"В гости в весенний лес к Лесовичку" - конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшей группы по теме: «Деревья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) /старшая группа/
Тема: В гости в весенний лес к Лесовичку. (тема: «Деревья»)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (художественная литература), «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы), "Физическое развитие" (ЗОЖ), "Социально-коммуникативное развитие (социализация)
Леготина Валентина Викторовна,
воспитатель
МБДОУ "Детский сад «Аист»
города Новый Уренгой, ЯНАО
Программное содержание:
- Расширять знания детей о деревьях, их пользе для человека и животных.
- Учить образовывать однокоренные слова (береза–березовый–березняк) и уменьшительно-ласкательные слова к предмету (дуб-дубок).
- Учить составлять описательный рассказ о дереве по схеме.
- Активизировать словарь детей (березовая роща (березняк), осинник, дубрава, ельник, сосновый бор (сосняк), хвойный лес, лиственный лес, смешанный; белоствольная и др.).
- Учить подбирать прилагательные к существительным, отвечая на вопрос: Какая?
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа:
- беседа о деревьях;
- наблюдения за живой природой на прогулке;
- разучивание стихотворений о природе, загадывание загадок о деревьях;
- чтение литературы природоведческого характера;
- рассматривание иллюстраций о деревьях, лесе;
- работа по опорной схеме.
Материал и оборудование:
- ширма с демонстрационным материалом «Деревья»;
- силуэт заколдованной березы;
- зеленые березовые листочки;
- мяч для игры «Наряди дерево»;
- волшебные листочки с загадками о деревьях;
- схема для описательного рассказа о деревьях;
- волшебная палочка-указка;
- ноутбук, презентация, интерактивная доска;
- диск с презентацией «Необычные деревья мира».
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, мы отправимся сегодня на прогулку, а куда, вы догадаетесь сами, если внимательно послушаете звуки природы, то поймете.
- Правильно, в лес. Идем на лесную поляну, садитесь на пенечки, закройте глаза и послушайте, как поют птицы, как звенят комарики и перелетают бабочки с цветка на цветок. (Слайд №1)
Ход НОД:
Ребят встречает воспитатель, переодетый в сказочного героя – Лесовичка.
Лесовичок: - Это кто же пожаловал ко мне в гости?
Здравствуйте, мои друзья! (Дети здороваются.)
Это я - седой старик, называюсь лесовик.
Я в лесу своём живу,
За порядком здесь слежу.
– Догадались, где находится мой дом? Ответы детей (Дом Лесовичка находится в лесу).
1. В моем лесу в любое время года всегда красиво. А сейчас какое время года у нас наступило? (Весна).
- Хотите прогуляться по моим любимым местам? Тогда отгадайте загадку о моих друзьях:
«Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек». (Лес)
Лето приближается – сразу одевается
Только осень наступает – раздеваться начинает.
А зимой, - ну что за вид! Все раздетое стоит! (Дерево)
- Правильно, мои друзья - это деревья в лесу.
– Какие виды деревьев вы знаете?
Ответы детей (деревья могут быть лиственные и хвойные).
– Какие лиственные деревья вы знаете?
Ответы детей (береза, дуб, липа, клен, рябина, тополь, осина и др.).
- Как называется лес, в котором растут эти деревья? (Лиственный)
- Если в лесу растут одни березы, как называется такой лес? (Березовый, березняк) (Слайд №2)
- А если одни осины? (Осиновый, осинник) Слайд №3)
- А одни дубы? (Дубовый.дубрава) (Слайд №4)
– Какие хвойные деревья вы знаете?
Ответы детей (ель, пихта, сосна, можжевельник, лиственница, кедр )
- Как называется лес, в котором растут названные деревья? (Хвойный лес или тайга)
- Если в лесу растут одни сосны, как называется такой лес? (Сосновый бор,сосняк,).
(Слайд №5)
- А если ели? (Еловый, ельник)
- Как называется лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья? (Смешанный лес) (Слайд №6)
- А какие деревья и кустарники вы знаете, которые растут в саду?
(Слайд №7)
Ответы детей (яблоня, груша, слива, вишня, облепиха и др.)
- А какие это деревья? (Садовые)
– Молодцы, ребята! Вот мы с вами вспомнили названия деревьев и лесов.
2. Лесовичок: – У меня есть любимое дерево, которым восхищаются многие поэты, писатели и композиторы. А какое, вы догадаетесь сами, когда прослушаете музыку. (Слайд №8 только мелодия)
Звучит музыка на русскую народную песню “Во поле береза стояла”.
– О каком дереве поется в этой песне? Ответы детей (в этой песне поется о березе).
- Чем береза отличается от других деревьев?
Ответы детей (у березы белый ствол с черными пятнами, через них она дышит, и называются они чечевички.) (Слайд №8 появление березы )
– Ребята, вы когда-нибудь мечтали стать волшебниками? Ответы детей (да).
– Зачем? Для чего? Ответы детей (чтобы исполнять желания).
– Я помогу исполнить ваше желание.
- Закройте глаза и представьте, что сейчас «Весна», тепло, хорошо, кругом растет трава и березки. Но вот, досада… Злая волшебница заколдовала березки, и листья не могут появиться на дереве.
– Жалко вам березки? Ответы детей (да).
– Расколдуем их! Тогда играем в игру «Наряди дерево».
А для этого вам нужно назвать слова, которые отвечают на вопрос - Какая береза?
Лесовичок поочередно бросает мяч детям, которые называет прилагательное относящееся к березе и наряжают заколдованную березку листочками.
Ответы детей (береза белоствольная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая … кудрявая раскидистая, лиственная).
– В какое время года на деревьях появляются листочки?
Ответы детей (листья на дереве появляются весной).
– Молодцы, ребята! Я убедился, что вы настоящие волшебники. Вы вернули весенний наряд березке. (Слайд №9)
Гимнастика для глаз (Слайд №10)
Вот стоит весенний лес! Смотрят вперед
В нем много сказочных чудес Не поворачивая головы, выполняют
круговые движения глазами
Слева сосны, справа дуб Не поворачивая головы, смотрят влево, вправо
Дятел сверху, тук да тук Выполняют движения глазами вверх- вниз
Глазки ты закрой - открой Закрывают и открывают глаза
И скорей беги домой Быстрое моргание глазами.
3. Лесовичок: Ребята, давайте расскажем про наши деревья, а поможет нам схема (Слайд №11)
У меня есть необычные волшебные листочки, на которых находятся загадки о наших друзьях-деревьях, о которых мы будем сейчас рассказывать
1. «Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)
Дети находят отгадку на ширме и по схеме составляют описательный рассказ о березе.
2. Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
3. Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И лесам украшение,
И птицам угощение. (Рябина)
Дети по схеме составляют описательный рассказ про деревья.
Физкультминутка.
Лесовичок: А сейчас встанем в круг и представим себя деревьями.
Дети встают вкруг и выполняют движения, согласно текста.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх.)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы.)
4. Лесовичок: Ребята, вы любите, когда вас называют ласковыми именами?
Ответы детей (Да).
Поиграем в игру “Назови ласково слово”
– Я буду называть дерево или части дерева, а вы должны произнести их ласково.
Дети по очереди называют деревья и части дерева ласково.
Ель – елочка, сосна – сосенка, береза – березка, дуб - дубок, иголка – иголочка, ветка – веточка, шишка – шишечка, корень – корешок, лист –листик, рябина –рябинка и др.
– Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием.
Лесовичок: Наша прогулка завершается, и я хотел бы узнать, что вам понравилось больше всего? (Ответы детей) (Слайд №12)
- Какую пользу приносят деревья животным и человеку? Ответы детей
- Зачем люди ходят в лес? (Ответы детей: за ягодами, за грибами, отдохнуть, послушать пение птиц, подышать свежим воздухом.)
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
( Прошу ребенка прочитать стихотворение как нужно беречь природу).
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
Лесовичок: Уважайте тишину, берегите природу – ведь мы – частичка её!
А в подарок ребята я вам дарю диск с презентацией о «Необычных деревьях мира», который вы посмотрите в группе с воспитателем. До свидания ребята, до новых встреч в моем лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_nod_vgosti_v_les_k_lesovichku.zip | 3 байта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») с детьми старшего дошкольного возраста, с нарушением интеллекта средней степени.
Практический материал для проведения занятия....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в коррекционной старшей группе.
Образовательная область «Коммуникация». Тема: «Зима».Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить приз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы Рассматривание картины «Ежи»
Цель: переход с вербального подхода к организации непосредственно образовательной деятельности к деятельностному подходу.З...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Котик и Ёжик на качелях» с опорой на схему»
Конспект по ЛГС и РР для детей старшей логопедической группы....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Образование приставочных глаголов с использованием опорных схем и моделей».
Конспект НОД "Коммуникация" для детей старшей логопедической группы....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».
В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы на тему «Край, в котором мы живём».
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы на тему...