Совместная работа с родителями по развитию речи через проект «Читающая семья»
проект на тему

Васильева Марина Валерьевна

Цель проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников.

Задачи проекта:

- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать  словарный запас детей;

- воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;

- раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;

- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтению в семье;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащению домашней библиотеки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная работа с родителями  по развитию речи

через проект «Читающая семья»

        Вид проекта: информационно-творческий.

        Длительность проекта: долгосрочный (2016-2019гг.)

        Участники проекта: дети, родители, воспитатели, логопед, библиотекарь.

        Актуальность проекта: в последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных  технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг.

Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями.

С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка.

Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Цель проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников.

Задачи проекта:

- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать  словарный запас детей;

- воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;

- раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;

- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтению в семье;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащению домашней библиотеки.

Планы реализации проекта на первый год (2016-2017гг.):

Месяц

Мероприятия

Участники

Сентябрь

  1. Анкетирование родителей по чтению
  2. Собрание по проекту «Читающая семья»
  1. Воспитатели родители,
  2. Логопед, старший воспитатель, воспитатели, родители

Октябрь

  1. Викторина «По дорогам сказок»
  2. Выставка и презентация творческих работ по сказкам «Шкатулка сказок»
  1. Воспитатели родители,
  2. Родители, дети

Ноябрь

  1. Чтение произведений о зимующих птицах
  2. Презентация кормушек «Синичкин дом»
  3. Акция «Подари детям сказку»
  1. Воспитатели родители, , библиотекарь
  2. Родители, дети
  3. Родители, дети

Декабрь

  1. Консультация для родителей по пальчиковым играм и упражнениям; по артикуляционной гимнастике: «Артикуляционная гимнастика»; «Развитие мелкой моторики»; «Пальчиковые игры дома»
  2. Индивидуальные консультации для родителей от логопеда
  3. Изготовление малых тренажерных залов для пальчиков по сказкам
  4. Акция «Поделись книжкой»
  1. Воспитатели, родители, библиотекарь
  2. Логопед, родители
  3. Родители, дети
  4. Воспитатели, родители, дети

Январь

Февраль

  1. Семинар «Пальчиковая сказка» (презентация малых тренажерных залов для пальчиков по сказкам)
  1. Родители, логопед

Март

Апрель

  1. Семейная инсценировка любимой сказки
  1. Родители, дети

Май

  1. Брейн – ринг родителей между другими группами в саду по сказкам
  1. Воспитатели, родители

        Помимо всего этого в нашей группе еженедельно, ежемесячно проводятся акции под названием «Поделись книжкой», «Сказка на ночь», «Подари детям сказку»

№1. Акция «Поделись книжкой»

Алгоритм проведения акции:

Для этой акции нам нужны рюкзаки или сумки по трем направлениям: якутские сказки, русские сказки, зарубежные сказки. Так как детей много, по каждому направлению лучше иметь три рюкзака. Как это все действует? Например, у нас по программе сказки К.Чуковского.  Мы с детьми прочитали «Мойдодыра», «Айболита» и осталось прочитать «Федорино горе». В библиотеке группы имеется лишь одна книжка, остальные две книжки найдутся в семьях воспитанников. В первый день  с момента акции трое детей вечером получают рюкзаки (сумки) с книжками на дом с определенным произведением «Федорино горе». Дома ребенку читают и обсуждают, рассматривают. Ребенок может нарисовать или сделать аппликацию по прочитанному и положить в карман рюкзака. Утром дети приносят рюкзаки (сумки) с книжками и сами выбирают (рекомендуют) кому прочитать данное произведение.

№3. Акция «Подари сказку детям»

Алгоритм проведения акции:

В неделю один раз приходит в группу родитель или другие члены семьи со сказкой (это может быть книга, театральное представление) и читает (показывает) детям. Название сказки раздается родителям заранее, чтобы они подготовились. В ходе работы родители сами предложили привлечь старших братьев и сестер. Что не только положительно повлияло на дружеские отношения в семье, но и пропагандировало чтение среди детей-подростков.

№2. Акция «Сказка на ночь

        Алгоритм проведения акции:

Акция рассчитана на месяц. В понедельник на первой неделе родители получают три  сказки. Первую из них они читают детям перед сном в тот же день, вторую – во вторник, в среду – третью. В последующие дни ребенок может самостоятельно выбирать сказку, которую он хочет услышать вновь. Родитель  фиксирует название сказки, выбранной ребенком наибольшее количество раз, и в понедельник сообщают результат. Мы суммируем «голоса» и определяем «сказку – лидера недели». На следующей неделе к сказке – лидеру прибавляются еще два новых произведения произведения. В аналогичном порядке выявляется сказка – лидер второй недели. В течение третьей недели детям читают уже две сказки – лидера предыдущего этапа и одна новая сказка. А затем в том же порядке определяется сказка, победившая по итогам акции. По победившей сказке  дети показывают театрализованное представление.

Создание малых тренажеров для пальчиков по русским народным сказкам

В рамках нашего проекта прошел фестиваль «Малые тренажеры по сказкам». Для его проведения предшествовала большая предварительная работа с родителями в виде собраний, консультаций, информационно-наглядных материалов. Что такое «Малый тренажер по сказкам»?! Дети рассказывают ту или иную сказку, используя пособия для развития мелкой моторики. Тренажер создан не только для развития мелкой моторики, но и для развития связной речи. По тренажеру дети учатся последовательно пересказывать сказку.

Презентации своих работ:

Один раз в квартал итоговым мероприятием в конце тематической недели проводятся презентация творческих работ:Например,  «Шкатулка сказок», «Синичкин день» (презентация кормушек). Дети учатся выступать перед публикой, презентовать свои и совместные работы с родителями. Презентация своих работ, даже простых поделок воспитывает чувство ответственности, учит выступать перед аудиторией, развивает связную речь.

Взаимодействие с педагогами

В ходе проекта взаимодействуем с педагогами дополнительного образования английского и якутского языков. Проводятся недели якутских и зарубежных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: « Читающая семья».

Совместная познавательно-исследовательская  деятельность воспитателя и детей подготовительной группы.Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное ч...

Проект "Читающая семья - любознательный ребенок"

Цели проекта: - формирование у детей старшего дошкольного возраста любви и уважения к книге;- воспитание у детей культуры чтения (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой);- помощ...

Проект "Читающая семья"

С февраля по май в группе "Лучики" реализуется общесадовский проект "Читающая семья". Родители сразу поддержали все наши начинания, и уже в конце января библиотека начала функциони...

Инновационная форма работы с родителями «Мама, папа, я — читающая семья»

Цель: выяснить насколько много или мало читающих семей в нашей группе. Достаточно ли времени родители уделяют своим детям дома для прочтения художественной литературы. Установление эмоционального конт...

Проект "Читающая семья - читающие дети"

В проекте представлен опыт работы по приобщению детей и родителей к чтению...

Совместная работа с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через проект "Читающая семья"

На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения р...

Проект "Читающая семья - читающая Россия"

Детско-родительский проект "Читающая семья - читающая Россия"...