная, не яркая не веселая. Наверное ее можно украсить?

- Чем будем украшать? (ответы детей).

- Молодцы, только это мы с вами сделаем завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок

Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок....

Пересказ произведения Н. Носова "Живая шляпа"

Произведение  Н. Носова "Живая шляпа"...

Конспект ООД в старшей группе: чтение и анализ художественного произведения Н. Носова "Живая шляпа"

Занятие развивает художественно-речевую деятельность детей, на основе рассказа; формирует умение отвечать на вопросы полным предложением; обогащает активный словарь посредством знакомства детей с расс...

Пересказ художественного произведения Носова Н.Н. «Живая шляпа"

Конспект логопедического занятия для детей 6 лет...

Конспект итогового интегрированного ООД в старшей группе по Чтению художественной литературы и Рисованию "Пересказ рассказа Н. Н. Носова "Живая шляпа"

Тема: Пересказ рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое раз...

Конспект по чтению художественной литературы рассказа Н.Носова "Живая шляпа"

Конспект по чтению художественной литературы в старшей группе...