Конкурс Л.С Выготского Проект "Читающая семья"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
В век компьютеризации, гаджетов резко снизился интерес к чтению у современных родителей. Мамы, папы не придают должного значения домашнему совместному чтению. Книга стала терять свои позиции как источник знаний. Как правило, мало читающие взрослые, не заинтересованы в собственном самообразовании, как следствие это малограмотные люди, которые не могут ответить на все детские вопросы «От чего?», «Зачем?», «Почему?». У не читающих родителей растут не читающие дети. Кругозор таких ребят ограничен, скудный словарный запас, ребята не могут выразить словом свою мысль, у детей нет примеров для подражания литературных героев, которые учат справедливости, пониманию добра и зла. Чтобы ребёнок начал проявлять интерес к книге, в первую очередь родители должны читать сами и читать детям дома. Еще Л. С. Выготский писал, что главной задачей громкого чтения является – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. Только чтение вслух дает возможность выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность художественного слова, выявить особенности речи действующих лиц. В своей группе мы столкнулись с проблемой отсутствие родительского чтения детям дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание проекта "Читающая семья" | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка для участия во Всероссийском конкурсе им. Л.С.Выготского
Название заполняемого поля | Пояснение к заполняемому полю |
ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЯВИТЕЛЕ | |
Фамилия Имя Отчество | Свиридова Любовь Михайловна |
Электронная почта | luba.morkov@gmail.com |
Мобильный телефон | 8-913-831-91-54 |
Пол | женский |
Федеральный округ | Сибирский федеральный округ |
Регион (субъект) | Красноярский край |
Образование –название учреждения | Высшее Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет». |
Начало и окончание учебы | Поступила в 2003г. Завершила обучение 2008г. |
Уровень образования | Высшее Квалификация педагог-психолог |
Место работы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок» |
Должность | Воспитатель |
Продолжительность работы | 15 лет |
Страницы в социальных сетях | В социальных сетях не зарегистрирована. |
Профессиональное сообщество | |
Достижения | Презентация опыта работы в 2018-2019 году:
проект « Как идет письмо?». Участие в рабочих группах
« Требования ФГОС к системе дошкольного образования» 1 место 2016 г.
Грамоты
|
Тематика проекта | Консолидация детского сада и семьи в совместной деятельности для развития детей |
Название проекта | «Читающая семья» |
Целевая группа | Дети, посещающие подготовительную группу (с 6 до 7 лет) и их родители. В целевую группу могут быть включены дети любого дошкольного возраста, а также дети с ОВЗ, дети - инвалиды и их родители. |
Постановка проблемы | «…Мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет!» Сергей Капица АиФ, 9 сентября 2009 г.
В век компьютеризации, гаджетов резко снизился интерес к чтению у современных родителей. Мамы, папы не придают должного значения домашнему совместному чтению. Книга стала терять свои позиции как источник знаний. Как правило, мало читающие взрослые, не заинтересованы в собственном самообразовании, как следствие это малограмотные люди, которые не могут ответить на все детские вопросы «От чего?», «Зачем?», «Почему?». У не читающих родителей растут не читающие дети. Кругозор таких ребят ограничен, скудный словарный запас, ребята не могут выразить словом свою мысль, у детей нет примеров для подражания литературных героев, которые учат справедливости, пониманию добра и зла. Чтобы ребёнок начал проявлять интерес к книге, в первую очередь родители должны читать сами и читать детям дома. Еще Л. С. Выготский писал, что главной задачей громкого чтения является – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. Только чтение вслух дает возможность выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность художественного слова, выявить особенности речи действующих лиц. В своей группе мы столкнулись с проблемой отсутствие родительского чтения детям дома. Идея создания детско-родительского проекта «Читающая семья» появилась после проведенного мини-опроса родителей наших детей:
ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ показал, что только 15% родителей читают детям сказки или рассказы, 5% родителей обсуждают с детьми прочитанное. |
Содержание проекта | Отсюда и появилась главная цель нашего проекта: вовлечь родителей в процесс совместного чтения с ребенком, возродить традиции семейного чтения. Для реализации цели нашего проекта мы поставили следующие задачи:
Период реализации проекта: один год Работа по реализации проекта носит этапный характер I этап: подготовительный
II этап: практический При выборе литературы для оснащения групповой библиотеки мы учитывали возрастные особенности детей и то, что книги должны выполнять познавательные, эстетические и нравственные функции, так как они являются средством умственного, эстетического и нравственного воспитания. В групповой библиотеке пополнилась произведениями детских писателей С.Я. Маршака, С.Михалкова, К.И Чуковского, Е.А.Благининой, А.С.Пушкина, Н.Н. Носова.и т. д. Началось знакомство ребят с групповой библиотекой. Мы ничего не объясняли, а предоставили возможность детям полистать, рассмотреть предлагаемую литературу, библиотечные формуляры. Объяснили - для чего нужны библиотечные формуляры. Договорились с ребятами, что на формулярах мы будем рисовать их именной символ, чтобы легче было искать карточку. А чтобы можно было записать название книжки в формуляр, ребята предложили обозначить книги картинками. Ребёнок выбирает книгу, видит на обложке значок этой книги, находит формуляр со своим символом и зарисовывает туда значок выбранной книги. Выполнение этих правил дает возможность ребенку взять выбранную книгу домой для домашнего чтения с родителями.
По правилам, которые установили дети, обмен книг проходит по пятницам, но если ребенок хочет поменять книгу в течение недели – это приветствуется. Когда ребёнок прочитал книжку дома с родителями, он сам вычеркивает её значок из формуляра, и зарисовывает значок прочитанной книжки в таблице «Читающая семья» в соответствующей графе. Это хорошо развивает самоконтроль, самостоятельность, умение ориентироваться в формуляре и таблице. В общей таблице ребёнок находит свою графу по индивидуальному символу. Таблица «Читающая семья» включает строки с именами всех детей группы и ячейки для заполнения прочитанных книг. Так же таблица наглядно показывает, какая семья прочла больше книг, это хорошо стимулирует в первую очередь самих мам и пап, и мотивирует взаимодействовать родителей с детьми через книгу.
В конце каждой недели в «Литературном круге» обсуждаем с ребятами прочитанные дома произведения. Таким образом, происходит как бы анонс тех книжек, которые прочитали дети либо самостоятельно, либо с родителями, что свою очередь вызывает интерес к этим произведениям у других ребят! Благодаря обсуждению, у ребят продолжает формироваться умение пересказывать, выделять главную мысль, отвечать на вопросы. Обогащается детский кругозор и пополняет багаж прочитанных произведений. Так как проект находится в реализации, на данный момент , третьим этапом пройдут «Литературные посиделки» совместно с родителями. Программа литературных посиделок (Возможно как доп. Материал) Январь Родителям предлагается домашнее задание: подготовить совместно с ребёнком инсценировку отрывка одного из понравившегося произведения.
Март
IV этап: заключительный - аналитический
|
Рефлексивный комментарий педагога Результаты Вашей деятельности | Анализируя проделанную работу на данном этапе времени (проект еще не закончен) можно с уверенность сказать, что в группе нет ни одной семьи, которая бы не приняла участия в проекте – доказательства этому заполненные ячейки в таблице «Читающая семья»; В семьях появляется традиция вечернего чтения с детьми дома – это доказывают родительские отзывы. Если в начале проекта родители пытались ссылаться на нехватку времени, отсутствие интересных книг дома, то сейчас они сами предлагают книги из собственных домашних библиотечек, приносят их в группу чтобы и другие семьи могли их прочитать. Очень мощным мотиватором родителей стали их дети, принося из детского сада книги с просьбой их прочитать, а также таблица «Читающая семья», которая наглядно показывает, какая семья активно читает с детьми дома. В группе обогатилась и постоянно пополняется групповая библиотечка за счет принесенных книг из дома родителями и детьми. В группе появилась новая традиция проведения «Литературного круга» по пятницам в первой половине дня, в рамках которого, дети с удовольствием рассказывают о прочитанных дома книгах. С гордостью говорят о том, кто читал им эту книгу и чему она их научила. Следует отметить, что стеснительные, неуверенные в себе дети, стали активно принимать участие в «Литературном круге», т.к. он проходит в форме развивающего общения, в атмосфере дружелюбия, положительного эмоционального настроя. Родители отмечают, что у детей появился устойчивый интерес к книге, к ежедневному чтению, стремлению узнавать что-то новое. |
Дальнейшее развитие проекта | Так как дети посещают подготовительную к школе группу, в апреле месяце мы планируем проведение круглого стола с учителями школы по теме: «Домашнее чтение - как средство развития у детей читательской грамотности». |
Дополнительно | Новизна данного проекта заключается в использовании таблицы «Читающая семья», постепенное заполнение которой позволяет выявлять эффективность проектной деятельности в общем по группе, а так же индивидуально каждой семьи. Данный проект был представлен на городском методическом объединении воспитателей, где получил только положительные отзывы и вошел в пятерку лучших педагогических находок, т.к. не только успешно решает определенные задачи, но его легко внедрить в практику любой возрастной группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семейного конкурса "За безопасность всей семьей"
Целью конкурса является: формирование устойчивых навыков безопасного поведения детей и взрослых на улицах и дорогах города...
Конкурс " За безопасность всей семьей"
За безопасность всей семьей Подготовительная группа Цель: формирование устойчивых навыков безопасного поведения детей и взрослых на улицах и дорогах....
Сценарий конкурса чтецов "Моя любимая семья"
Сценарий конкурса чтецов ДОУ для всех возрастных групп....
Положение о конкурсе семейного творчества "Моя семья"
Участники: воспитанники ДОУ и члены их семей....
Положение о конкурсе на самую читающую семью «Папа, мама, я – читающая семья!»
Самое главное в жизни человека – это семья. Большую часть времени ребенок находится с родителями. В современном мире проще включить ребенку мультфильмы, чем прочесть к...
ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе чтецов, посвященного Году Семьи-2024 «Начинается семья с папы, мамы и меня!..»
ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе чтецов, посвященного Году Семьи-2024 «Начинается семья с папы, мамы и меня!..» 1. Общие положения1.1. Настоящее Положение определяет проведение конкурса чтец...
Сценарий конкурса чтецов, посвященный Году семьи-2024 «Моя любимая семья»
Цель: Развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений....