методическая разработка «Приобщение дошкольников к художественной литературе»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Гурьева Наталия Владимировна

 

Работа воспитателя многогранна и необъятна. Воспитать в ребенке лучшие качества личности, развить заложенные природой задатки, научить неопытного и несмышленого кроху элементарным навыкам и умениям – вот далеко не полный перечень задач педагога-дошкольника. В нашей работе важно все - и забота о здоровье детей и их безопасности, и воспитание личностных качеств, и развитие способностей малышей, и взаимодействие с семьей и социумом для совместного решения этих задач. И каждый воспитатель, безусловно, решает ежедневно и ежечасно все эти задачи. Но вместе с тем, у каждого из нас, есть « свой конек», « своя изюминка», свой стиль и метод работы, отличающий нас друг от друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение дошкольников к художественной литературе»

Обобщенный опыт работы

 

Работа воспитателя многогранна и необъятна. Воспитать в ребенке лучшие качества личности, развить заложенные природой задатки, научить неопытного и несмышленого кроху элементарным навыкам и умениям – вот далеко не полный перечень задач педагога-дошкольника. В нашей работе важно все - и забота о здоровье детей и их безопасности, и воспитание личностных качеств, и развитие способностей малышей, и взаимодействие с семьей и социумом для совместного решения этих задач. И каждый воспитатель, безусловно, решает ежедневно и ежечасно все эти задачи. Но вместе с тем, у каждого из нас, есть « свой конек», « своя изюминка», свой стиль и метод работы, отличающий нас друг от друга. Каждый из нас выбирает для себя ту «золотую крупинку», которая, на его взгляд, принесет наилучший результат в работе с дошкольниками, выделит его из общей массы педагогов, раскроет лучшие качества воспитателя, ибо взращиваем и лелеем мы свою «крупинку», исходя из своих убеждений, увлечений и желаний. В своей работе с детьми я много внимания уделяю внедрению в педагогический процесс здоровье сберегающих технологий, развитию познавательной активности детей, театрализованной деятельности, формированию нравственных основ личности малышей. Но одним из важных и приоритетных направлений в своей работе я считаю работу с семьей. Только совместными усилиями родителей и воспитателей возможно решение всех задач развития и воспитания ребенка. Работа с семьей воспитателя включает в себя много аспектов, много форм и методов работы. Не буду останавливаться на них подробно, поскольку в каждом детском саду воспитатели используют эти формы и методы. Останавливаюсь, подробно лишена одной из форм, которая, на мой взгляд, наиболее полно решает задачу взаимодействия семьи и детского сада - семейно - групповых праздниках. Третий год я работаю с новым набором малышей и новым составом родителей, но за этот небольшой промежуток времени мы стали одной большой сплоченной семьей. И именно семейно-групповые праздники помогли нам сплотиться, стать единомышленниками и друзьями. Ежегодно в сентябре мы проводим семейно-групповой праздник « Осинины». В этом году именинницей праздника была картошка, в прошлом году - барыня - капуста. Зимой на группе проводятся рождественские посиделки, где и дети, и родители являются полноправными и активными участниками действа. « Все дракоши хороши» - новогодний семейно-групповой праздник, «Паповоз»- праздник, посвященный празднику пап, « Кого разбудил петушок», « В здоровом теле – здоровый дух»- вот лишь неполный перечень наших совместных мероприятий. Но если названные мероприятия в большей степени решают задачи сближения детей и взрослых, создание благоприятного микроклимата, позитивного настроя, то есть еще ряд подобных досугов, главной целью ставящих не только социализацию, но и познавательно - речевое развитие и детей, и родителей. Речь идет о семейно-групповых праздниках по творчеству детских писателей и поэтов.

Приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание любви к книге я считаю одним из важных направлений в работе педагога дошкольного учреждения.

В наш современный век информации и научных технологии, проблема падения всеобщего уровня культуры, чтения и грамотности, проблема воспитания маленького читателя становится все более актуальной. Результат  международных исследований показывает: в 70-е годы 87% взрослых читали своим детям книги, сейчас- 7%. В 90-е годы было 79% регулярно читающего населения, сейчас-24%. 25% детей пятилетнего возраста страдают нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Цифры говорят сами за себя! « Самое тяжелое преступление перед книгами - это их не чтение», - говорил И. Бродский. - « Человек за это расплачивается жизнью, а нация - историей». Изменилось наше общество, которое в свое время считалось самым читающим в мире: меньше стали читать родители, меньше читают и дети, у многих вообще нет интереса к книге. А ведь культура чтения внесена в число двенадцати важнейших показателей нации. СМИ заменили живое общение детей с близкими взрослыми, бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки. Современные дети все больше времени проводят у телевизоров и компьютеров, зачастую подражая своим родителям. Старую добрую книгу с красочными иллюстрациями, живым изустным словом заменяют электронные версии. Культура речи, любовь к чтению с неимоверной скоростью снижаются до нуля. И это касается и детей, и родителей. Дети плохо формулируют свои мысли, не умеют грамотно высказаться, их речь бедна и примитивна. А ведь дети - зеркальное отражение своих родителей. В силу своей занятости и увлеченности компьютерами, мы стали реже общаться со своими детьми. А уж чтобы найти время для совместного чтения с ребенком книги, а тем более собственного чтения, об этом говорить не приходится.

Дошкольный возраст - важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга - мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.

Я считаю очень важным научить детей слушать сказки, рассказы и стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведений, объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Вместе с детьми мы выбираем наиболее понравившиеся отрывки художественных произведений и разыгрываем их, договаривая слова персонажей и несложные для воспроизведения фразы. Рассматриваем иллюстрации, слайды, инсценируем стихи. Силами педагогов и родителей готовим небольшие кукольные спектакли по художественным произведениям либо инсценировки сказок в исполнении взрослых. Мы подготовили и показали детям кукольные спектакли « Липунюшка» и « Три медведя» по сказкам Л.Н. Толстого, «Бездельник Светофор» по стихотворению С. Михалкова, « Сказку про курочку Рябу на новый лад» С. Маршака, « Кто сказал «мяу» В. Сутеева, инсценировку русской народной сказки « Как коза себе избушку построила», новогодние утренники «Белоснежный колобок» и « Снежные пирожки» на основе знакомых русских сказок.

Я стараюсь зародить и воспитать как у детей, так и родителей интерес и любовь к художественной литературе, учить их общению с книгой, знакомить с процессом ее создания, художниками-иллюстраторами, биографией поэтов и писателей.

Стараюсь сама повышать свой культурный уровень, читая книги не только для души, но и познания, принимая активное участие в методической работе нашего детского сада. Только в течение этого учебного года я познакомилась со сказками М.Х.Кочнева и сыграла в театрализованном представлении по его сказам роль печника Кузьмича; подготовила для педагогов доклад о творчестве художников – иллюстраторов Т. Мавриной и И. Билибина, узнала много нового и интересного о самобытном писателе и художнике, связанного с нашим краем, Ефиме  Чеснякове и « русском Диснее» В.Г. Сутееве, подготовила и провела с педагогами  интеллектуальную игру по книге В. Яхнина « Мифы и герои древней  Руси».

Стараюсь заботиться о воздействии художественной литературы на ум и душу ребенка.

Но чтобы воздействие было по-настоящему прочным, необходимо продолжать эту работу в семье и закреплять у детей то, что приобретено в детском саду. Приобщить родителей к художественной литературе, научить их пользоваться детской книжкой как средством воспитания – одна из важных моих задач. Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и семье первоначально как процесс формирования грамотного слушателя. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, чтобы обогатить его необычными открытиями, и тогда малыш полюбит книгу, будет тянуться к ней, воспринимать общение с печатным словом как праздник.

Книга - источник обогащения. Если мы, педагоги - дошкольники, не будем способствовать формированию привычки к чтению в детстве, после подросткового периода шансы стать развитым читателем у наших воспитанников невелики. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух поговорить о ней.

Наблюдая за детьми в группе, я пришла к выводу: там, где в семье читают детям книги с малых лет, уделяют внимание и время общению  с детьми, беседуют по прочитанному, видны результаты детского развития. Эти дети более общительны, любознательны, их речь более правильная. Художественная литература развивает ум ребенка. Сказки наталкивают на фантазирование, развивая воображение, рисунки в книгах, помимо эстетического и эмоционального воздействия на детей, помогают яснее представить предмет, явление либо действие, о котором идет речь, закрепив в их памяти и речи новое слово. Каждодневная работа воспитателя с детьми по формированию у малышей интереса к книге, несомненно, дает свои плоды, но все же золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат в кармане читающего родителя. Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения  и передачи ребенку социальных и культурных ценностей.

В своей группе я провожу активную информационно - разъяснительную работу с родителями по проблемам детского чтения, даю советы по комплектации детских библиотек, организации семейного чтения. Систематически родители получают информацию о книгах, которые мы читаем с детьми в детском саду. С большим интересом отношусь к книгам, которые дети приносят из дома - обязательно благодарю родителей, рассматриваю новую книгу с детьми, читаю ее в свободное время. Такой прием « заражает примером» и других детей, которые дома побуждают родителей подобрать книгу для чтения в детском саду. Родители активно принимают участие и в организуемых мною книжных выставках. В группе были организованны выставки на темы: «Лев Толстой о детях и для детей», «Вот какая мама», «Добрый дедушка Корней», «Мир Маршака», «Русский Дисней», « Сказочная страна  Шарля Перро».

Но наибольший эффект, на мой взгляд, в работе по данному направлению принадлежит все тем же семейно - групповым праздникам, о которых я говорила в начале своего выступления. Родители на данном мероприятии не просто зрители, они активные участники происходящего. Чтобы не «ударить лицом в грязь» перед собственным ребенком, воспитателями и другими родителями, они должны серьезно подготовится к конкурсам. А для этого волей- неволей приходится найти время, чтобы лишний раз открыть книгу, перечитать с ребенком произведения автора, познакомиться с его биографией, тем самым расширив свой кругозор, разучить предложенную педагогом роль, изготовить поделку по произведению, атрибуты или костюмы. Родители на таких праздниках наравне с ребятами принимают участие в общих играх, конкурсах, театрализованных постановках.

С большим успехом прошли на нашей группе такие семейно-групповые праздники по приобщению детей и родителей к детской книге, как « Наш добрый дедушка Корней», «Мир Маршака», « Русский Дисней» (по творчеству Сутеева). Возможно, некоторые из вас видели наш фотоотчет о них на страницах информационного сайта « Кинешемец. РУ».

Обобщая свой опыт работы по данной теме, хочу отметить, что все это способствует установлению партнерских отношений с семьями наших воспитанников, формированию положительного имиджа детского сада в сознании родителей, привлечению внимания к необходимости приобщения детей к чтению художественной литературы, повышению культурного уровня всех участников педпроцесса.

С моими детьми и родителями мы провели много интересных совместных познавательных досугов по творчеству любимых детских писателей и поэтов. В моих планах проведение семейно - групповых праздников по творчеству А.Усачева и В Степанова, литературной гостиной по знакомству с творчеством кинешемских поэтов И Наволокина, Е. Потехиной Т. Лапшиной « Рыжие стихи», проведение конкурса « Папа, мама, я – читающая семья», а в подготовительной группе и турнира эрудитов «Знатоки книг» между командами детей и родителей.

Свой опыт работы «Воспитание любви к книге» я представляла:

Городской конкурс «Педагог года -2013».

Семейно-групповые праздники:

«Папа, мама, я – читающая семья» - апрель 2013;

«Русский Дисней» (по творчеству В.Г.Сутеева) - февраль 2013;

«По дорогам сказок» (по творчеству Ш.Перро)- февраль 2015;

«Наш добрый дедушка Корней» (по творчеству К.И.Чуковского)- январь 2012;

«Мой веселый звонкий мяч» (по творчеству С.Я.Маршака) - февраль 2012;

«Кого разбудил петушок» (по народным потешкам) - ноябрь 2012;

«Там на неведомых дорожках» (по творчеству А.Усачева) - май 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение дошкольников к художественной литературе"

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему поз...

Методическая разработка Приобщение детей к художественной литературе средствами театра

Перспективное планирование на тему: "Приобщение детей к художественной литературе средствами театра"...

Консультация для родителей:"ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.   Нравственно...

Опыт работы по теме "Приобщение дошкольников к художественной литературе"

Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования.Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компьютеру, ...

Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Евгения Ивановича Чарушина

Задачи:Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;Воспитывать сп...