методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа) на тему
методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shevyakova_natalya.doc | 727 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Колосок»
Практические достижения профессиональной деятельности педагога
«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе, через сказку »
Исполнитель:
Воспитатель: Шевякова Наталья Семеновна
Адрес: 606651
г. Семенов, ул. Ворошилова, д.73
г. Семенов
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Подготовительный
Практический
Заключительный
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
“И нельзя без сказок нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще нам найти слова
для любимых деток или малыша”.
ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму в разделе 2.6. «Содержание Программы» речевое развитие выделено как структурная единица (образовательная область включает и знакомство с книжной культурой - приобщение детей к художественной литературе). Сказки являются источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщают ребенка к духовным ценностям.
Не менее важно, что сказки развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам.
Маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами: картинками, игрушками.
Чтение сказок и наглядный показ влияет на формирование художественно - эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Цель: развитие интереса к художественной литературе через сказки, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи:
- Способствование развитию интереса к книге и к слову;
- Формирование навыков аккуратного общения с книгой;
- Формирование умений слушать новые сказки;
- Укрепление взаимодействия с семьями воспитанников.
- Раскрытие родителям важности и необходимости ознакомления ребёнка со сказкой с раннего возраста.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
Для реализации моей методической разработки мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.
Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно – развивающая среда, но для достижения положительных результатов в работе по своей теме, мною были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно:
- Создана выставка книг «Мои любимые сказки»
- Создан мини – музей «В гостях у сказки»
- Приобретены: детская художественная литература (сказки), настольно-печатные игры, пазлы по сказкам, дидактические игры.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное развитие интереса к художественной литературе через сказки. Интегрированные занятия с использованием сказок я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. В своей работе использую словесные, наглядные, игровые методы:
- Чтение русских народных сказок. («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»…).
- Загадывание загадок про героев сказок.
- Проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики с использованием сказок («Сорока-сорока», «Сидит белка на тележке», «Жили у бабуси»…).
- Настольно – печатные игры
- Использование разных видов театров (настольный, пальчиковый, на магнитах).
- Рассматривание иллюстраций в детской литературе.
- Прослушивание дисков с русскими народными сказками.
- Просмотр мини спектаклей по сказкам.
Ознакомление малышей со сказками проходит через:
1. Индивидуальную работу с детьми.
2. Организованную образовательную деятельность.
3. Совместную деятельность в режимных моментах.
Для ознакомления детей со сказкой я использовала метод рассказывания с использованием показа разных видов театра: настольного, пальчикового, бибабо. При рассказывании сказок применялись такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь их новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают новые знания об окружающем мире. Эти приемы следующие: - объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте; - введение слов — этических оценок поступков героев; - привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями; - динамический акцент на фрагментах текста; - наглядность; - неоднократное повторение текста в игровой форме. Дети лучше осмысливают начало сказки, действия героя и конец произведения. В произведении дети устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. Закреплению прочитанного способствовала беседа о сказках, о произведениях писателя, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов. После чтения сказок, мы проводили анализ, для того чтобы дети могли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказок надолго запомнились и полюбились детям. Например, после чтения сказки нами задавалась серия вопросов: «Что я вам рассказала? О чем в сказке рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился?» и т. д. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к художественной литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
№ | Название этапа | Содержание работы | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный этап. | Мониторинг промежуточных результатов по данной теме. Анкетирование родителей. Изучение литературы по теме. | Ознакомление с передовым опытом. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал. Оформление книжного уголка. Определение результатов знаний по теме. Разработка конспектов ООД., консультаций, подвижных игр и т.д. |
2 | Основной этап | Организация ООД, самостоятельная и совместная деятельность деятельность детей. | |
3 | Заключительный этап | Подведение итогов, анализ ожидаемого результата | Создание презентации «В гостях у сказки» «Мини-музея» Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой» Итоговое занятие «Путешествие по сказкам» |
Подробный план реализации (см. Приложение №1)
Подготовительный этап.
