Игры и игровые упражнения по ознакомлению детей 4 – 5 лет с именами признаков
материал по теме

Титкова Татьяна Николаевна

Дошкольный возраст – период  интенсивного развития речи детей. Речь – основной механизм адаптации к окружающему миру. Чем богаче и грамматически правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире  его возможности в познании окружающей действительности.

Одна из сторон речи – описательная, которая способствует формированию  навыка составления описания.Чтобы описать объект, необходимо заметить характеризующие его признаки, «выделив»  их  из объекта.

Вся традиционная педагогика направлена на обучение  детей описаниям объектов через  значения имен признаков.В ОТСМ – ТРИЗ педагогике описание объекта  производится через указание  имен признаков и спектров их значений.

Предлагаю игры и творческие задания на закрепление имен признаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_podberi_znachenie_k_priznaku.doc1.39 МБ
Файл parovozik_priznakov.docx239.38 КБ
Файл posobie_korzinka.docx149.19 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

«Паровозик признаков»

Цель: Пособие направлено на формирование у детей дошкольного возраста умения находить сходство между объектами, сравнивать объекты по нескольким различным признакам; развитие воображения. Воспитывать у детей умение выслушивать товарищей, дожидаться своей очереди, не выкрикивать, следовать правилам.

Описание. Пособие состоит из набора картинок (одной из них является паровоз) и схем имен признаков, изображенных на колесиках вагончиков, т.е. картинок.

Возраст: пособие предназначено для работы с детьми среднего возраста (4-5 лет).

Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку после картинки паровозика поставить любую следующую картинку и соединить ее с паровозиком с помощью колеса-признака. Ребенок называет, чем похожи по данному признаку паровозик и следующая картинка. Игра продолжается аналогично, пока все 17 колес-признаков не будут использованы.

Например: Чем похожи по цвету паровоз и ведерко? Ребенок отвечает: паровозик синего цвета и ведерко синего цвета. А чем похоже по действию ведерко и стол? Ребенок отвечает: ведро стоит и стол стоит и т.д.



Предварительный просмотр:

                                           

                                              Дидактическое пособие «Корзинка»

Цель: Обучение выявлению имени признака, развитие умения задавать вопрос от имени признака, сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, описательные рассказы, лимерики, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам.

 Описание дидактического пособия:

 Сделано из картона, оклеенного  самоклеющейся пленкой. На корзинке сделаны прорези, в них вставляются ягодки, изготовленные так же, как корзинка (число ягод  – по количеству имен признаков). На  каждой ягодки  с внутренней стороны  – схематическое изображение имени признака и название имени признака (цвет, форма, размер и т.д.).

Это пособие с успехом можно применять как на любых занятиях, так и вне занятий, в индивидуальной работе с детьми. Как алгоритм, это пособие хорошо для составления описательных рассказов по объектам. Впоследствии дети самостоятельно использовали это пособие в  свободной  деятельности, играя друг с другом в  «Имена признаков».

Условные обозначения:

Радуга - обозначает цвет, гиря – вес, квадрат и куб – форма, М – материал, барабан – звук, пирамидка, разделенная на части – часть (структура), домик  – местонахождение, капелька – влажность, конфета – вкус, несколько кружочков – количество, часы – время, человек - обозначает действие, движение, термометр – температура, волнистая линия - обозначает рельеф, цветок – запах, четыре стрелки, направленные в разные стороны – ориентировка в пространстве, два круга – размер.

Игры  с «Корзинкой»:

   - «Про что спрашивает корзинка?». Цель:  учить детей  определять значения имен признаков объектов, сравнивать их между собой. Сначала воспитатель задает вопрос от имени корзинки, затем дети учатся сами задавать вопросы и отвечать на них (работа детей в парах: вопрос – ответ).

- «Скажи наоборот». Цель: упражнять в подборе слов – антонимов. Например, объект по цвету бывает  яркий и бледный, темный и светлый; по температуре – горячий и холодный; по весу – тяжелый и легкий, по влажности – сухой и мокрый, по рельефу – гладкий и шероховатый и т.п.

- «Назови объект такой же, как…» (по цвету как помидор, по  весу как слон, по форме как треугольник и т.п.). Цель: упражнять в подборе объектов по сходным значениям имен признаков  

- «Определи имя признака». Цель: учить детей выделять из текста (стихотворения, сказки, любого предложения) имя признака и находить его схематическое изображение. Например, «На лесной опушке (место) в маленькой (размер) избушке (место) жила-была (действие) коза с козлятами (количество)».

- «Расскажи корзинке об объекте». Цель: учить составлять описательные рассказы об объектах с помощью значков имен признаков. Ребенку предлагается составить описательный рассказ по какому-либо объекту по тем именам признаков, которые «открыла» корзинка.

- «Исправь ошибку»

Вата легкая, а гиря черная. (Перепутаны имена признаков «цвет» и  «вес»). Надо сказать «Вата легкая, а гиря тяжелая (вес)». Или «Вата белая, а гиря черная (цвет)».

«Холодильник белый, а ковер пушистый» (цвет и рельеф).

«У гуся шея длинная, а цыпленок пищит» (Размер части и звук) и т.д.

- «Что лишнее, и по какому признаку»

-Снег, мак, халат врача, вата (По цвету все белое, кроме мака).

-Сосулька, мороженое, только что сваренный суп, снег (по температуре все холодное, а суп горячий).

-Вата, гиря, перышко, снежинка (по весу все легкое, а гиря тяжелая).

- «Убери и получи новый объект» или  «Превращалки»

Был стул – убрали часть (спинку) – табуретка.

Чашка – убрали часть (ручку) – бокал.

Окно – убрали раму – стекло.

Кофта – убрали рукава – жилетка.

Кресло…………

Эти игры учат детей мыслить системно, помогают увидеть в обычном – необычное, готовят к созданию нового.

                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД Дидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы "Как мы познаем свойства твердого и газообразного веществ, а также жидкостей"

Методическая разработка НОДДидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и  старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы« Как мы познаем свойства твердого и газообр...

Методическая разработка НОД Дидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы "Как мы познаем свойства твердого и газообразного веществ, а также жидкостей"

Методическая разработка НОДДидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и  старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы« Как мы познаем свойства твердого и газообр...

Игры и игровые упражнения при обучении детей с ОНР грамоте

Игры и игровые упражнения при обучении детей с ОНР грамоте   Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частност...

Дидактические игры и игровые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения и самостоятельная деятельность, и средство развития лич...

Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения для обучения детей дыханию"

 «Умеренность в употребление пищи и питья, чистый воздух в жилище и вне его, ежедневные физические упражнения независимо от погоды. Дыхательная гимнастика, воспитание в себе жизнерад...

Консультация для родителей "Игры и игровые упражнения по обучению детей правильному речевому дыханию"

В консультации рекомендованы родителям игры и игровые упражнения, способствующие развитию речевого дыхания дошкольников....

Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения для обучения детей дыханию"

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхатель­ные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую д...