Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в коррекционной старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Образовательная область «Коммуникация».
Тема: «Зима».
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественного числа; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь на данной теме; развивать внимание. Педагогическая цель: Вовлечь детей в непосредственную образовательную деятельность, используя приём игрового путешествия. Активизировать детей, опираясь на их личный опыт и знания в беседе о зиме. Создать условия для поэтапного решения детской цели. Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками: Поддержать интересную тему, вспомнить и рассказать всё, что известно о зиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию речи. | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дюймовочка».
Конспект непосредственной
образовательной деятельности
по образовательной области «Коммуникация»
в коррекционной старшей группе.
Подготовила воспитатель
Раздобурдина Ирина Николаевна
Г. Удомля
2012год
Образовательная область «Коммуникация».
Тема: «Зима».
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественного числа; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь на данной теме; развивать внимание.
Оборудование: демонстрационный материал – картинно-графический план.
Организационный момент:
Педагогическая цель: Вовлечь детей в непосредственную образовательную деятельность, используя приём игрового путешествия.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками: Помочь детям определить цель, как желание играть, путешествуя по зиме, общаться на заданную тему «Зима».
Методы и приёмы: Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по зиме, на зимней тропинке много зимних слов, предлагает детям поиграть, называет цепочку слов, дети добавляют слова о зиме:
Снег, почки, куст.
Цветы, снежинка, мороз.
Дождь, капелька, сосулька.
Снегопад, проталина, листопад.
Оттепель, зима, подснежник.
Листья, грибы, вьюга, ягоды.
2 этап подготовительный с опорой на личный опыт детей.
Педагогическая цель: Активизировать детей, опираясь на их личный опыт и знания в беседе о зиме. Создать условия для поэтапного решения детской цели.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками: Поддержать интересную тему, вспомнить и рассказать всё, что известно о зиме.
Методы и приёмы: Беседа о зиме.
Что вы можете рассказать о зиме?
Назовите зимние месяцы года.
Какие слова помогут сравнить зиму с другими временами года?
Например, лето – тёплое, а зима - какая? (Холодная, суровая).
Любите ли вы зиму?
За что вы её любите?
- Чем вам нравится зима?
Про зиму можно рассказывать очень много. Чтобы подробно вспомнить всё о зиме, предлагаю вам поиграть в игру «Добавь словечко».
Про что говорят: ударили (морозы), бушует (ветер), замерзли (реки), метут (метели), хрустят (ветки), висят (сосульки), скрипит (снег).
А вот и другая игра «Измени словечко». Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «Какой»? (Морозный).
Измените слово «холод», чтобы оно отвечало на вопрос «какое»? (Холодное).
Измените слово «снег» так, чтобы новое слово отвечало на вопрос «какая»? (Снежная).
Измените слово «лед» так, чтобы новое слово отвечало на вопрос «какие»? (Ледяные).
Ещё одна игра поможет нам в путешествии по зиме. Игра называется «Что это может быть». Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер…),
«холодное» (утро, солнце, небо),
«снежная» (улица, горка),
«ледяные» (горки, реки, озёра).
3.Основной этап
Педагогическая цель: Содействовать составлению детьми рассказа о зиме.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками: Составить рассказ о зиме по картинно-графическому плану.
Методы и приёмы: Предложить детям картинно-графический план, рассмотреть, вспомнить всё, что говорилось о зиме и составить рассказ. Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану.
Солнце | Небо | Деревья |
Птицы | Звери | Люди |
Физкультминутка.
Выпал маленький снежок, | Дети становятся в круг. |
Соберемся мы в кружок. |
Снег, снег, белый снег | Машут руками перед собой. |
Засыпает он нас всех. |
Не боимся мы пороши, |
Ловим снег-хлопок в ладоши. | «ловят» |
Руки в стороны, по швам - | Разводят руки в сторону, |
Снега хватит нам и вам. | Опускают по швам. |
4 этап. Закрепление материала
Педагогическая цель: Создать условия для закрепления нового материала. Создать условия для активного использования словарного запаса по теме «Зима», закрепить правильное грамматическое употребление слов. Дать образец художественного рассказа о зиме.
Цель, которую должны достичь дети: Проявить догадку, вспомнить и назвать слова по теме «Зима», учиться употреблять их правильно.
Методы и приёмы для поддержания интереса к теме: Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (Снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (Снежинки).
На поселки, на лужок
Все снижается … (Снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (Снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (Снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился … (Снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка - …(Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (Снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (Снег).
Какие слова вы добавляли? (Ответы детей).
На какое слово они все похожи? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Снег – снежок, ветер – …,
Мороз – …, сугроб – …,
Холод – …, лед – … и т.д.
Образование родительного падежа
Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад). А нет чего?
Снег. А нет…(снега).
Вьюга. А нет…
Метель. А нет…
Сугроб. А нет…
Лед. А нет…
Дидактическая игра «Составь предложение».
Снег, белый, выпал, пушистый.
Холодная, наступила, зима, снежная.
Из, дети, горку, снега, сделали.
Дорожки, ребята, от, чистят, снега.
Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.
Рассказ о зиме.
Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только большинство хвойных по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки и озёра зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий. Трудно зимой бывает птицам и животным. Но звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая шерсть. Но и зверям и птицам не редко бывает зимой голодно. Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают корм, раскладывают сено. Морковь, капусту.
С наступлением холодов люди начинают одеваться теплее, чем одевались осенью. И все: люди, животные, птицы – ждут наступления весны, она приходит следом за зимой.
Итоговый этап занятия.
Педагогическая цель: Подвести итог занятия, создать условия ощущения успешности, радости от познания нового, упражнять в умении адекватно оценивать свои действия, формировать желание познания, совершенствования полученных навыков в играх. Продолжать воспитывать умение выслушивать друг друга.
Цель, которую должны достигнуть дети: Вспомнить всё то, что узнали по теме «Зима», адекватно оценить свои действия, повторить правила понравившихся игр, нацелиться на закрепление полученных знаний через игры в совместной деятельности.
Методы и приёмы
Активизирующие вопросы:
-О каком времени года мы сегодня говорили?
-Какие игры помогли нам вспомнить о зиме?
- Что у вас получалось хорошо в играх?
- Что ещё не получилось? Как вы думаете, почему?
(Мы обязательно ещё поиграем в эти игры, и у нас всё получится).
- Оцените сами свои рассказы о зиме.
Методы и приёмы в поддержку успешности:
Выслушать детей, поддержать похвалой, высказать надежду на успех в будущем при условии старания для тех, кто не доволен своим рассказом. Поблагодарить всех за интересное путешествие.
Использованная литература:
Развитие и коррекция речи детей 5-6лет.
Автор Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы Рассматривание картины «Ежи»
Цель: переход с вербального подхода к организации непосредственно образовательной деятельности к деятельностному подходу.З...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Котик и Ёжик на качелях» с опорой на схему»
Конспект по ЛГС и РР для детей старшей логопедической группы....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Образование приставочных глаголов с использованием опорных схем и моделей».
Конспект НОД "Коммуникация" для детей старшей логопедической группы....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».
В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей логопедической группы с ОНР Тема «Овощи»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Коммуникация»для детей старшей логопедической группы с ОНР Тема «Овощи»...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация» во второй младшей группе Тема: « К мишке в гости».
Конспект НОд для второй младшей группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» в старшей группе «Укрепляем наши ножки»
Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие.Задачи:Физическое развитие:1....