«Пересказ художественного произведения Е. Чарушина « Воробей»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гостева Ирина Олеговна
Занятие направлено на развитие у детей умения самостоятельного пересказа художественного произведения, формирование гуманного отношения к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_starshaya_gruppa.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи

в старшей группе

Утверждаю                                                                     Подготовила и

Заведующая                                                                  провела

Детский Сад №76                                                         воспитатель                                                                      

                    Февралева Л.А.                                           Гостева                                                      

        Ирина Олеговна

                                                                                     

        Саратов 2016

         

Продолжительность занятия: 25 мин.

       

            Место проведения: старшая группа детского сада №76.

            Предварительная работа:

 Рассказ воспитателя о Евгении Ивановиче Чарушине – писателе и художнике, рассматривание рисунков Е. Чарушина, чтение его рассказов: «Лисята», «Про Томку», «Медвежата» и др.

Наглядные материалы:

  Рисунки Е. Чарушина, книги Е. Чарушина, игрушка - воробушек, маленький шарик  

Тема  «Пересказ художественного произведения  Е. Чарушина   « Воробей»

Программное содержание:

Учить детей самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

Развивать умение детей подбирать к существительному несколько прилагательных, умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Воспитывать гуманное отношение к птицам.

Способствовать укреплению здоровья детей: следить за осанкой, развивать кисти рук, снижать утомление и статическое напряжение.

                                     Ход занятия

- Ребята, каких птиц вы видели на улице? ( Голубя, ворону, воробья, сороку, синицу..)

- Угадайте, про кого я загадаю загадку.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

Собирает крошки

Он боится кошки.          (Воробей)

- А как можно назвать детеныша воробья? ( Воробушек, Воробейчик, воробышко..)

- Наш любимый писатель Е. Чарушин написал интересное произведение о таком маленьком воробушке, хотите узнать что с ним приключилось? Но сначала вспомним с какими произведениями Е. Чарушина мы познакомились: («Лисята», «Про Томку», «Медвежата» и др.). Сейчас я вас познакомлю с новым произведением Е. Чарушина

«Воробей».

Чтение воспитателем рассказа.

Физминутка.

Пой-ка, пой-ка подпевай-ка,

Десять птичек - будет стайка,

(Поднимаем кисти рук над головой, делаем вращательные движения кистями рук.)

Эта птица – соловей,

(загибаем мизинец левой руки)

Эта птица – воробей,

(Загибаем безымянный палец)

Эта птица – совушка, сонная головушка,

( Загибаем средний палец)

Эта птица – свиристель,

(Загибаем указательный палец)

Эта птица – коростель,

(Загибаем большой палец)

Эта птица – скворушка, синенькое перышко,

(Загибаем мизинец правой руки)

Эта -  зяблик,

(Загибаем безымянный палец левой руки)

 Эта – стриж,

(Загибаем средний палец)

Эта – развеселый стриж,

(Загибаем указательный палец)

Ну а это злой орлан

 (Загибаем большой палец)

Птицы, птицы – по - домам!

(Хлопаем в ладоши, сжимаем пальцы в кулак)

- Ребята, что мы с вами прочли: стихотворение, рассказ или сказку? (Рассказ)

- Почему вы так считаете? (В нем рассказывается о маленьком воробушке, который учился летать.)

- А как ещё можно назвать этот рассказ? ( «Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать».)

- Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный..)

- Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь.)

- В рассказе автор сравнивает воробья с шариком. Послушайте, как мягко и нежно звучит – «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком.

- Как воробушек попал к Никите? (Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)

- Зачем Никита забрал его домой? (Воробушек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)

- Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал воробья, он его любил.)

- Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей – птица, он должен уметь летать, жить на воле..)

- Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)

- Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? ( Нет, птице лучше жить на воле.)

- Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот полетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)

- Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)

- А теперь вспомним  чистоговорку про воробья:

Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей.

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою

Чик – чирик!

- Ребята, давайте с вами попробуем пересказать этот рассказ. Рассказ большой, можно поделить его на части. Первую часть назовем: « Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовем: «Как воробей жил у мальчика дома». Третью часть назовем: «Расставание друзей».

- Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ. Пересказ рассказа  детьми по частями в целом.

- Ребята, сегодня, когда мы пойдем на прогулку, давайте внимательно присмотримся к воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы "Светофорик" в образовательной области "Познание" Тема: "Пересказ рассказа Е.Чарушина "Воробей" с использованием мнемотехники

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА  Е. ЧАРУШИНА "ВОРОБЕЙ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ1.     Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога.2....

Пересказ рассказа Е.Чарушина "Воробей"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...

Конспект по речевому развитию в средней группе Тема: «Пересказ художественного произведения Е. Чарушин «Воробей»

Цель: Продолжать учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение...

Конспект занятия по ЧХЛ в средней группе на тему: «Рассказ Е.Чарушина «Воробей»

Программное содержание: Продолжать учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнениеЗадачи:Обучающие: формировать умения слушать рассказ, бесе...

Пересказ рассказа Евгения Ивановича Чарушина "Воробей"

Рассказ и мнемотаблица для пересказа и заучивания рассказа Е.И.Чарушина "Воробей"...

Конспект занятия во второй младшей группе «Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей»

Конспект занятия во второй младшей группе «Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей»Программное содержание:Учить детей самостоятельному пересказу, опираясь на ...