«Методические приемы навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
консультация по логопедии (старшая группа)

Волобуева Анна Сергеевна

Цель данной консультации, научить родителей (законных представителей) методическим приемам словообразования имен существительных и их применение дома.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.29.05.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (законных представителей) на тему:

«Методические приемы навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Уважаемые родители!

Цель - научить родителей (законных представителей) методическим приемам словообразования имен существительных и их применение дома.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Словообразование - это образование слов на основе однокоренных слов по существующим в языке образцам. Словообразование играет важную роль в жизни человека: пополняет словарный запас (образует новые слова), способствует установлению связей между частями речи. Дети с нарушениями речи проходят те же этапы развития, что и дети без нарушений, только в своем темпе.

Словообразование включает в себя:

- лексико-грамматические игры и упражнения, направленые на формирование умений:

- правильно употреблять несклоняемые существительные;

- правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;

- согласовывать слова в предложении в роде и числе;

- образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.

Грамматические правила усваиваются ребенком самостоятельно в естественных условиях. Речь взрослых является образцом. Дети запоминают правильную речь взрослого, а если ребенок неправильно употребляет какое-то слово или неправильно образует форму слова, то взрослые исправляют ошибки детей.

Для работы с детьми дома, мы изначально познакомим Вас с правилами.

«Правила работы в домашних условиях»

Правильная речь – непростой навык, для формирования которого нужно ежедневно заниматься с ребенком дома. Давайте представим, что Вы хотите научиться играть на скрипке, но при этом, упражняться дома вы будете раз в месяц. Через какое время вы научитесь играть на скрипке? И научитесь ли вообще? Тоже самое и с речью, нужно заниматься регулярно для хорошего результата.

Постарайтесь придерживаться правил:

1. Ежедневно выполняйте задания, которые Вам дает учитель-логопед.

2. Не стесняйтесь задавать вопросы учителю-логопеду: «Как нужно делать это задание? Покажите мне, объясните мне».

3. Не стоит выполнять упражнения, если ребенок плохо себя чувствует или утомился за день.

4. Сделайте зарядку для губ и языка правилом для ребенка. Например, объедините ее с чисткой зубов.

5. Хвалите ребенка за его маленькие достижения! Хвалить можно добрым словом, ласковым прикосновением, объятиями.

6. Не сравнивайте Вашего ребенка с другими детьми, а сравнивайте его «сегодня» и «завтра».

7. Постарайтесь незаметно для ребенка отрабатывать «проблемные» умения. Например, вы идете домой из садика и просите ребенка рассказать, что он делал сегодня. При этом, Вам нужно, чтобы он отвечал длинными, сложными предложениями, потому что именно это у него не получается. Можно беседовать с ребенком в такой форме: Чем ты сегодня занимался в саду? (Я играл с Мишей и Пашей) С какими игрушками вы играли? (Мы играли с машинками.) А на улице что вы делали? (Играли в догонялки). А попробуй сказать мне длинным предложением. (Сначала мы играли с машинками, а потом мы играли в догонялки.)

Далее приведем пример игр на развитие навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые можно использовать дома.

1«Четвёртый лишний».

Взрослый подбирает картинки, где будут дикие и домашние животные. Выкладывает перед ребенком три картинки с домашними животными (коза, овца, лошадь) и одну с диким животным (медведь). Говорит ребенку: «Посмотри на картинки. Назови их. Как ты думаешь, кто здесь лишний? Почему? А как зовут его детеныша?».

2. «Назови ласково».

Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул, окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро...

3. «Назови большой предмет».

Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.

4. «Придумай кличку».

Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.

5. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар...нице, суп в суп...нице, горчица в горчич...нице...

6. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.)

Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик.

7. «Кто больше придумает ласковых слов»

Детям предлагается слово «Заяц», они подбирают слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Пример, «Заяц – зайка – заинька – зайчишка – зайчонок».

Данные игры способствуют развитию навыка словообразования имен существительных в непринужденной манере, что для детей делает процесс увлекательным и интересным.

И знайте, что родители - самые лучшие учителя для своего ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа нарушения словообразования имен существительных у старших дошкольников с ОНР

Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР является одной из важнейших и до сих пор недостаточно изученной проблемой логопедии....

Методические рекомендации по развитию функции словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Как показывает практика, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в словоизменении. В данных методических рекомендациях предлагаются различные виды заданий и упражнений для ра...

Развитие навыков словообразования и словоизменения у старших дошкольников с фонетическим недоразвитием речи (ФН)

Данная статья посвящена исследованию значимости развития грамматического строя языка в коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников, также рассмотрены основные подходы развития навыков слово...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...

Методические аспекты формирования навыка словоизменения имен существительных у старших дошкольников с ОНР

Нормативное овладение языком является одним из обязательных условий для полноценного речевого и общего развития детей....

«Особенности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи...