Педагогический проект: « Читающая семья».
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сарсания Алла Эдуардовна

Совместная познавательно-исследовательская  деятельность воспитателя и детей подготовительной группы.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье; вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

В приложении к проекту «Читающая семья» вы найдёте: анкету для родителей по теме «Ребенок и книга»; беседу-опрос детей по теме «Ознакомление с художественной литературой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект: « Читающая семья».

Совместная познавательно-исследовательская  деятельность воспитателя

и детей подготовительной группы.

Подготовил  воспитатель ГБДОУ №2 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Сарсания А.Э.

Краткая аннотация проекта.

«Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое».

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:

-          Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее.

-          Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы).

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей, что позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка;

- сплотить семью через чтение художественных произведений;

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Данный проект позволяет осуществить познавательно-речевое развитие дошкольников, их социально-личнотное воспитание.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: краткосрочный (февраль – апрель 2014г).

По целевой установке: практико-ориентировочный.

Цель проекта, основные задачи.

Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье; вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи: Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Повысить культуру речи  педагогов, родителей, детей.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Ожидаемый результат.

Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

Возрождение традиции домашнего чтения.

Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Основное содержание проекта.

Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Одним из самых действенных средств в достижении этих задач является художественная литература.

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В детском саду

В семье

- ежедневное чтение детям художественных произведений;        

проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

- контролировать процесс семейного чтения, давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

- следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;        

- развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

- заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;        

- учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

заинтересовать работой детской библиотеки, организуя ее посещение и последующее обсуждение отдельных литературных произведений.

- создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;

- ввести в круг чтения детскую периодику;

- привлекать детей к созданию собственных рукописных книг, использовать их в процессе семейного чтения;        

- вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей беречь и уважать книгу, осознавать её роль в человеческой жизни.

Проект предусматривает  введение классических и хрестоматийных произведений.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить  к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

-          сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

-          игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

-     игры-драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

-       театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления о прочитанных книгах дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании.

Обоснованный отбор нужных приёмов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые  побуждают к речевому действию, а также повышают интерес к художественной литературе.

Реализация проекта предполагает:

-          совместную деятельность родителей и детей;

-          взаимодействия воспитателя с родителями;

-          взаимодействие воспитателя с детьми;

-          взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Формы взаимодействия

с воспитанниками

с родителями

- непосредственно  образовательная деятельность;

- пополнение книжного уголка в группе;

- беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (еженедельно);

- игры-драматизации, театрализованные игры, дидактические игры;

- дневные литературные чтения;

- создание книг-самоделок, их выставка;

- изготовление творческих работ;

- экскурсия в городскую детскую библиотеку №1 им. Юрия Инге.

- наглядное   информирование, анкетирование, практические  консультации;

- открытые мероприятия с участием родителей;

- конкурс семейной тематической рукописной книги;

- выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям;

- традиция группы: «Книга напрокат»;

- литературные викторины, конкурс  «Читающая семья».

Материально-техническое обеспечение проекта:

-  книжный уголок в групповой комнате;

- аудиокассеты с записями детских произведений;

-  видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей.

Методическое обеспечение проекта:

-  демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

-  тематические картотеки «стихи», «загадки», «пословицы и поговорки»;

- портреты детских писателей;

-  конспекты образовательной деятельности,  сценарии литературных праздников,   викторин;

-  детская художественная литература;

-   детская познавательная литература.

Технические средства обучения:

- музыкальный центр;

-проектор с экраном;

-компьютер.

План мероприятий по реализации проекта.

Организационный этап.

- Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;

- провести беседу-опрос детей по теме «Ознакомление с художественной литературой»;

- провести анкетирование родителей;

- обновить развивающую среду.

Практический этап.

- Принять участие во Всероссийской викторине «По сказкам А.С. Пушкина»;

- провести конкурс самодельных книжек-малышек «Мой Пушкин»;

- посетить детскую библиотеку №1 им. Юрия Инге;

- провести совместную досуговую деятельность «В гости к сказочным героям»;

- провести  консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

Заключительный этап.

- Организовать выставку детских рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой»;

- оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

        

I.     Ожидаемые результаты проекта.

1.      Методические продукты.

- Проект «Читающая семья», ориентированный на родителей и детей подготовительной группы;

-  Консультации для родителей по теме  «Литературное воспитание ребенка в семье».

 2. Информационно-практические продукты.

-  Выставка самодельных книжек-малышек «Мой Пушкин»;

-  Газета «Экскурсия в библиотеку»;

-  Выставка детских работ по теме «Мой любимый сказочный герой»;

-   Досуг «В гости к сказочным героям».  

II.  Социальный эффект.

 Родители:

-  Ежедневно поддерживают  традиции семейного чтения;

-  Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

-  Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьёзному и очень важному и нужному занятию.

Воспитанники:

-   Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;

- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

-   Сформирован интерес к литературе;

-   Сформированы нравственные качества ребенка;

-   Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.

III.   Перспектива.

На основе образовательного проекта «Читающая семья» разработать проект  по приобщению ребенка младшего дошкольного возраста  к художественной литературе в кругу семьи « Расту вместе с книгой».

Литература

1. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

2. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество». – М.: Просвещение, 2002.

3. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению. – М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

4. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи. – М: Русская школьная ассоциация, 2007.

5. Международный день детской книги. – Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.

6. Нежданова Л.И., Киченко Е.А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996.

7. Руденко Т., Мелик- Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. – Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.

8. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2010.

9. Пушкин А.С. Сказки. – М.: Детская литература, 2007.

 

Приложение к проекту «Читающая семья»:

I. Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»:

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:

 

1.    Читаете ли вы ребёнку книги?  Если да, то, как часто:

- ежедневно

- несколько раз в неделю

- редко, когда есть время

 

2. Вы читаете детям книги:

 - по просьбе ребенка

 - по своей инициативе

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

- да

- нет

4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?

Сколько книг (приблизительно) она включает?_________________________

Каких жанров (стихи, сказки и т.д.) ___________________________________

 

5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

- сказки

- стихи

- литературу о природе

- энциклопедии, книги познавательного содержания

- нет определённых предпочтений

 

6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

- да

- нет

7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

 - да

- нет

8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения?

Если   да, то,  какие последние произведения вы прочитали? ___________________ _______________________________________________________________________

 

9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то,  что предпочитаете:

- периодическую литературу (журналы, газеты)

- познавательную литературу

- художественную литературу

10. Ваши пожелания педагогам детского сада________________________________ _______________________________________________________________________

II. Беседа-опрос детей по теме «Ознакомление с художественной литературой»:

1. Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые? _____________________

2. Есть ли у тебя дома книги? _____________

3. Кто тебе их читает? _____________________

4. Какие книги ты любишь? __________________________________________

 __________________________________

5. Есть ли у тебя любимая книга?_________________________________  

6. Кто твой любимый герой? _______________________________________  

7. Какие сказки ты знаешь? ______________________________________

8. Каких  писателей ты знаешь? Назови их __________________________________ _________________

         

9.Ты хотел бы научиться читать?   _______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа с родителями по развитию речи через проект «Читающая семья»

Цель проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников.Задачи проекта: - развивать связную речь, ее выразительност...

Проект "Читающая семья - любознательный ребенок"

Цели проекта: - формирование у детей старшего дошкольного возраста любви и уважения к книге;- воспитание у детей культуры чтения (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой);- помощ...

Проект "Читающая семья"

С февраля по май в группе "Лучики" реализуется общесадовский проект "Читающая семья". Родители сразу поддержали все наши начинания, и уже в конце января библиотека начала функциони...

Проект "Читающая семья - читающие дети"

В проекте представлен опыт работы по приобщению детей и родителей к чтению...

Проект "Читающая семья"

       В век компьютеризации, гаджетов резко снизился интерес к чтению у современных родителей. А как следствие у  не читающих родителей растут не читающие дети. Кругоз...

Конкурс Л.С Выготского Проект "Читающая семья"

В век компьютеризации, гаджетов резко снизился интерес к чтению у современных родителей. Мамы, папы не придают должного значения домашнему совместному чтению. Книга стала терять свои позиции как источ...

Проект "Читающая семья - читающая Россия"

Детско-родительский проект "Читающая семья - читающая Россия"...