Игры и игровые упражнения по совершенствованию процессов словообразования имен существительных.
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме
Игры с детьми на развитие словообразования существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_slovoobrazovanie.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Первеева И.Л.
Игры и игровые упражнения по совершенствованию процессов словообразования имен существительных.
Игры и игровые упражнения по совершенствованию процессов словообразования имен существительных способствуют закреплению материала и совершенствованию полученных навыков.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Игра «Назови ласково».
Предлагаем детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать ласково«куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.)
2. Игра «Что для чего?»
Предлагаем детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).
Затем задаем вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице).
После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.
Далее предлагаем детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом подчеркиваем голосом (интонируем) суффикс -ниц-.
Далее делаем вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.
В заключение проводим закрепление данной модели словообразования в различных словах.
-Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)
- Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)
- Как намывается сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)
- Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)
3. Игра «Кто у кого?»
В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.
Вначале загадайте детям загадку про животного. Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее…
Кто это? (Это лиса)
А как называют детеныша лисы? (Лисенок)
— Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотри на картинки и вспомни названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)
Показываем картинку и задаем вопрос: «Кто у лисы?» («У лисы лисенок» и т. д.)
— Послушай еще раз названия детенышей животных и скажи, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок-)
4. «Назвать животных парами».
Предлагается загадка:
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
— Кто это? (Белка)
— А как называют детеныша белки? (Бельчонок)
картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).
Показываем картинку ребенок называют пару слов: взрослого животного и детеныша.
— А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок)
5. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».
картинки «Лиса и лисята».
Сначала вспомним название одного детеныша.
— Посмотри, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)
— А теперь поиграем с мячом.
Называть по одному детенышу и бросать мяч ребенку, а он называет множественное число и бросает мяч обратно.
6. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»
картинка по сказке «Три медведя».
— Какую сказку тебе напоминает эта картинка?
(Сказку «Три медведя»)
— Вспомни, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа — медведь Михаил Иванович, мама — медведица — Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя — это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Ребенок называет по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис — лиса — лисенок, заяц — зайчиха — зайчонок, волк —волчица — волчонок, еж — ежиха — ежонок, лев — львица — львенок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок.
— А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык — корова — теленок, пес — собака — щенок, кролик — крольчиха — крольчонок, кот — кошка — котенок.)
7. Назвать профессии (по картинкам).
Предлагаем ребенку ответить на вопросы:
Кто носит багаж? Носильщик.
Кто сваривает трубы? Сварщик.
Кто вставляет стекло? Стекольщик.
Кто работает на кране? Крановщик.
Кто укладывает камни? Каменщик.
Кто точит ножи? Точильщик.
Кто чинит часы? Часовщик.
Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.
Далее спросить у ребенка:
— Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?
При произнесении этих слов подчеркиваем интонационно, голосом суффикс -щик-.
8. Игра «Как назвать того, кто...?»
предлагаем ребенку назвать того, кто ...
— Кто на паровозе ездит? (Машинист)
— Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
— Кто песни сочиняет? (Композитор)
— Кто играет на рояле? (Пианист)
— Кто все ломает? (Хулиган)
— Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
Данные игры способствуют развитию словообразования существительных в непринужденной манере, что для детей делает процесс увлекательным и интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения по ознакомлению детей 4 – 5 лет с именами признаков
Дошкольный возраст – период интенсивного развития речи детей. Речь – основной механизм адаптации к окружающему миру. Чем богаче и грамматически правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказыва...
Исследовательская работа нарушения словообразования имен существительных у старших дошкольников с ОНР
Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР является одной из важнейших и до сих пор недостаточно изученной проблемой логопедии....
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «Формирование навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Данный материал может быть использован в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями....
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ОЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В рамках изучения речи особый интерес пр...
«Особенности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи...
«Методические приемы навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Цель данной консультации, научить родителей (законных представителей) методическим приемам словообразования имен существительных и их применение дома.Хорошая речь – важное условие развития лично...