Первый этап начался с мониторинга промежуточных результатов по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» детей младшей группы по «Речевому развитию» - раздел «Приобщение к художественной литературе». (Приложение №2)
Мониторинг показал, что не все дети любят слушать сказки, не следят за развитием действий. Не могут повторить отрывки из наиболее понравившихся произведений. Стесняются с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок.
Анкетирования родителей (Приложение №3) «Сказка в жизни Вашего ребенка», показало, что родители мало знают о роли сказки в жизни ребенка. Не смотря на то, что дома, в семье много книжек, сказок, родители не часто читают их своим детям, у детей нет любимых сказок, они не знают сказочных героев.
Проведя анализ литературы: Павлова Л. «Фольклор для маленьких», Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей», Картушина М.Ю. «Забавы для малышей» (театрализованные представления), я сформулировала проблему, выбрала тему, цель и задачи, для ее решения. Разработала плана реализации. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Разработала конспекты организованной образовательной деятельности.
На подготовительном этапе на родительском собрание, мною была проведена консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек» (Приложение №4)
На данном этапе происходит сбор информации, литературы, дополнительного материала для родителей, составление буклетов и памяток, папок – передвижек. (Приложение №5)
Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям, родители воспитанников заняли активную сторону в помощи оформления и создания предметно развивающей среды (мини-музея «В гостях у сказки»). В этом этапе принимали участие и дети и педагоги других групп, пополняя музей ценными экспонатами, книгами и самодельными театрами по сказкам.
Практический этап
Художественно – эстетическое развитие
- Рисование по сказке «Пых» (рисование ладошками «Ежик»)
- Рисование по сказке «Колобок»
- Рисование по сказке «Лиса и заяц» («Морковка для Заюшки»)
- Рисование по сказке «Кот, петух и лиса» («Заборчик для петушка»)
- Аппликация по сказке «Теремок» (крыша и окошко)
- Аппликация по сказке «Рукавичка»
- Лепка по сказке «Колобок»
- Лепка по сказке «Три медведя» («Мисочка для трех медведей»)
- Конструирование по сказке «Три медведя» («Кроватка для Мишутки»)
- Конструирование по сказке «Теремок» («Домик - теремок») Приложение № 6
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам
- Прослушивание сказок в аудиозаписи
- Пение детских песенок
Познавательное развитие
Беседа «Кто пишет сказки?», «Правила общения с книгой», «О трудолюбии, взаимопомощи по сказкам "Теремок", "Репка"».
Речевое развитие
- Чтение сказок: «Колобок», «»Лиса и заяц», «Теремок», «Рукавичка», «Пых», «Кот петух и лиса» и д.р. (по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» младшая группа (от 3 до 4 лет) Приложение № 7
- Оформление «Уголка книги»
- Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
Физическое развитие
- Комплекс утренней гимнастики – «Хомка - хомка хомячок», «Буратино», «Курочки», «Цветок», «Ветерок»
- Подвижные игры - «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки»
Социально –коммуникативное развитие
- Посещение кукольного театра
- Просмотр мультфильмов, диафильмов
- Просмотр театрального представления воспитанниками подготовительной группы «Заюшкина избушка»
Я никогда не забывала о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра. Поэтому для самостоятельной деятельности ребенку предоставляется возможность поиграть в дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, задания, содержащие игровые обучающие задачи.
Игровая деятельность
Включение дидактических игр в режимные моменты: «Сказочное лото», «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет? ». Играем с кубиками-мякишами «Назови сказку». Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся». Сюжетно-ролевая игра «В театре»; Игра «Превращение»; Игра «Волшебная палочка».
Взаимодействие с родителями
- Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»
- Оформление книжек – малышек по сказкам
- Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Заключительный этап
Создание презентации «Мини-музея»
В музее собраны различные виды театра. Театр из природного материала и глиняной игрушки, из дерева и ткани, из картона и резины, из ниток и пластмассы. Экспонаты используются для проведения инсценировок, для развития речи, воображения, эмоциональной сферы ребёнка. Сказки всегда чему – то учат. Одна рассказывает о смелости и храбрости, другая о сострадании и сочувствии, третья учит уважать старших, быть добрыми, отзывчивыми, восприимчивыми к чужим бедам и проблемам, готовности всегда помочь слабому, и самое важное, делать это абсолютно бескорыстно. С экспонатами музея малыши знакомились через различные дидактические игры.
Мини – музей «В гостях у сказки» стал неотъемлемой частью предметно – развивающей среды группы. Это результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.
Конкурс рисунков (совместное творчество детей и родителей) «Мой любимый сказочный герой»
Была организованна выставка рисунков «К добру, через сказку». Все участники получили благодарственные грамоты
Итоговое занятие «Путешествие по сказкам» (Приложение № 4) показало, восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач и повышению качества освоения Программы в рамках ФГОС ДО.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Как показал повторный мониторинг промежуточных результатов по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» детей младшей группы по «Речевому развитию» - раздел «Приобщение к художественной литературе». (Приложение №2), я определила, что дети стали больше интересоваться книгами, внимательно слушать художественные тексты. Дети слушали и по вопросам воспитателя пересказывали много сказок. От последовательного и содержательного пересказа они уже постепенно переходили к более трудной форме уяснения смысла художественных произведений. В беседах о ранее прочитанных книгах им были заданы вопросы: «Кто в этой сказке понравился?», «Какой он?», «Как он кричит? ест? спит?» и т. д. Дети в свободном общении стали вспоминать слова из сказок, с удовольствием рассматривали знакомые иллюстрации, узнавая главных героев.
Рассказывание русских народных сказок с использованием разных видов деятельности способствовало стимуляции активного внимания, развивало у детей слуховое восприятие, содействовало формированию интереса к художественной литературе.
По повторному анкетированию родителей (Приложение № 3), мы определили, что родители детям стали больше читать сказки. В детском саду дети обсуждали, пересказывали сказки, которые читали им дома, что непосредственно, сказалось на развитии их речи.
Данная методическая разработка и конспекты занятий по данной методической разработке транслируются на моем мини сайте.
Конспект ООД «Домик – теремок», по данной теме участвовал во всероссийском интнрнет конкурсе методических разработок, где занял третье место.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. пособие/ О.Л. Князева, М. Д. Маханёва. – Спб.: Детство-Пресс,1998.
- «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников : книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова и др. ; под ред. О.С. Ушаковой. – М .: Изд-во «Институт психотерапии», 2001.
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Конспекты комплексных занятий со сказками. – Спб: «Патриот» 2006.
- Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвящение,1998.
- Смирнова О. Д. Приобщение дошкольников к литературе: традиции и современность. Метод рек. Мурманск. 2007.
- Программа «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.. 1961.
- Горбушина Л.А.. Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1983.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
- Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред.О.С. Ушаковой. – М.. 1997
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М. 2002.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989. - №3.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М.. 1967
- Л.Венгер. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1991
- Л.И.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). – Москва, 1991.
- Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.
- Е.В.Субботский. Ребенок открывает мир. Где бывает волшебство?. Стр. 89. – Москва, 1991.
- О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
- Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. –с.51.
- Е.Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
План реализации
№ п/п | Состав действий | Ожидаемые результаты | Сроки | Участники |
Подготовительный этап | ||||
1 | Изучение литературы по теме | Расширение знаний по теме | 1 неделя | Родители, педагоги |
2 | Ознакомление с передовым опытом | |||
3 | Консультация для родителей | |||
4 | Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач | Разработка плана реализации проекта | Педагоги | |
5 | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала | Пополнение предметно-пространственной развивающей среды | Родители, педагоги | |
6 | Оформление книжного уголка | Книжная выставка «Наши любимые сказки» | Родители, педагоги | |
Основной этап | ||||
7 | Рассматривание иллюстраций русских народных сказок | Восприятие и формирование зрительных образов | с 2 по 5 неделю | Дети |
8 | Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке«Колобок», «Лиса и заяц», «Теремок», «Рукавичка», «Пых», «Кот петух и лиса» | Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам | Дети, родители, педагоги | |
9 | Проведение настольно-печатных, дидактических, речевых игр | Дети, родители, педагоги | ||
10 | Художественно – эстетическое развитие: Рисование по сказке «Пых» (рисование ладошками «Ежик») Рисование по сказке «Колобок» Рисование по сказке «Лиса и заяц» («Морковка для Заюшки») Рисование по сказке «Кот, петух и лиса» («Заборчик для петушка») Аппликация по сказке «Теремок» (крыша и окошко) Аппликация по сказке «Рукавичка» Лепка по сказке «Колобок» Лепка по сказке «Три медведя» («Мисочка для трех медведей») Конструирование по сказке «Три медведя» («Кроватка для Мишутки») Конструирование по сказке «Теремок» («Домик - теремок») | Расширение знания детей по сказке | ||
11 | Беседа «Кто пишет сказки?», «Правила общения с книгой», «О трудолюбии, взаимопомощи по сказкам "Теремок", "Репка"». | Воспитывать интерес к русским народным сказкам | ||
12 | Просмотр кукольного театра « Заюшкина избушка» | Воплощение зрительного образа героев сказки | Дети, ,педагоги | |
Дети, родители, педагоги | ||||
13 | Создание картотеки русских народных сказок в соответствии возрасту | Расширение знаний | ||
Заключительный этап | ||||
14 | Оформление мини музея «В гостях у сказки» | Воплощение зрительного образа героев сказки | 6 неделя | Дети, родители, педагоги |
15 | Развлечение совместно с родителями, театральная постановка по сказке «Теремок» | Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения совместно с родителями. | Дети, родители, педагоги | |
16 | Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой» | Развитие художественно-творческого умения детей совместно с родителями. | Дети, родители, педагоги | |
17 | Итоговое занятие викторина по сказкам «Отгадай сказку» | Умение узнавать и называть знакомые сказки | Дети, педагоги |
Приложение № 2
Мониторинг промежуточных результатов по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» детей младшей группы по «Речевому развитию» - раздел «Приобщение к художественной литературе» (на начало реализации методической разработки)
Ф.И. ребенка | Умеет слушать новые сказки | Следит за развитием действий | Сопереживает героям сказки | Повторяет наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки | Договаривает слова и несложные для воспроизведения фразы | Рассматривает иллюстрации к сказкам | С помощью воспитателя инсценирует и драматизирует небольшие отрывки из народных сказок |
1.Аряпишев А. | + | + | + | - | + | + | - |
2. Галкин З. | - | - | + | - | - | + | - |
3. Даутова М. | - | - | - | - | - | - | - |
4. Кашин В. | - | - | - | - | - | + | - |
5. Королев М. | + | - | + | - | + | + | + |
6. Погодина А. | + | + | + | + | - | + | - |
7. Масленников А. | - | - | - | - | - | - | - |
8. Миронова А. | - | - | - | - | - | - | - |
9. Новожилова Ю. | + | + | + | - | - | + | + |
10. Овчинников Егор | + | + | + | - | - | + | + |
11. Соболев А. | - | + | + | - | + | - | |
12. Соколов С. | - | - | - | - | - | - | - |
13. Суслова А. | + | + | - | - | + | + | - |
14.Потемкина У. | - | - | - | - | - | - | - |
15.Теплякова Н. | + | - | - | - | - | + | - |
16.Чесалова Е. | + | - | - | - | - | + | - |
17.Швецова К.. | - | - | - | - | - | - | - |
18.Швецова З. | + | + | + | + | + | + | + |
19.Щелоков Е | + | - | - | - | - | + | - |
20.Щелканов Г. | + | + | - | - | - | + | - |
21. Зайцева А. | - | + | - | - | - | - | - |
22.Курицына К. | + | + | - | + | + | + | - |
23.Логиновских А. | - | - | - | - | - | - | - |
24.Довченкова А. | + | + | - | + | + | + | - |
25.Трошин К.. | - | - | - | - | - | - | - |
Мониторинг промежуточных результатов по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» детей младшей группы по «Речевому развитию» - раздел «Приобщение к художественной литературе» (на конец реализации методической разработки)
Ф.И. ребенка | Умеет слушать новые сказки | Следит за развитием действий | Сопереживает героям сказки | Повторяет наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки | Договаривает слова и несложные для воспроизведения фразы | Рассматривает иллюстрации к сказкам | С помощью воспитателя инсценирует и драматизирует небольшие отрывки из народных сказок |
1.Аряпишев А. | + | + | + | - | + | + | + |
2. Галкин З. | + | - | + | + | - | + | - |
3. Даутова М. | - | + | + | - | + | + | + |
4. Кашин В. | + | + | - | + | + | + | - |
5. Королев М. | + | - | + | - | + | + | + |
6. Погодина А. | + | + | + | + | - | + | - |
7. Масленников А. | + | - | + | - | + | + | + |
8. Миронова А. | - | - | - | + | + | + | - |
9. Новожилова Ю. | + | + | + | - | - | + | + |
10. Овчинников Егор | + | + | + | - | - | + | + |
11. Соболев А. | + | + | + | - | + | + | + |
12. Соколов С. | + | - | + | - | + | - | - |
13. Суслова А. | + | + | - | - | - | + | - |
14.Потемкина У. | - | + | + | + | + | + | + |
15.Теплякова Н. | + | + | - | - | + | + | + |
16.Чесалова Е. | + | - | + | - | - | + | - |
17.Швецова К.. | + | + | - | - | - | + | - |
18.Швецова З. | + | + | + | + | + | + | + |
19.Щелоков Е | + | - | + | - | + | + | + |
20.Щелканов Г. | + | + | - | - | - | + | - |
21. Зайцева А. | - | + | - | - | - | + | - |
22.Курицына К. | + | + | - | + | + | + | + |
23.Логиновских А. | + | - | - | - | + | + | - |
24.Довченкова А. | + | + | - | + | + | + | + |
25.Трошин К.. | + | - | - | - | + | + | - |
Приложение № 3
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
СПАСИБО!
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» (на начало)
- Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
- Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
- Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
- Есть ли любимая сказка у Вашего малыша?
- Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
- Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?
- Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
- Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
- Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
- Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
Приложение №4
Консультация для родителей
«Сказка ложь, да в ней намек»
Секрет старых сказок прост: за века своего существования они миллионы раз пересказывались маленьким слушателям и поэтому полностью приспособились к потребностям детей. Сказки не только занимают ребятишек (это может сделать любой хороший рассказ), но и живут их жизнью взрослеют вместе с ними. Пусть это будет небольшая сказка со множеством повторений, которую вы будете рассказывать малышу вновь и вновь, слово в слово, пока он не выучит её наизусть. Эту же сказку вы сможете ему напомнить и тогда, когда, став постарше, "в минуту жизни трудную" он вдруг захочет почувствовать себя маленьким и любимым. Старайтесь читать сказки выразительно, ни в коем случае не монотонно. Перед своим ребёнком забудьте о том, что когда-то, за отсутствием способностей, вас отказались принять даже в школьный драмкружок. Пусть малыш "проживёт" сказку вместе с вами! Пищите рявкайте и кукарекайте, как только сможете. Помните: ваши голосовые упражнения помогут развить фонетический слух ребёнка, потренируют его память, обострят восприятие. В результате малыш будет лучше говорить и станет более внимательным и сообразительным. "Игра голосов "завораживает маленьких детей. а с каким наслаждением они ей подражают! Умная народная сказка может всё. Может , например... научить ребёнка петь. Повторить за мамой целую песенку трудно, а вот пропеть две -три нотки вслед за любимым сказочным персонажем для любого малыша не составит труда. Роль сказочного волшебства в жизни малышей огромна. Роль эта часто отрицается современными родителями, которым кажется, что волшебные сказки слишком скучны для шести семилетних детей, а для маленьких чересчур страшны. Часто можно услышать: вместо того, чтобы рассказывать детям сказки, следовало бы подготовить их к современной жизни. Кому нужны фантастические истории, в которых нет ни слова правды, а характеры героев преувеличены? В реальной жизни всё гораздо сложнее! Но именно те дети, которые слишком рано столкнулись с суровой действительностью, чаще всего смотрят на мир с робостью и разочарованием, бывают агрессивны и жестоки.
