Методическая разработка Приобщение детей к художественной литературе средствами театра
методическая разработка по теме
Перспективное планирование на тему: "Приобщение детей к художественной литературе средствами театра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_priobshchenie_detey_k_khudozhestvennoy_literature_sredstvami_teatra.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к художественной литературе средствами театра.
2 младшая группа (от 3 до 4 лет).
Задачи воспитания:
- Побуждать интерес к театрально – игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения.
- Поощрять детей в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.
- Обучать детей ориентироваться в игровой комнате и в музыкальном зале. Закреплять представления об окружающих предметах. Дети должны называть предметы театрально-игрового оборудования. Воспитывать интерес и бережное отношение к книгам, игрушкам, театральным куклам.
- Развивать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
- Развивать речь детей с помощью кукольного театра; обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов.
- Побуждать детей сочинять сказку с помощью воспитателя, используя для этой цели кукол настольного театра.
- Использовать импровизированные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать память, внимание, мышление детей.
- Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию, пониманию эмоционального состояния другого человека и умения выразить свое.
- Знакомство с приемами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
- Обучать детей сопровождать движение куклы песенкой придуманной самостоятельно придуманной на отдельные слоги.
- Поощрять желания участвовать в танцевальных импровизациях.
- Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
- Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными игрушками.
- Вызвать желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых, танцевальных импровизациях.
- Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Виды творческой Деятельности | Методы развития Творческих способностей | Средства развития Творческих способностей | Репертуар |
Игровое Творчество | Привлекать детей к сочинению коротких сказок, историй. | Настольный театр резиновой игрушки. | «Встреча в лесу» «Медведь и лиса» «Зайка и ослик» (сочиняют дети) |
Песенное Творчество | Сопровождение движения куклы песней, придуманной ребенком самостоятельно на отдельные слоги. | Настольный театр дымковской игрушки. | Песенки Маши и медведя («Маша и медведь») |
Танцевальное Творчество | Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. | Фонограмма. | Свободная пляска персонажей сказки «Репка» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Вызвать интерес и желание играть музыкальными игрушками. | Беззвучные игрушки-инструменты: балалайки, дудки, баянчики, пианино. | Импровизация игры на балалайке в свободной пляске «Репка», и другие. На дудочке в свободной пляске |
Декабрь Январь Февраль
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Репертуар |
Игровое Творчество | Поощрять стремление детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках. | Настольный театр конусной игрушки. | «Бабушка и внучка» «Лиса и кот» «В гостях у Деда Мороза». (сочиняют дети) |
Песенное творчество | Предлагать детям сочинять песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой. | Крупная мягкая игрушка | «Колыбельная для мишки» «Пляска куклы» |
Танцевальное творчество | Побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку. | Фонограмма, атрибуты для танцевальных импровизаций (цветы, листья, ленты, флажки, султанчики) | «Танец петрушек» (муз. Кавалевского) «Танец снежинок» (муз. Чайковского) |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Дать представление и способы звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты. | Ложки, погремушки, барабаны, бубны, колокольчики, фонограмма | Оркестровое сопровождение танцевальных импровизаций: «Танец снежинок» «Танец петрушек» |
Март апрель май
Виды творческой деятельности. | Методы развития творческих способностей. | Средства развития творческих способностей. | Репертуар. |
Игровое Творчество | Поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие сказки, рассказы, придумывая диалоги действующих лиц | Настольный театр конусной игрушки. Костюмы, декорации и атрибуты | Песенка петрушки. «Заюшкина изба» |
Песенное творчество | Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в кукольных спектаклях и драматизациях. | Настольный театр конусной игрушки. Костюмы, декорации и атрибуты | Песенка петрушки. «Заюшкина изба» |
Танцевальное творчество | Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности ребенка, воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение. | Фонограмма, шапочки зверей и птиц, мягкая игрушка, куклы | Свободная пляска козы и козлят «Волк и семеро козлят» Танцевальная импровизация с куклами |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять стремление детей использовать детские музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты в драматизациях и кукольных спектаклях. | Фонограмма, звучащие игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты | Оркестровое сопровождение свободных плясок в кукольном спектакле и драматизации: «Заюшкина изба» «Волк и семеро козлят» |
Приобщение детей к художественной литературе средствами театра.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Задачи воспитания:
- Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
- Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных, танцевальных импровизациях.
- Расширять представления об окружающих их предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина). Определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
- Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, глаголы, прилагательные для обозначения действий персонажей). Формировать умения определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, рядом, между, около); характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
- Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами (которыми кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит).
- Используя верховых кукол побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые с помощью воспитателя и без него.
- Стимулировать внимание, память, мышление, воображение детей. Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя.
- Обучать детей сопровождать движение куклы на ширме песней, придуманной на заданный текст самостоятельно.
- Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.
- Поддерживать инициативу детей в импровизации на металлофоне.
- Поощрять желание детей самостоятельно играть с театральными игрушками.
- Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные, танцевальные импровизации.
- Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада.
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Виды творческой Деятельности. | Методы развития Творческих способностей | Средства развития Творческих способностей | Репертуар |
Игровое Творчество | Продолжать сочинять с детьми сказки с помощью воспитателя и без его участия. Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики. | Театр ложек. Шапочки зверей и птиц | «Бабушка и лисичка» «Заяц и медведь» «Колобок и дедушка» (сочиняют дети) «Теремок» (мышка, зайка, лягушка, лиса, медведь, волк) |
Песенное Творчество | Предлагать детям сочинять песенные характеристики персонажей кукольного спектакля. | Костюмы, декорации, атрибуты, необходимые для данного спектакля | Песенки мышки, лягушки, зайчика, лисички, медведя, волга в спектакле «Теремок» |
Танцевальное Творчество | Побуждать детей сочинять танцевальные характеристики персонажей спектакля в жанре народной пляски | Костюмы персонажей спектакля, фонограмма | «Пляски лисы и медведя» в сказке «Теремок» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Знакомить детей с игрушками, издающими звуки неопределенной высоты, с помощью которых можно воспроизводить различные ритмы | Свирели, дудочки, рожки | Оркестровое сопровождение танцевальных импровизаций лисы и медведя в спектакле «Теремок» (ритмическая импровизация) |
Декабрь Январь Февраль
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Репертуар |
Игровое Творчество | Развивать у детей желание сочинять небольшие рассказы, придумывая диалоги действующих лиц. Подводить детей к созданию углубленных образов знакомых персонажей с помощью движения, мимики, жеста. | Верховые куклы. Шапочки зверей и птиц. | «В гостях у Белоснежки» «Гном и лиса» «Собака и волк» (сочиняют дети) «Испуганный козленок» «Котик выздоровел» |
Песенное творчество | Предлагать детям сочинять песни в жанре марша и вальса на заданный текст. | Костюмы и атрибуты | Песенка лисички (вальс), песенка волка (марш), в игре драматизации «Три елочки» (праздники и развлечения в д/с С. И. Бекина, Просвещение, 1992г.) |
Танцевальное творчество | Подводить детей к сочинению танцевальных импровизаций героев спектакля в жанре марша и вальса | Костюмы и атрибуты | «Вальс Белоснежки» «Марш гномов» в спектакле «Белоснежка и семь гномов» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Обучать детей приемам игры на игрушках-инструментах с диатоническим звукорядом, уметь сопровождать танцевальные импровизации в спектакле (на одном звуке). | Металлофоны. Фонограмма | «Пляска белочек» русская народная мелодия «Марш гномов» (муз. Прокофьева) |
Март апрель май
Виды творческой деятельности. | Методы развития творческих способностей. | Средства развития творческих способностей. | Репертуар. |
Игровое Творчество | Побуждать детей коллективно сочинять истории, активизируя речевое общение детей. Развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, жест, мимику, движение. | Верховые куклы. Шапочки зверей и птиц. | «Лесная школа» «Новоселье» «Звериная больница» (сочиняют дети) «Козлик и волк» «Лиса и заяц» «Кошка и мышка» |
Песенное творчество | Подводить детей к сочинению оперы. Сочинение детьми речитативов действующих лиц на заданный текст. | Верховые куклы. | Речитативы на белые стихи деда, бабы, внучки, жучки, кошки, мышки в кукольном спектакле «Репка» |
Танцевальное творчество | Обучать детей сочинять танцевальные импровизации в жанре польки. | Куклы, мягкие игрушки, фонограмма | «Полька с игрушками» Чешская народная мелодия |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Побуждать детей импровизировать на игрушках-инструментах, издающих звуки неопределенной высоты и на игрушках-инструментах с диатоническим звукорядом. | Ложки, погремушки, барабаны, бубны, колокольчики, свирели, дудочки, рожки, металлофоны, верховые куклы | Ритмические импровизации персонажей кукольного спектакля «Веселые музыканты» (Праздники и развлечения в д/с, С. И. Бекина, Просвещение, 1992г.) |
Приобщение детей к художественной литературе средствами театра.
Средняя группа (от 5 до 6 лет)
Задачи воспитания:
- Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
- Расширять представление об окружающей действительности. Уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях, окружающих их. Уметь определять существенные признаки предметов. Совершенствовать умения детей ориентироваться в группе, зале, помещении детского сада. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к книгам, игрушкам, куклам, костюмам, декорациям. Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть (настольный театр, верховые куклы, куклы с «живой рукой», театр марионеток).
- Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи воспитателя. Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы, используя кукол-марионеток.
- Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами-марионетками и куклами с «живой рукой» (состоит из деревянного стержня – шеи и головы из папье-маше. На борозде прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм. Вместо рук куклы – рука кукловода в цветных перчатках).
- Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно используя марионеток и кукол с «живой рукой». Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
- Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться придти на помощь в трудную минуту. Приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а так же действия персонажей кукольных и драматических спектаклей.
- Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей. Подводить детей к коллективному сочинению детской оперы на стихотворный текст.
- Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего тела создать яркий запоминающий образ.
- Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включать их в игровые импровизации с куклами с «живой рукой».
- Воспитывать желание играть с театральными куклами.
- Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
- Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Виды творческой Деятельности. | Методы развития Творческих способностей | Средства развития Творческих способностей | Репертуар |
Игровое Творчество | Побуждать детей вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения | Шапочки зверей. Фонограмма | «Мишки-шалунишки» «Магазин игрушек» «Веселые зайчата» |
Песенное Творчество | Предлагать детям сочинять музыку в жанре марша и танца (народная пляска, вальс, полька) | Мягкая игрушка | «По ровненькой дорожке» (марш) «Лето» (вальс) «Как у наших у ворот» (народная песенка) «Мишка с куклой» (полька) |
Танцевальное Творчество | Поощрять стремление детей сочинять танцевальные характеристики персонажей кукольного театра, марионеток в жанре народной пляски | Театр марионеток. Фонограмма | Кукольный спектакль «В гостях у Василисы» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Обучать детей играть попевки, построенные на интервале секунды. Побуждать подбирать эти попевки от других звуков | Металлофон | «Дождик-дождик» «Сорока-сорока» «Гармошка» (муз. Е. Тиличеевой) |
Основы кукловождения | Познакомить детей с приемами кукловождения марионеток | Куклы-марионетки: лошадка, кот, петушок, мышка. Фонограмма | «К нам пришла лошадка» «Мыши и кот» «Кот и петушок» |
Основы актерского мастерства | Развивать память и фантазиюдетей | Работа у зеркала | Этюды Чехова М. на внимание, фантазию, веру, наивность (дошк. Восп. №9, 1994г.) |
Основные принципы драматизации | Продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке | Драматизация в костюмах и декорациях | «Колосок» (украинская нар. сказка) |
Основы кукольного театра | Вызывать интерес к театру марионеток, желание участвовать в спектакле | Куклы-марионетки, русские народные костюмы, фонограмма | Кукольный спектакль «В гостях у Василисы» |
Проведение праздников | Приобщать детей к русскому народному фольклору | Атрибуты, декорации, костюмы, куклы-марионетки, фонограмма | «Осенины» |
Проведение досугов и развлечений | Учить детей эмоционально реагировать на выступление детей и взрослых | Атрибуты, декорации, костюмы, куклы-марионетки, фонограмма | Спектакль «Щелкунчик» |
Самостоятельная театральная деятельность | Развивать инициативу в играх с куклами-марионетками | Куклы-марионетки | ------------ |
Декабрь Январь Февраль
Виды творческой Деятельности. | Методы развития Творческих способностей | Средства развития Творческих способностей | Репертуар |
Игровое Творчество | Поощрять инициативу и активность детей при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер движения одного персонажа другому в соответствии с созданным образом | Шапочки зверей. Элементы костюмов. Фонограмма | «Зайчик и лисичка» «Котик и козлик» «Красная шапочка и волк» |
Песенное Творчество | Побуждать детей сочинять коллективно песни в характере своего героя | Шапочки зверей. Элементы костюмов. Фонограмма | «Тень-тень» «Барашек и Петя» «Зайка и мишка»2у |
Танцевальное Творчество | Развивать умение импровизировать движения вальса и польки, используя кукол-марионеток | Театр марионеток | «Кот Леопольд» муз. А. Резникова, фрагмент |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Учить детей использовать попевки в которых встречаются поступательные ходы в пределах небольших звукорядов, подбирать от разных звуков | Металлофон | «Петушок» (рус. нар. мелодия) |
Основы кукловождения | Познакомить детей с приемами вождения кукол с «живой рукой» | Куклы с «живой рукой»: кот, лиса, львенок. Фонограмма | «Львенок и черепаха» «Лиса Алиса и кот Базилио» «Карнавал зверей» |
Основы актерского мастерства | Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера | Работа у зеркала | «Потерялся» «Часовой» «Маленький скульптор» «Робкий ребенок» «Котята» «Повал-лгун» (дошк. восп. №9, 1994г.) |
«Основные принципы драматизации | Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке | Драматизация в костюмах, с декорациями в предметном окружении | «Лисичка-сестричка и серый волк» |
Основы кукольного театра | Прививать устойчивый интерес к театру марионеток, желание импровизировать с куклами-марионетками | Куклы-марионетки, атрибуты к спектаклю, фонограмма | «Кот Леопольд» муз. А. Резникова |
Проведение праздников | Воспитывать эмоциональное положительное отношение к праздникам, желание участвовать в подготовке и проведении утренника | Атрибуты, декорации, костюмы, куклы, необходимые для конкретной обстановки праздника | «Новогодняя елка» |
Проведение досугов и развлечений | Учить детей правильно оценивать поступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства | Ширма, тростевые куклы. Фонограмма | «Снегурочка и лисичка» (рус. нар. сказка) |
Самостоятельная театральная деятельность | Побуждать детей придумывать сказки, используя кукол-марионеток | Куклы-марионетки | ------------ |
Март Апрель Май
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем.
Методическая разработка: Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем...
методическая разработка «Приобщение дошкольников к художественной литературе»
Работа воспитателя многогранна и необъятна. Воспитать в ребенке лучшие качества личности, развить заложенные природой задатки, научить неопытного и несмышленого кроху элементарным навыкам и ум...
методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"
методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"...
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»...
ООД детей старшего дошкольного возраста по приобщению к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности «По сказкам К. И. Чуковского»
Цель:Развитие связной речи у старших дошкольников средством театрализованной деятельности....
Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»
Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»...
Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"
Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...