Упражнения, направленные на расширение лексикона и речевых навыков у детей дошкольного возраста.
консультация (развитие речи, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Упражнения, направленные на расширение лексикона и речевых навыков у детей дошкольного возраста
Эти упражнения полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений.
- Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки? Ответ детей 5-6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления взрослого: пастушьи, пожарные.
- Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, - которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают - береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
- Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.
- Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п.
Высказывания детей 6-7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».
- Подбор обстоятельств Учиться можно как?. - хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т. п.
- Нюансы смысла слова домик, дом, домище: крохотный маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы.
- Вставление детьми пропущенных слов. Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала… (кто). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно… (что делала). Кошка поймала в саду… (кого). Шерсть у кошки… (какая, когти… (какие). Кошка лежала с котятами… (где). Котята играли мячиком… (как). Или: Дворник взял метлу; он будет…. Пришел почтальон: он принес…. Надо распилить дрова; где наша? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне… ». Затем предложения составляют сами дети, а доканчивает - педагог. «Мы сейчас будем лепить, надо принести…. Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой… ».
- Распространение предложений. Педагог говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем). Дети идут… (куда? зачем) » и т. д.
Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
-Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). Взрослый читает главное предложение, а дети доканчивают придаточное.
Предложения детей 5-6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в садик, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая погода. Город украшают флагами, потому что завтра праздник 9 Мая. Мама пошла на рынок, чтобы купить картошки и мяса».
- Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд-паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево - ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?
- Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.
Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы - голоса.
-Составление предложений с предложенным словом. Детям дается слово; составить предложение и включить в него это слово.
- Составление предложения с несколькими данными словами. Упражнение, рекомендуемое Л. Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала».
Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и усложняли их. Л. Н. Толстой делал это упражнение еще интереснее, превращая его в игру.
- Объяснение слов. Следует ли объяснять детям слова и требовать таких объяснений от самих детей?
Попробовав предлагать детям семи лет объяснить такие слова как красота, добро можно убедиться, что дети не объясняют слово, не вскрывают его отвлеченную сущность, а приводят конкретные проявления того или другого понятия, оценку его, вроде следующих примеров: «Красота - это когда красиво». «Доброта - это хорошо. Добрые люди хорошие».
Другое дело-объяснение слов, именующих конкретные понятия, предметы. С этой же задачей связана работа по придумыванию загадок, о чем уже была речь и будет еще речь впереди. В данном случае детям называется предмет и предлагается определить, что это такое. К этой задаче примыкает другая - классификация предметов по видам. Ребенок, имеющий представление об общих понятиях «мебель» и «цветы», на вопрос: «Что такое стул? » - ответит: «Такая мебель: на стуле сидят». Или: «Что такое одуванчик? » - «Такой цветок; цветет весной; он желтый». Вот высказывания детей 5-6 лет: «Чашка-такая посуда. Из чашки пьют чай молоко, кофе».
«Собака-такое животное, лает, с людьми живет. Доктор-такой дядя, он лечит больных людей. Мышка - такой маленький зверек, мышек кошка ест». Упражнению такого рода следует придавать большое значение. Если принять в соображение, что оно всегда сопровождается поправками, высказываниями воспитателя и детей, то оно много содействует тому, что дети начинают задумываться над тем, что формулировать свою мысль словесно возможно точно, понятно и правильно. Чтобы этого достигнуть, надо предлагать детям для объяснения лишь слова, обозначающие абсолютно знакомые им предметы и явления.
- Отгадывание и составление загадок.
Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим. Вначале это дается с трудом даже старшим детям; словесное Оформление их загадок нескладно, например: «Такое, на что кладут, чтобы есть», - означает тарелку; или: «Такое, чтобы шить, продевать нитку», - означает иголку. Но постепенно они научаются классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки частоте хуже самой воспитательницы. Вот загадки детей 6-7 лет: «Душистый цветок, растет на колючем кусте, бывает белого, розового, красного цвета»; «Птица, которая кладет свои яйца в чужие гнезда»; «Овощ, растет в огороде, снаружи красный, внутри белый» и т. п.
- Классификация предметов. К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. Вначале эти игры ведутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками. Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми 6-7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны и без иллюстрации.
-Особое место занимают занятия по обучению отгадыванию загадок. Особая ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.
На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию» и т. п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.
Последующее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбирают одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т. п. Все это требует умения увидеть характерные детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно обозначить их словом при описании.
Особенно полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко используемые для детей старшего дошкольного возраста, типа «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше». Содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение, и т. п. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников.
Таким образом, роль родителей заключается в организации содержательного общения во всех видах деятельности, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста
Презентация по теме «Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста»...
Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...
Мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционных пальчиковых игр для формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста»
Представляю вашему вниманию нетрадиционные пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшег...
Упражнения, направленные на расширение лексикона и речевых навыков у детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)Цель:развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.Возраст: 4-5 лет.Количеств...
«Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. (старшая группа)
Перспективный план работы с родителямиТема: «Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.(старшая группа)...
«Развитие творческих и речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе творчества Эбру»
Выявление взаимосвязи речевого и творческого развития детей, коррекция речевого развития в процессе творчества эбру....