5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
картотека

Светлана Владимировна Курик

          1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель:развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры:дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, кото­рые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре­бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий:на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

             2.Обзывалки (автор — Н. Кряжева)

Цель:развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Ириш­ка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обя­зательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты,  Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.  Мячик передавать нужно быстро,  нельзя долго задумываться.

Комментарий:перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

          3. Охота на тигров (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления:маленькая игрушка (тигр).

Описание игры:дети встают в круг,  водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.

          4.Сиамские близнецы (автор — К. Фопель)

Цель:развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих : кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры:дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мел­ки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий:на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

               5.Поварята (автор — Н. Кряжева)

Цель:развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры:все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются,  что они будут «готовить» — суп,  компот,  салат и т. д.   Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом,  морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий:хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

5 игр (упражнений ), направленных на коррекцию агрессивности дошкольников.

            1.Игра «Корзинка»

Цель: снятие агрессии.

Необходимое оборудование :корзина (ваза, шляпа) или мешочек, откуда будет вытягиваться задание-жребий.

Описание  иргы: Из корзины вытягивается задание – жребий. Задание представляет собой картинку, изображающую сцену насилия. Игрок, вытянувший картинку, получает от ведущего задание, в ходе выполнения которого должен так изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста. Например, участник вытянул картинку, изображающую драку двух подростков, и продемонстрировал ее всем играющим; ведущий тут же дает ему задание: что надо сказать, чтобы ребята помирились? Участник отвечает: «Предложить им сыграть в футбол» – и передает ход следующему игроку. Когда очередной игрок не сможет быстро придумать решения, настанет его очередь тянуть задание из корзинки, а предыдущий игрок сделается ведущим.

Комментарий: Преимущества игры в том, что в нее можно играть и небольшими группами, она увлекательна и может продолжаться достаточно долго. Игра может выполнять функцию разминки в ходе большого тренинга. В ходе игры участвуют все подростки, из них легко выбрать наиболее активных, чтобы использовать в ходе тренинга. Игра также не подразумевает формальной оценки  успешности играющих, что полезно для недавно сформированных групп. 

              2.Упражнение «Битвы на шарах»

Цель: снятие агрессии.

Необходимые материалы: воздушные шары разной формы по количеству участников и запас, мел.

Ход работы: Дети выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть вместе с воздухом в шар свою злость, обиду, гнев и т.п. Ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются напротив друг друга. По команде ведущего, сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права самому нападать. По сигналу участники меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если ребенок небольшого роста, а его напарник больше его, можно предложить первому длинный шар, а второму небольшой круглый. Затем группа делится на две подгруппы-команды. Между командами оставляется расстояние около двух метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу перед командой мелом проводится граница, через которую нельзя переступать. В руках у каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. 

Комментарий: Фактически, дети перебрасывают шары на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров (бомб). 

               3. Игра «Клоуны ругаются»

Цель:снятие вербальной агрессии.

Ход игры: Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами».

Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.

Комментарий: Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

                    4.Игра”Тух-тиби-дух"

Цель:снятие негативных настроений и восстановление сил.

Описание  игры: Ведущий говорит группе детей"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито -присердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Комментарий: в этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

               5.Аэробус"(подвижная игра для агрессивных детей)

Цель:научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по "команде" дает уверенность и спокойствие. 

Описание игры:"Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер".

Коментарий : когда Аэробус "летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.

5 игр ( упражнений ), направленных на коррекцию обидчивости у дошкольников.

             1.Упражнение «Жужа»

Цель:научить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Необходимое оборудование: стул, полотенце.

Описание игры: «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». 

Комментарий: Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

             2.«Зайки и слоники»

Цель:дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Ход игры:  Ведущий говорит - «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит.Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Взрослый играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают. «Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

Комментарий: После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

                3. Упражнение  «За что меня любит мама»

Цель:повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.

Описание игры: Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

Комментарий: После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. 

               4. Упражнение «Я очень хороший»

Цель:создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Необходимое оборудование: стулья.

Инструкция ведущего:«Ребята, садитесь на стульчики, и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)» . Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!»

Комментарий: После того как все дети произнесут нужные фразы, ведущий предлагает всем встать в круг и взяться за руки. Все хором говорят слова: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричать.

             5.«Ослик-упрямец»

Цели: повысить самооценку ребенка, создать непривычную обстановку, научить выражать собственные мысли, эмоции и желания.

Необходимое оборудование: ширма, за которой будут прятаться актеры, куклы Ослика, Хозяина и героев по выбору. Мелодичная музыка и декорации.

Описание игры: ведущий выбирает из детей игрока, который будет изображать упрямого Ослика. Поскольку застенчивые дети покладисты и послушны, им полезно, хоть и в игровой форме, проявить упрямство и непослушание. По этой причине стоит отдать предпочтение застенчивому участнику спектакля. Заранее написанный сценарий облегчит задачу педагога, ведущего, однако не обязательно придумывать реплики главных героев. Ведущий включает тихую музыку и начинает рассказ об Ослике, который долгие годы  верно служил своему Хозяину. В это же время дети начинают проигрывать сказанное. Из-за ширмы появляются Ослик и его Хозяин, изображая рабочую обстановку. Ведущий продолжает свой рассказ о том, что однажды Ослик вдруг перестал слушаться Хозяина. На сцене разыгрываются сценки непослушания Ослика: нежелание помогать в чем-либо, крик вместо молчания или, наоборот, сон вместо бодрствования и т. Д. По ходу действия в спектакле могут появляться новые герои: птички, лесные звери, друзья Хозяина. Их действия должны быть направлены на одно — получить от Ослика согласие хоть на что-нибудь. После недолгих уговоров ведущий обращается к детям с вопросом: «Дети, а как вы думаете, почему Ослик стал таким упрямым?» Обратная связь — обязательный элемент творческих заданий. Ребята высказывают предположения, суть которых сводится к одному: Ослик очень устал от работы и приказов Хозяина. Ему нужны друг и отдых. Разыгрывается финальная сцена примирения Ослика и Хозяина, который обещает не нагружать друга непосильной работой.

Комментарий:Сценарии спектакля могут быть различными, вместо Ослика главным героем может выступать Чебурашка, обиженный на друзей, или Пятачок, уставший от постоянных насмешек.

5 игр (упражнений), направленных на коррекцию застенчивости дошкольников.

1.     Игра «Похвалилки».

Цель. Повышение самооценки.

Необходимое оборудование:. Карточки.

Ход игры:. Дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой   зафиксировано   какое-либо одобряемое окружающими действие или   поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами  «Однажды я...» Например: «Однажды я помог товарищу» или «Однажды я быстро оделся». На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

Комментарий : В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

                2.Игра «Щепки на реке». 

Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Ход игры: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние    между  рядами должно  быть   больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться:

быстро или медленно. Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь. Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

 Комментарий : Дети делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

                  3. Упражнение. "Закончи предложение".

Цель. Отрытое общение детей друг с другом, повышение самооценки ребенка.

Необходимое оборудование:. Мяч.

Ход : Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Комментарий : Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

                  4.Игра Живые бусы

Цель игры: научить детей доверительному отношению друг к другу, развитие раскрепощенности в выражении эмоций.

Возраст: от 5 лет.

Необходимое оборудование: веревка с безопасной булавкой на конце (по количеству команд).

Ход игры:дети делятся на несколько команд с одинаковым количеством человек. Педагог должен проследить, чтобы команды были примерно равны по силам, недопустимо собирать в одной команде активных и инициативных детей, в другую – тихих и застенчивых и т. д. Каждая команда получает свою «иголку с ниткой» – это может быть веревка с безопасной булавкой на конце. Задача каждой команды – собрать «живые» бусы на нитку. Бусинами в этой игре служат члены каждой команды. Булавка вдевается в отверстия на одежде детей – в петлю для пуговицы, пропускается через ремешок и т. д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет всех участников на веревку и завяжет ее концы. Игру можно провести несколько раз и по результатам определить самую быструю команду. По окончании игры всем детям можно вручить небольшие поощрительные призы.

 Комментарий:  Если вдруг у ребенка нет подходящих отверстий на одежде, через которые можно продеть нитку, ребенок может соединить колечком большой и указательный пальцы и протянуть нитку через полученную петельку.

            5. Игра  Самый лучший

Цель игры: научить детей находить друг в друге положительные черты, говорить друг другу комплименты.

Возраст: от 3 лет.

Необходимое оборудование: “трон” , например, кресло, обтянутое красивой тканью.

Ход игры:Над троном крупными яркими буквами изображена надпись: «САМЫЙ ЛУЧШИЙ». Дети рассаживаются на стулья. При помощи считалки выбирается водящий, который занимает место на троне. В течение нескольких минут (время регулируется педагогом) остальные дети объясняют, почему этот ребенок самый лучший, придумывают уменьшительно-ласкательные производные его имени. По окончанию водящий выбирает следующего ребенка, который займет трон. Педагог может подсказать, что можно поблагодарить детей за комплименты и попросить ребенка описать свои эмоции, которые он испытывал, находясь на этом троне. Все дети должны по одному разу побыть на троне. В этой игре застенчивые дети не должны находиться в числе первых игроков, необходимо дать им время освоиться и привыкнуть к мысли, что вскоре ему придется оказаться в центре внимания. Конечно же, педагог должен объяснить детям, что недопустимо говорить обидные слова; что очень неприятно публично выслушивать неприятные для себя вещи, и что если кого-то не устраивает что-либо в поведении других детей, лучше сказать это с глазу на глаз в тактичной и мягкой форме.

Комментарий:Если стеснительный ребенок категорически отказывается садиться на трон, не стоит его заставлять, можно предложить ему принять участие попозже, возможно, он изменит мнение. Педагог может сказать ребенку, что напрасно он отказывается играть, ведь воспитатель давно хотел сказать ему, как ценит в этом ребенке ... (педагог называет качество ребенка, характеризующее его с положительной стороны), и сейчас представился отличный случай. Застенчивые дети могут просто побояться услышать о себе что-либо нелестное.

5 игр (упражнений), направленных на коррекцию демонстративного поведения дошкольников.

     1.игра «Зеркало» 

Цель: лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними.

Ход игры: Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало. Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываются, причесываются, делают зарядку, танцуют. Комментарий:Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

      2.Игра  «Конкурс хвастунов» 

Цель:помочь детям  заметить особенности сверстника и положительно оценить их.

Ход игры: Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств». После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств – это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение.

Комментарий:Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

                 3.Упражнение «Связующая нить»

Цель:Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самооценности.

Необходимое оборудование:клубок ниток

Ход : Дети сидят, по кругу передавая, друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.

 Комментарий: Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

           4. Упражнение «Волшебные очки`»

Цель: Повышение самооценки.

Необходимое оборудование:очки

Ход игры: Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. `Вот я сейчас примерю эти очки: Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!` Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). `А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть даже то, чего раньше не замечал`. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. 

Комментарий: В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинств его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

           5.`Царевна-Несмеяна`

Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом.

Ход игры:Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет Царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к Царевне-Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку Царевны`. Затем дети меняются ролями. 

Комментарий: В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить.

Таблица по организации взаимодействия агрессивных детей со взрослыми и сверстниками (комплекс упражнений)

п/п

Название упражнения

оборудование

Продолжительность упражнения

Содержание упражнения (краткое описание)

1.

Игра «Корзинка»

корзина (ваза, шляпа) или мешочек, откуда будет вытягиваться задание-жребий.

15-20 минут

Из корзины вытягивается задание – жребий. Задание - картинка, изображающая сцену насилия. Игрок, получает от ведущего задание -изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста.

2.

Упражнение «Битвы на шарах»

воздушные шары разной формы по количеству участников и запас, мел.

10-15 минут

Дети надувают шары. При надувании предложить им вдохнуть вместе с воздухом в шар свою злость, обиду, гнев и т.п. Ведущий делит группу на пары, выстраиваются напротив друг друга. По команде, сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права самому нападать. По сигналу участники меняются ролями.

3.

Клоуны ругаются

 

7-10 минут

Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами

4.

” Тух-тиби-дух"

 

5-8 минут

Дети ходят по комнате, ни с кем не разговаривая. Время от времени останавливаясь перед кем-либо и сердито произносят “Тух-тиби-дух", глядя в глаза напарнику.

5.

