Педагогический проект: « Читающая семья».
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Совместная познавательно-исследовательская деятельность воспитателя и детей подготовительной группы.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье; вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
В приложении к проекту «Читающая семья» вы найдёте: анкету для родителей по теме «Ребенок и книга»; беседу-опрос детей по теме «Ознакомление с художественной литературой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект: « Читающая семья».
Совместная познавательно-исследовательская деятельность воспитателя
и детей подготовительной группы.
Подготовил воспитатель ГБДОУ №2 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Сарсания А.Э.
Краткая аннотация проекта.
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы).
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей, что позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка;
- сплотить семью через чтение художественных произведений;
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Данный проект позволяет осуществить познавательно-речевое развитие дошкольников, их социально-личнотное воспитание.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: краткосрочный (февраль – апрель 2014г).
По целевой установке: практико-ориентировочный.
Цель проекта, основные задачи.
Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье; вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи: Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат.
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
Возрождение традиции домашнего чтения.
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Основное содержание проекта.
Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Одним из самых действенных средств в достижении этих задач является художественная литература.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основа познавательной активности.
Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В детском саду | В семье |
- ежедневное чтение детям художественных произведений; проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном; - контролировать процесс семейного чтения, давать рекомендации родителям по организации семейного чтения; - следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; - развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения; - заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; - учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; заинтересовать работой детской библиотеки, организуя ее посещение и последующее обсуждение отдельных литературных произведений. | - создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки; - ввести в круг чтения детскую периодику; - привлекать детей к созданию собственных рукописных книг, использовать их в процессе семейного чтения; - вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей беречь и уважать книгу, осознавать её роль в человеческой жизни. |
Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
- сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры-драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления о прочитанных книгах дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании.
Обоснованный отбор нужных приёмов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а также повышают интерес к художественной литературе.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Формы взаимодействия | |
с воспитанниками | с родителями |
- непосредственно образовательная деятельность; - пополнение книжного уголка в группе; - беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (еженедельно); - игры-драматизации, театрализованные игры, дидактические игры; - дневные литературные чтения; - создание книг-самоделок, их выставка; - изготовление творческих работ; - экскурсия в городскую детскую библиотеку №1 им. Юрия Инге. | - наглядное информирование, анкетирование, практические консультации; - открытые мероприятия с участием родителей; - конкурс семейной тематической рукописной книги; - выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям; - традиция группы: «Книга напрокат»; - литературные викторины, конкурс «Читающая семья». |
Материально-техническое обеспечение проекта:
- книжный уголок в групповой комнате;
- аудиокассеты с записями детских произведений;
- видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей.
Методическое обеспечение проекта:
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «пословицы и поговорки»;
- портреты детских писателей;
- конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин;
- детская художественная литература;
- детская познавательная литература.
Технические средства обучения:
- музыкальный центр;
-проектор с экраном;
-компьютер.
План мероприятий по реализации проекта.
Организационный этап. | - Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме; - провести беседу-опрос детей по теме «Ознакомление с художественной литературой»; - провести анкетирование родителей; - обновить развивающую среду. |
Практический этап. | - Принять участие во Всероссийской викторине «По сказкам А.С. Пушкина»; - провести конкурс самодельных книжек-малышек «Мой Пушкин»; - посетить детскую библиотеку №1 им. Юрия Инге; - провести совместную досуговую деятельность «В гости к сказочным героям»; - провести консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя. |
Заключительный этап. | - Организовать выставку детских рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой»; - оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению». |
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
I. Ожидаемые результаты проекта.
1. Методические продукты.
- Проект «Читающая семья», ориентированный на родителей и детей подготовительной группы;
- Консультации для родителей по теме «Литературное воспитание ребенка в семье».
2. Информационно-практические продукты.
- Выставка самодельных книжек-малышек «Мой Пушкин»;
- Газета «Экскурсия в библиотеку»;
- Выставка детских работ по теме «Мой любимый сказочный герой»;
- Досуг «В гости к сказочным героям».
II. Социальный эффект.
Родители:
- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьёзному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформирован интерес к литературе;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.
III. Перспектива.
На основе образовательного проекта «Читающая семья» разработать проект по приобщению ребенка младшего дошкольного возраста к художественной литературе в кругу семьи « Расту вместе с книгой».
Литература
1. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
2. Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество». – М.: Просвещение, 2002.
3. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению. – М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
4. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи. – М: Русская школьная ассоциация, 2007.
5. Международный день детской книги. – Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
6. Нежданова Л.И., Киченко Е.А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996.
7. Руденко Т., Мелик- Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. – Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
8. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2010.
9. Пушкин А.С. Сказки. – М.: Детская литература, 2007.
Приложение к проекту «Читающая семья»:
I. Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»:
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:
1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то, как часто:
- ежедневно
- несколько раз в неделю
- редко, когда есть время
2. Вы читаете детям книги:
- по просьбе ребенка
- по своей инициативе
3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?
- да
- нет
4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?
Сколько книг (приблизительно) она включает?_________________________
Каких жанров (стихи, сказки и т.д.) ___________________________________
5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:
- сказки
- стихи
- литературу о природе
- энциклопедии, книги познавательного содержания
- нет определённых предпочтений
6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?
- да
- нет
7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?
- да
- нет
8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения?
Если да, то, какие последние произведения вы прочитали? ___________________ _______________________________________________________________________
9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то, что предпочитаете:
- периодическую литературу (журналы, газеты)
- познавательную литературу
- художественную литературу
10. Ваши пожелания педагогам детского сада________________________________ _______________________________________________________________________
II. Беседа-опрос детей по теме «Ознакомление с художественной литературой»:
1. Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые? _____________________
2. Есть ли у тебя дома книги? _____________
3. Кто тебе их читает? _____________________
4. Какие книги ты любишь? __________________________________________
__________________________________
5. Есть ли у тебя любимая книга?_________________________________
6. Кто твой любимый герой? _______________________________________
7. Какие сказки ты знаешь? ______________________________________
8. Каких писателей ты знаешь? Назови их __________________________________ _________________
9.Ты хотел бы научиться читать? _______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа с родителями по развитию речи через проект «Читающая семья»
Цель проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников.Задачи проекта: - развивать связную речь, ее выразительност...
Проект "Читающая семья - любознательный ребенок"
Цели проекта: - формирование у детей старшего дошкольного возраста любви и уважения к книге;- воспитание у детей культуры чтения (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой);- помощ...
Проект "Читающая семья"
С февраля по май в группе "Лучики" реализуется общесадовский проект "Читающая семья". Родители сразу поддержали все наши начинания, и уже в конце января библиотека начала функциони...
Проект "Читающая семья - читающие дети"
В проекте представлен опыт работы по приобщению детей и родителей к чтению...
Проект "Читающая семья"
В век компьютеризации, гаджетов резко снизился интерес к чтению у современных родителей. А как следствие у не читающих родителей растут не читающие дети. Кругоз...
Конкурс Л.С Выготского Проект "Читающая семья"
В век компьютеризации, гаджетов резко снизился интерес к чтению у современных родителей. Мамы, папы не придают должного значения домашнему совместному чтению. Книга стала терять свои позиции как источ...
Проект "Читающая семья - читающая Россия"
Детско-родительский проект "Читающая семья - читающая Россия"...