Сказки смягчают для детей выход из крошечного мира детской комнаты в огромный непредсказуемый взрослый мир. они вселяют надежду, успокаивают, обещают счастливый конец - играют роль настоящего "психологического лекарства". Многие сказки, например, начинаются с ситуации, которой ребёнок подсознательно боится: родители разлюбили падчерицу и оставили её в лесу одну, без всякой помощи. Сказка учит - всё закончится хорошо, если не бояться и не лениться. А вот другой сказочный мотив: ревнивые братья и сёстры навлекают беду на главного героя. Ревность в семье между детьми - вещь обычная, хотя малыши часто не дают себе в ней отчёта. Сказка выводит на поверхность скрытые чувства. С одной стороны, она даёт возможность понять себя с другой - мягко намекает: ревность к братьям и сёстрам ни к чему хорошему не приведёт. Конечно, даже несмышленышу неплохо бы знать правду: многие проблемы людей коренятся в их собственных ошибках, в несовершенстве их личностей. Но как донести эту правду до ребёнка? На помощь придут старые друзья - волшебные сказки. Ярко, образно и доступно, без лишних деталей они расскажут малышу: "Между людьми есть большая разница- люди могут быть хорошими и плохими. Ты должен выбрать, каким ты хочешь быть , хорошим или плохим". В необходимости сделать этот выбор и заключается весь смысл будущего развития личности. Сказка, услышанная в подходящий жизненный момент, может "перевернуть мир" в глазах ребёнка. Часто бывает трудно определить, почему малыш всё время просит прочитать одну и ту же сказку, каким его настроением она соответствует. Однажды вечером откройте книжку и прочтите сказку. На завтра вы прочтёте другую и так далее, пока не заметите, что одна история так захватила малыша, что он просит повторить всё снова и снова. Вы будете читать ему эту сказку много раз, пока не заметите, что чувства, с которыми она была связана, понемногу утихают. Что же, значит, с вашей помощью ребёнок смог преодолеть какой-то внутренний конфликт и пришла пора для других историй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".
В данной работе представлен материал для приобещия детей к художественной литературе через чтение сказок. Творчество Г. К. Андерсена....
«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
проект с детьми старшей группы...
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»...
Консультация на тему "Приобщение дошкольника к художественной литературе через чтение сказок"
даны рекомендации родителям о пользе семейного чтения...
Паспорт проекта на тему "Приобщение детей к художественной литературе через сказку".
Знакомство с литературой у ребенка начинается со сказок, которые сопровождают его все детство и остаются с ...
проект на тему: «Приобщение дошкольников к художественной литературе через сетевое взаимодействие ДОУ с детской библиотекой»
laquo;Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»....
Проект на тему: "Приобщение детей к художественной литературе через "книжки-малышки"
Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Вспоминая детство, старшее поколение вспоминает: «Мне всегда читали! Читали родители, а бабушка ...