Аэробус

 

10-15 минут

Один из детей ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_igr.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

           1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, кото­рые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре­бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

             2.Обзывалки (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Ириш­ка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обя­зательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты,  Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.  Мячик передавать нужно быстро,  нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

           3. Охота на тигров (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг,  водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.

           4.Сиамские близнецы (автор — К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих : кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мел­ки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

               5.Поварята (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются,  что они будут «готовить» — суп,  компот,  салат и т. д.   Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом,  морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

5 игр (упражнений ), направленных на коррекцию агрессивности дошкольников.

            1.Игра «Корзинка»

Цель: снятие агрессии.

Необходимое оборудование : корзина (ваза, шляпа) или мешочек, откуда будет вытягиваться задание-жребий.

Описание  иргы: Из корзины вытягивается задание – жребий. Задание представляет собой картинку, изображающую сцену насилия. Игрок, вытянувший картинку, получает от ведущего задание, в ходе выполнения которого должен так изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста. Например, участник вытянул картинку, изображающую драку двух подростков, и продемонстрировал ее всем играющим; ведущий тут же дает ему задание: что надо сказать, чтобы ребята помирились? Участник отвечает: «Предложить им сыграть в футбол» – и передает ход следующему игроку. Когда очередной игрок не сможет быстро придумать решения, настанет его очередь тянуть задание из корзинки, а предыдущий игрок сделается ведущим.

Комментарий: Преимущества игры в том, что в нее можно играть и небольшими группами, она увлекательна и может продолжаться достаточно долго. Игра может выполнять функцию разминки в ходе большого тренинга. В ходе игры участвуют все подростки, из них легко выбрать наиболее активных, чтобы использовать в ходе тренинга. Игра также не подразумевает формальной оценки  успешности играющих, что полезно для недавно сформированных групп.

              2.Упражнение «Битвы на шарах»

Цель: снятие агрессии.

Необходимые материалы: воздушные шары разной формы по количеству участников и запас, мел.

Ход работы: Дети выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть вместе с воздухом в шар свою злость, обиду, гнев и т.п. Ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются напротив друг друга. По команде ведущего, сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права самому нападать. По сигналу участники меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если ребенок небольшого роста, а его напарник больше его, можно предложить первому длинный шар, а второму небольшой круглый. Затем группа делится на две подгруппы-команды. Между командами оставляется расстояние около двух метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу перед командой мелом проводится граница, через которую нельзя переступать. В руках у каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами.

Комментарий: Фактически, дети перебрасывают шары на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров (бомб).

               3. Игра «Клоуны ругаются»

Цель: снятие вербальной агрессии.

Ход игры: Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами».

Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.

Комментарий: Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

                    4.Игра” Тух-тиби-дух"

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Описание  игры: Ведущий говорит группе детей "Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито -присердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Комментарий: в этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

               5. Аэробус"(подвижная игра для агрессивных детей)

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по "команде" дает уверенность и спокойствие.

Описание игры: "Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер".

Коментарий : когда Аэробус "летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.

5 игр ( упражнений ), направленных на коррекцию обидчивости у дошкольников.

              1. Упражнение «Жужа»

Цель: научить  детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Необходимое оборудование: стул, полотенце.

Описание игры: «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Комментарий: Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

              2. «Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Ход игры:  Ведущий говорит - «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Взрослый играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают. «Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

Комментарий: После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

                3. Упражнение  «За что меня любит мама»

Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.

Описание игры: Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

Комментарий: После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

               4. Упражнение «Я очень хороший»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Необходимое оборудование: стулья.

Инструкция ведущего: «Ребята, садитесь на стульчики, и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)» . Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!»

Комментарий: После того как все дети произнесут нужные фразы, ведущий предлагает всем встать в круг и взяться за руки. Все хором говорят слова: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричать.

             5. «Ослик-упрямец»

Цели: повысить самооценку ребенка, создать непривычную обстановку, научить выражать собственные мысли, эмоции и желания.

Необходимое оборудование: ширма, за которой будут прятаться актеры, куклы Ослика, Хозяина и героев по выбору. Мелодичная музыка и декорации.

Описание игры: ведущий выбирает из детей игрока, который будет изображать упрямого Ослика. Поскольку застенчивые дети покладисты и послушны, им полезно, хоть и в игровой форме, проявить упрямство и непослушание. По этой причине стоит отдать предпочтение застенчивому участнику спектакля. Заранее написанный сценарий облегчит задачу педагога, ведущего, однако не обязательно придумывать реплики главных героев. Ведущий включает тихую музыку и начинает рассказ об Ослике, который долгие годы  верно служил своему Хозяину. В это же время дети начинают проигрывать сказанное. Из-за ширмы появляются Ослик и его Хозяин, изображая рабочую обстановку. Ведущий продолжает свой рассказ о том, что однажды Ослик вдруг перестал слушаться Хозяина. На сцене разыгрываются сценки непослушания Ослика: нежелание помогать в чем-либо, крик вместо молчания или, наоборот, сон вместо бодрствования и т. Д. По ходу действия в спектакле могут появляться новые герои: птички, лесные звери, друзья Хозяина. Их действия должны быть направлены на одно — получить от Ослика согласие хоть на что-нибудь. После недолгих уговоров ведущий обращается к детям с вопросом: «Дети, а как вы думаете, почему Ослик стал таким упрямым?» Обратная связь — обязательный элемент творческих заданий. Ребята высказывают предположения, суть которых сводится к одному: Ослик очень устал от работы и приказов Хозяина. Ему нужны друг и отдых. Разыгрывается финальная сцена примирения Ослика и Хозяина, который обещает не нагружать друга непосильной работой.

Комментарий: Сценарии спектакля могут быть различными, вместо Ослика главным героем может выступать Чебурашка, обиженный на друзей, или Пятачок, уставший от постоянных насмешек.

5 игр (упражнений), направленных на коррекцию застенчивости дошкольников.

  1. Игра «Похвалилки».

Цель. Повышение самооценки.

Необходимое оборудование:. Карточки.

Ход игры:. Дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой   зафиксировано   какое-либо одобряемое окружающими действие или   поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами  «Однажды я...» Например: «Однажды я помог товарищу» или «Однажды я быстро оделся». На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

Комментарий : В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

                2. Игра «Щепки на реке».

Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Ход игры: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега  реки. Расстояние    между  рядами  должно  быть   больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться:

быстро или медленно. Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь. Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

 Комментарий : Дети делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

                  3. Упражнение. "Закончи предложение".

Цель. Отрытое общение детей друг с другом, повышение самооценки ребенка.

Необходимое оборудование:. Мяч.

Ход : Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Комментарий : Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

                  4.Игра  Живые бусы

Цель игры: научить детей доверительному отношению друг к другу, развитие раскрепощенности в выражении эмоций.

Возраст: от 5 лет.

Необходимое оборудование: веревка с безопасной булавкой на конце (по количеству команд).

Ход игры: дети делятся на несколько команд с одинаковым количеством человек. Педагог должен проследить, чтобы команды были примерно равны по силам, недопустимо собирать в одной команде активных и инициативных детей, в другую – тихих и застенчивых и т. д. Каждая команда получает свою «иголку с ниткой» – это может быть веревка с безопасной булавкой на конце. Задача каждой команды – собрать «живые» бусы на нитку. Бусинами в этой игре служат члены каждой команды. Булавка вдевается в отверстия на одежде детей – в петлю для пуговицы, пропускается через ремешок и т. д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет всех участников на веревку и завяжет ее концы. Игру можно провести несколько раз и по результатам определить самую быструю команду. По окончании игры всем детям можно вручить небольшие поощрительные призы.

 Комментарий:  Если вдруг у ребенка нет подходящих отверстий на одежде, через которые можно продеть нитку, ребенок может соединить колечком большой и указательный пальцы и протянуть нитку через полученную петельку.

             5. Игра  Самый лучший

Цель игры: научить детей находить друг в друге положительные черты, говорить друг другу комплименты.

Возраст: от 3 лет.

Необходимое оборудование: “трон” , например, кресло, обтянутое красивой тканью.

Ход игры: Над троном крупными яркими буквами изображена надпись: «САМЫЙ ЛУЧШИЙ». Дети рассаживаются на стулья. При помощи считалки выбирается водящий, который занимает место на троне. В течение нескольких минут (время регулируется педагогом) остальные дети объясняют, почему этот ребенок самый лучший, придумывают уменьшительно-ласкательные производные его имени. По окончанию водящий выбирает следующего ребенка, который займет трон. Педагог может подсказать, что можно поблагодарить детей за комплименты и попросить ребенка описать свои эмоции, которые он испытывал, находясь на этом троне. Все дети должны по одному разу побыть на троне. В этой игре застенчивые дети не должны находиться в числе первых игроков, необходимо дать им время освоиться и привыкнуть к мысли, что вскоре ему придется оказаться в центре внимания. Конечно же, педагог должен объяснить детям, что недопустимо говорить обидные слова; что очень неприятно публично выслушивать неприятные для себя вещи, и что если кого-то не устраивает что-либо в поведении других детей, лучше сказать это с глазу на глаз в тактичной и мягкой форме.

Комментарий: Если стеснительный ребенок категорически отказывается садиться на трон, не стоит его заставлять, можно предложить ему принять участие попозже, возможно, он изменит мнение. Педагог может сказать ребенку, что напрасно он отказывается играть, ведь воспитатель давно хотел сказать ему, как ценит в этом ребенке ... (педагог называет качество ребенка, характеризующее его с положительной стороны), и сейчас представился отличный случай. Застенчивые дети могут просто побояться услышать о себе что-либо нелестное.

5 игр (упражнений), направленных на коррекцию демонстративного поведения дошкольников.

     1.игра «Зеркало»

Цель:  лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними.

Ход игры: Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало. Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываются, причесываются, делают зарядку, танцуют. Комментарий: Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

      2.Игра  «Конкурс хвастунов»

Цель: помочь детям  заметить  особенности сверстника и положительно оценить их.

Ход игры: Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств». После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств – это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение.

Комментарий: Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

                  3.Упражнение «Связующая нить»

Цель: Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самооценности.

Необходимое оборудование: клубок ниток

Ход : Дети сидят, по кругу передавая, друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.

 Комментарий: Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

           4. Упражнение « Волшебные очки`»

Цель: Повышение самооценки.

Необходимое оборудование: очки

Ход игры: Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. `Вот я сейчас примерю эти очки: Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!` Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). `А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть даже то, чего раньше не замечал`. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

Комментарий: В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинств его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

           5. `Царевна-Несмеяна`

Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом.

Ход игры: Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет Царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к Царевне-Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку Царевны`. Затем дети меняются ролями.

Комментарий: В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить.

Таблица по организации взаимодействия агрессивных детей со взрослыми и сверстниками (комплекс упражнений)

п/п

Название упражнения

оборудование

Продолжительность упражнения

Содержание упражнения (краткое описание)

1.

Игра «Корзинка»

корзина (ваза, шляпа) или мешочек, откуда будет вытягиваться задание-жребий.

15-20 минут

Из корзины вытягивается задание – жребий. Задание - картинка, изображающая сцену насилия. Игрок, получает от ведущего задание -изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста.

2.

Упражнение «Битвы на шарах»

воздушные шары разной формы по количеству участников и запас, мел.

10-15 минут

Дети надувают шары. При надувании предложить им вдохнуть вместе с воздухом в шар свою злость, обиду, гнев и т.п. Ведущий делит группу на пары, выстраиваются напротив друг друга. По команде, сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права самому нападать. По сигналу участники меняются ролями.

3.

Клоуны ругаются

 

7-10 минут

Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами

4.

” Тух-тиби-дух"

5-8 минут

Дети ходят по комнате, ни с кем не разговаривая. Время от времени останавливаясь перед кем-либо и сердито произносят “Тух-тиби-дух", глядя в глаза напарнику.

5.

Аэробус

10-15 минут

Один из детей ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Кедр" по развитию и формированию социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Ввведение.Радикальные преображения последних лет происходящих в России ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личносто- ориентированное ввз...

Перспективный план работы тема: «Использование подвижных и спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста» подготовительная группа

Перспективный план позволит педагогам в формировании двигательных умений и  навыков у детей 6-7 лет. (программа Детство Т.И. Бабаева)...

Использование подвижных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста

Характерная особенность игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое...

Консультация на тему :«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».

«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста»....

"Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста"

Презентация для родительского собрания на тему: "Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста"...