«Методические приемы навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
консультация по логопедии (старшая группа)
Цель данной консультации, научить родителей (законных представителей) методическим приемам словообразования имен существительных и их применение дома.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.29.05.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей (законных представителей) на тему:
«Методические приемы навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Уважаемые родители!
Цель - научить родителей (законных представителей) методическим приемам словообразования имен существительных и их применение дома.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Словообразование - это образование слов на основе однокоренных слов по существующим в языке образцам. Словообразование играет важную роль в жизни человека: пополняет словарный запас (образует новые слова), способствует установлению связей между частями речи. Дети с нарушениями речи проходят те же этапы развития, что и дети без нарушений, только в своем темпе.
Словообразование включает в себя:
- лексико-грамматические игры и упражнения, направленые на формирование умений:
- правильно употреблять несклоняемые существительные;
- правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
- согласовывать слова в предложении в роде и числе;
- образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.
Грамматические правила усваиваются ребенком самостоятельно в естественных условиях. Речь взрослых является образцом. Дети запоминают правильную речь взрослого, а если ребенок неправильно употребляет какое-то слово или неправильно образует форму слова, то взрослые исправляют ошибки детей.
Для работы с детьми дома, мы изначально познакомим Вас с правилами.
«Правила работы в домашних условиях»
Правильная речь – непростой навык, для формирования которого нужно ежедневно заниматься с ребенком дома. Давайте представим, что Вы хотите научиться играть на скрипке, но при этом, упражняться дома вы будете раз в месяц. Через какое время вы научитесь играть на скрипке? И научитесь ли вообще? Тоже самое и с речью, нужно заниматься регулярно для хорошего результата.
Постарайтесь придерживаться правил:
1. Ежедневно выполняйте задания, которые Вам дает учитель-логопед.
2. Не стесняйтесь задавать вопросы учителю-логопеду: «Как нужно делать это задание? Покажите мне, объясните мне».
3. Не стоит выполнять упражнения, если ребенок плохо себя чувствует или утомился за день.
4. Сделайте зарядку для губ и языка правилом для ребенка. Например, объедините ее с чисткой зубов.
5. Хвалите ребенка за его маленькие достижения! Хвалить можно добрым словом, ласковым прикосновением, объятиями.
6. Не сравнивайте Вашего ребенка с другими детьми, а сравнивайте его «сегодня» и «завтра».
7. Постарайтесь незаметно для ребенка отрабатывать «проблемные» умения. Например, вы идете домой из садика и просите ребенка рассказать, что он делал сегодня. При этом, Вам нужно, чтобы он отвечал длинными, сложными предложениями, потому что именно это у него не получается. Можно беседовать с ребенком в такой форме: Чем ты сегодня занимался в саду? (Я играл с Мишей и Пашей) С какими игрушками вы играли? (Мы играли с машинками.) А на улице что вы делали? (Играли в догонялки). А попробуй сказать мне длинным предложением. (Сначала мы играли с машинками, а потом мы играли в догонялки.)
Далее приведем пример игр на развитие навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые можно использовать дома.
1«Четвёртый лишний».
Взрослый подбирает картинки, где будут дикие и домашние животные. Выкладывает перед ребенком три картинки с домашними животными (коза, овца, лошадь) и одну с диким животным (медведь). Говорит ребенку: «Посмотри на картинки. Назови их. Как ты думаешь, кто здесь лишний? Почему? А как зовут его детеныша?».
2. «Назови ласково».
Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул, окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро...
3. «Назови большой предмет».
Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.
4. «Придумай кличку».
Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.
5. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар...нице, суп в суп...нице, горчица в горчич...нице...
6. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.)
Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик.
7. «Кто больше придумает ласковых слов»
Детям предлагается слово «Заяц», они подбирают слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Пример, «Заяц – зайка – заинька – зайчишка – зайчонок».
Данные игры способствуют развитию навыка словообразования имен существительных в непринужденной манере, что для детей делает процесс увлекательным и интересным.
И знайте, что родители - самые лучшие учителя для своего ребёнка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа нарушения словообразования имен существительных у старших дошкольников с ОНР
Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР является одной из важнейших и до сих пор недостаточно изученной проблемой логопедии....
Методические рекомендации по развитию функции словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Как показывает практика, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в словоизменении. В данных методических рекомендациях предлагаются различные виды заданий и упражнений для ра...
Развитие навыков словообразования и словоизменения у старших дошкольников с фонетическим недоразвитием речи (ФН)
Данная статья посвящена исследованию значимости развития грамматического строя языка в коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников, также рассмотрены основные подходы развития навыков слово...
Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...
Методические аспекты формирования навыка словоизменения имен существительных у старших дошкольников с ОНР
Нормативное овладение языком является одним из обязательных условий для полноценного речевого и общего развития детей....
«Особенности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи...