Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»
консультация (старшая группа) на тему
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для воспитателей
«Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.» Автор: Гурихина Галина Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранного языка №1236 имени С.В. Милашенкова»
Дошкольное отделение №5
по адресу улица Фонвизина, дом 14, корпус 1
Действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература. Детские книги играют важную роль в процессе речевого, познавательного, личностного развития ребёнка. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения к чтению книг.
Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры. Как результат, уже младшие школьники не любят и не хотят читать.
Новизна в работе по приобщению дошкольников к книгам заключается, в правильном подборе удачно подобранных и необычных приёмов и методов, основанных на игровой мотивации:
- организация рассуждения в слух о прочитанном;
- графическое и словесное рисование.
- словесное рисование эпизода;
- драматизация;
- творческая литературная игра ;
- активная работа с детской книгой;
- работа по организации и выставки книг.
Цель нашего проекта следующая:
Повысить уровень познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей на основе приобщения детей к художественной литературе через разнообразные формы работы.
Для достижения цели нами были поставлены образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Образовательные:
- формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах , об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
- выработать правильное отношение к книге и чтению;
Развивающие:
- развивать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом;
- развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
- развивать поэтический слух.
Воспитательные:
- воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг;
- воспитывать интерес к художественной литературе,
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;
- воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
Наши проекты разработаны и предназначены для работы с детьми дошкольного возраста и могут быть использованы в практике работы дошкольных отделений.
Сроки реализации проекта 2 недели.
Участниками проекта являются
-Воспитанники ;
- Родители ;
- Воспитатели, музыкальные руководители, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
Содержание работы с детьми включало ежедневное чтение художественной литературы с последующей беседой о прочитанном. Проведение тематических бесед о том, что любить книгу нужно всегда, о том, как правильно обращаться с ней, и что нужно делать, если вдруг книга порвалась о том, что книга – это самый верный и надёжный друг.
Вместе с детьми отбирались самые яркие, красочные книги для чтения и рассматривания иллюстраций согласно теме проекта каждой возрастной группы
- по сказкам,
-по творчеству писателей и поэтов,
-по фольклору и стихам.
Реализуя проекты «Карусель сказок», «Мои любимые сказки». «Книжка-самоделка по сказке «Колобок», воспитатели обсуждали с детьми, виды сказок, дети рассказывали о своих любимых героях, некоторые произведения инсценировали; рассматривали сами книги, иллюстрации, лепили, рисовали, мастерили макеты книг.
Во время проведения проектов «А.Л. Барто для детей», «Мои первые стихи», «Фольклор для детей» воспитанники знакомились со стихотворениями А.Л. Барто, произведениями разных поэтов. Рассказывали наизусть и читали стихотворения, занимались художественным творчеством, использовали в своей работе все виды игр (дидактические, подвижные, настольные).
Знакомство дошкольников с творчеством С.Я. Маршака. В. Бианки, М. Пришвина, И. Крылова проходило в галерее писателей и библиотеке дошкольного отделения, где всегда есть доступные материалы (биографии писателей и поэтов, книги) для всех желающий детей, родителей и педагогов.
Для детей были организованы сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Мастерская книг». Все эти игры проводились с целью привить детям любовь к книгам, научить правильному обращению с ней. Для проведения игр была специально организована развивающая предметно-пространственная среда.
Помимо сюжетно-ролевых игр были организованы игры-драматизации , подвижные игры различной тематики с использованием художественного слова. Особенно это нравилось детям младшего возраста во время проведения проекта «Фольклор для детей»
Для родителей были подготовлены памятки о том, как правильно подбирать художественную литературу для дошкольников, как привить ребёнку любовь к чтению, как правильно читать детям книги, как организовать семейное чтение.
В ходе работы по приобщению дошкольников к художественной литературе была организована семейная выставка художественного творчества «Книга, сделанная своими руками». К организации этой выставки привлекались родители, которые дома сами подбирали соответствующую литературу, мастерили книгу вместе с ребенком. Всё это было сделано с большим удовольствием, потому что им было очень интересно вспомнить книги из своего детства.
Для развития у детей чуткости к художественному слову, читательского интереса, развития интереса к русскому народному творчеству на протяжении всего основного этапа дети готовились и показывали небольшие театральные постановки, используя при этом различные виды театра, игры-драматизации.
Все специалисты дошкольного отделения были задействованы в проектах – это и музыкальные руководители и инструктор по физкультуре и педагог-психолог. Учителями-логопедами и учителем дефектологом параллельно велась работа с детьми с ОВЗ (это были дидактические игры, индивидуальная работа по чтению произведений, беседы, обыгрывание сценок с героями произведений).
Результат всей нашей работы – это книги, сделанные совместно детьми и педагогами. Они представлены на нашей выставке.
Подводя итоги проекта, мы пришли к выводу: наша работа дала положительные результаты, целенаправленная, систематическая и планомерная деятельность обеспечила высокие результаты. У детей повысился интерес к книге, обогатились знания о произведениях художественной литературы, расширился их словарный запас, сформировалась монологическая речь, дети научились перевоплощаться в любой образ с помощью мимики и жестов, обогатилось их воображение, фантазия. Слушая произведения художественной литературы дети стали проявлять больше сочувствия к героям, стали переживать вместе с ними их переживания, невзгоды, приключения, победы.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить.
Так давайте же будем
Их беречь и любить.
( В.В. Радин)
Приложение №1
ПРОЕКТ - «ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ»
(КРАТКОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ)
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(МЛАДШАЯ ГРУППА )
Тип проекта: художественно- эстетический
По содержанию: ребёнок и взрослые
По характеру контактов: внутри группы
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный (2 недели)
Актуальность проекта:
Народные сказки– самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.
Постановка проблемы:
Дети знают мало русских народных сказок.
Цель:
Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности .
Задачи:
- закрепить знание содержания сказок
- сформировать желание быть похожими на положительных героев
- развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
- воспитывать интерес к сказкам
- прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.
Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.
Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)
Игровая мотивация:
Во время ознакомления детей с художественной литературой, через приход Бабушки – сказочницы знакомить детей с русскими народными сказками (кто пишет русские народные сказки, кто их передаёт из поколения в поколение) - названиями, содержанием, обсуждением героев сказок, выделяя положительные и отрицательные черты.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: литература, иллюстрации, фонограммы к драматизации.
Этапы проекта:
- поисковый - выявление проблемы;
- аналитический - подбор и анализ литературы;
-практический - реализация намеченных мероприятий;
- презентационный - драматизация сказки;
- контрольный - подведение итогов работы.
Реализация проекта:
ПРОЕКТНАЯ КАРТА
Основные виды деятельности, которые обеспечивает воспитатель | ФЕВРАЛЬ | |||||
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры | «Моя семья» «Мой дом» | ||||
Дидактические игры | «Чей мы слышим голосок?» «Повтори за мной» | |||||
Театрализованные игры | Игра «Кукольный театр». Игра – драматизация Настольные театры | |||||
Подвижные игры | П./Игра «Зайцы и волк». П./Игра «Гуси». П./Игра «Воробушки и кот». П./Игра «У медведя во бору». Хоровод «Гори, гори ясно». П./Игра «Лиса на охоте». | |||||
ООД | Предварительная работа | Беседа «Кто пишет сказки?». Беседа «Кто пришел к нам в дом» Беседа «Нужно ли слушаться взрослых» | ||||
Художественная литература | Чтение сказок : «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди», «Бычок-черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой и др. | |||||
ООД | Изодеятельность | Лепка «Теремок» (пластелинография) | Рисование «Мордочки героев теремка» «Разукрась героя сказки» | Аппликация Коллективная «Теремок» | ||
Конструирование | «Построим теремок для зверят» | |||||
Музыкальное воспитание | Прослушивание аудиозаписей: -«Песенка друзей» -«Теремок» | |||||
Физическое воспитание | Зарядка для животных | |||||
Нравственное воспитание | Выпуск газеты «Любимые сказки» | |||||
Трудовое воспитание | Привлечение детей к трудовым поручениям в группе и дома | |||||
Культурно-досуговая деятельность | Показ кукольного театра « Теремок» | |||||
Продукт детской деятельности | Выставка поделок родителей, детей и воспитателей : «Любимые герои сказок» | |||||
Взаимодействие с родителями | Провести беседу с детьми по теме «Моя любимая книга» | |||||
Итоговое мероприятие по проекту | Досуг «Теремок» Продукт деятельности: Книга – самоделка «Теремок» |
Приложение №2
ПРОЕКТ - «МОИ ПЕРВЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ»
(КРАТКОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ)
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(МЛАДШАЯ ГРУППА )
Тип проекта: художественно- эстетический
По содержанию: ребёнок и взрослые
По характеру контактов: внутри группы
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный (2 недели)
Актуальность проекта:
Народные сказки– самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.
Постановка проблемы:
Дети знают мало стихотворений.
Цель:
Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о стихотворениях через различные виды деятельности .
Задачи:
- закрепить знание содержания стихотворений
- сформировать желание быть похожими на положительных героев
- развивать умения передавать образ героя речью, движениями, жестами, мимикой.
- воспитывать интерес к стихотворениям
- прививать детям правила безопасного поведения на примере стихотворений.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся со многими стихотворениями, будут знать их содержание.
Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.
Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: литература, иллюстрации, фонограммы к драматизации.
Этапы проекта:
- поисковый - выявление проблемы;
- аналитический - подбор и анализ литературы;
-практический - реализация намеченных мероприятий;
- презентационный – книга «Мои первые стихотворения»;
- контрольный - подведение итогов работы.
Реализация проекта:
ПРОЕКТНАЯ КАРТА
Основные виды деятельности, которые обеспечивает воспитатель | ФЕВРАЛЬ | |||||
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры | «Моя семья» «Мой дом» | ||||
Дидактические игры | «Чей мы слышим голосок?» «Повтори за мной» | |||||
Театрализованные игры | Игра «Кукольный театр». Игра – драматизация Настольные театры | |||||
Подвижные игры | П./Игра «Зайцы и волк». П./Игра «Гуси». П./Игра «Воробушки и кот». П./Игра «У медведя во бору». Хоровод «Гори, гори ясно». П./Игра «Лиса на охоте». | |||||
ООД | Предварительная работа | Беседа «Кто пишет стихотворения?». Беседа «Можно ли самому придумать стихотворение» Беседа «Нужно ли слушаться взрослых» | ||||
Художественная литература | «Петушок, петушок...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «На улице три курицы...», рус. нар. песенки; А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»); С. Черный «Приставалка»; К. Чуковский «Елка» (в сокр.); А. Барто «Мишка», «Кораблик»; В. Берестов «Петушки»; Е. Ильина «Наша елка» (в сокр.); Н. Пикулева «Надувала кошка шар»; Н. Саконская «Где мой пальчик?». | |||||
ООД | Изодеятельность | Лепка «Шарики для кошки…» | Рисование «Петушок..» | Аппликация Коллективная «Наши ручки…» | ||
Конструирование | «Построим теремок для зверят» | |||||
Музыкальное воспитание | Прослушивание аудиозаписей: -«Песенка друзей» -«Стихотворения для детей» | |||||
Физическое воспитание | Зарядка для сказочных героев | |||||
Нравственное воспитание | Выпуск газеты «Мои первые стихотворения» | |||||
Трудовое воспитание | Привлечение детей к трудовым поручениям в группе и дома | |||||
Культурно-досуговая деятельность | Показ сценок по стихотворениям для детей | |||||
Продукт детской деятельности | Выставка поделок родителей, детей и воспитателей : «Любимые герои стихотворений» | |||||
Взаимодействие с родителями | Провести беседу с детьми по теме «Моя первые стихотворения» | |||||
Итоговое мероприятие по проекту | Книга – самоделка «Мои первые стихотворения» (в неё войдут страницы: «Петушок, петушок...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», Н. Пикулева «Надувала кошка шар»; Н. Саконская «Где мой пальчик?») |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
" КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЛЮБИТЬ КНИГИ"
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Культура общения с книгой закладывается в семье. В современных семьях нечасто увидишь художественную литературу, читающих родителей. Книги заменили телевизор и компьютер.
Пора вспомнить, что именно книга играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства. Книга первая открывает ребенку мир. Книга учит сопереживать, сострадать, радоваться, а задача взрослых – пробудить, воспитать и укрепить в детской душе эту драгоценную способность
Если при ребенке постоянно все читают, если дом полон книг, он это видит и читает сам. Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Приучить ребёнка к чтению и заставить полюбить книги одними устными увещеваниями и сетованиями не удастся. Начните с самого простого – заведите традицию – читать ребенку перед сном. И читайте вслух с самого раннего возраста. Делайте это эмоционально, заинтересованно, выразительно, сопровождайте прочитанное рассматриванием красочных иллюстраций.
Для родителей главное – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Чтение – самое занимательное и полезное занятие для ребенка и родителей.
Действенными в развитии интереса малыша к книге являются следующие приемы: читая ребенку, следует останавливаться на самом интересном или сложном для восприятия месте, задавать вопросы, которые помогают включать воображение, обращать внимание на иллюстрации.
И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.
Самые первые книжки для малышей отличаются от книг для детей постарше. Покупая книжку для малыша, выбирайте книги с плотными страницами, чтобы ему было легко их переворачивать, иллюстрации должны быть крупными и цветными, изображение должно быть схожим с реальным предметом. Это поможет ребёнку сформировать правильное представление о предмете.
Начинать следует с простых стишков, потешек и коротких сказок. Ценность произведений устного народного творчества заключается в том, что ребёнок сам может изобразить действия персонажей или показать, о чём идет речь с помощью игрушек. Сказка поможет решить многие психологические проблемы, научит отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности.
Обратите особое внимание на стихотворения. Их можно читать детям с рождения, ведь малышам важнее ритм, энергетика. Со временем они станут договаривать за вами окончания стихотворений, что способствует развитию речи и памяти маленького человека.
По мере взросления следует подбирать более сложные и длинные сказки и стихи русских и зарубежных детских писателей.
Самое главное правило: ни в коем случае не удерживайте ребёнка против его воли. Чтение книг может длиться от 5-10 до 20-30 минут. Прислушивайтесь к своему ребёнку и не ровняйтесь на других. Ведь все дети разные, кто-то может слушать сказки целый час, а кто-то не больше 5 минут. Пусть 5 минут Ваш ребёнок будет поглощён сказкой, а затем пойдет играть в машинки или в куклы, чем целый час он будет сидеть нехотя на месте, и вместо пользы Вы получите стойкое отвращение к книге.
Читайте книги регулярно. Пусть чтение станет для вас доброй традицией.
Чтение должно выглядеть не как неприятная обязаловка, а как лучшее время в сутках, как радость, как праздник. Лишь тогда любовь к чтению проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.
Собирайте хорошую домашнюю библиотеку. Если дома мало книг, ребёнок вряд ли полюбит читать, ведь это во многом вопрос привычки. Пусть поход в книжный магазин станет приятным, долгожданным событием. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед взрослым стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, нравственном становлении человека, ребенка. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей напрямую связано с получаемой ими духовной пищей.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ребенка.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит он думает, анализирует, рассуждает.
Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Наша задача – приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с вами, родители. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу.
Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.
Грамотного читателя-слушателя выделяют познавательные интересы, образная речь, умение быть интересным самому себе, умение занять себя делом. У таких детей лучше развиты память, внимание и воображение.
Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Приобщая ребенка к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно даст свои плоды.
В процессе общения с детской литературой взрослые заметят, Как меняются их взгляды на природу детства, как все то, что раньше казалось незначительным, наполняется глубоким смыслом.
Как обычно детям нравится небывальщина, нелепицы, потому что им по душе юмор, а еще им доставляет огромное удовольствие перевертывать события, восстанавливая реальные связи и отношения.
В этом очень помогает книга «Звуки на все руки» Иванковой. Такие небылицы как «Донья Ерундина», «Во саду ли в огороде». Дети слушают, к удивлению быстро запоминают, используют в общении между собой.
Слова легко ложатся на знакомые детям мелодии, поэтому дети их могут напевать. Этот прием помогает детям, у которых еще нет чистого произношения, присутствуют паузы в речи, заикание.
Чтобы дети полюбили, знали и могли использовать в конкретной ситуации прибаутки, считалки, заклички, скороговорки, стихи, взрослый: воспитатель, родители, которые окружают детей, занимаются их воспитанием, сами должны знать много литературного материала наизусть. Чтобы дети не забывали выученное, литературный материал нужно повторять. Повторение не должно быть скучным, а наоборот занимательным.
Если дети уже знают стихотворения русских поэтов – можно предложить послушать записанное чтение на магнитофоне, а потом вспомнить фамилии поэтов, поговорить о чем стихотворения, какие слова- описания подобрал поэт.
Знакомые рассказы, сказки для повторения можно предложить детям в форме игр-драматизаций, инсценировок, выступлений. Такая форма работы требует большой подготовки, но с другой стороны именно предварительная работа: изготовление атрибутики, декораций, элементов костюмов вызывает желание увидеть результат.
В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легко их перенося на другое содержание. Все эти мероприятия обязательно повысят интерес к художественной литературе. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен –популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания. Конечно, для современного ребёнка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, необъятные просторы Интернета, богатейшие фонды музеев. Они могут стать не только ярким дополнением, но и достойным и актуальным средством развития и удовлетворения познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтение книг.
Для начала давайте разберемся, с чего начинается литературное воспитание ребенка?
Главная задача - это ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой (воспитание интереса и любви книге, общение с ней, умение слушать и понимать художественный текст). Чем больше мы читаем ребенку, тем литературно образованный становится он. Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Ребенок представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Дети дошкольного возраста очень любят слушать сказки, стихотворения, рассказы, детский фольклор (особенно младший дошкольный возраст). Дошкольник постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, а в дальнейшем уже формируется как читатель. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Так же она учит «вглядываться» в героя, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная книга в детстве оставляет «след» на всю жизнь. Вот почему мы, уважаемые родители, до сих пор помним многие литературные произведения, прочитанные в далеком детстве.
Давай те теперь разберемся, как научить ребенка любить литературу.
С начало взрослый должен сам любить литературу, наслаждаться ею, а уже затем привлекать к книге ребенка. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободное время, хотя бы несколько минут в день. Ведь книга развивает мышление, воображение, обогащает эмоции. Можно собирать с ребенком его детскую библиотеку, где будут произведения разного содержания, разных жанров (сказки, рассказы, повести, стихи, фольклорные жанры). Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Детская книга должна быть с четкими, яркими, доступными пониманию ребенка, иллюстрациями. Читайте то, что ребенку интересно. Некоторые дети не любят читать потому, что родители выбирают сами, что они будут читать, а им это неинтересно. Сходите вместе с ребенком в магазин и дайте возможность ему самому выбрать то, что ему понравится. В старшем дошкольном возрасте любимыми литературными произведениями становятся волшебные русские народные сказки, зарубежные сказки с их чудесным вымыслом, рассказы с фантастичностью, с развитым сюжетным действием, драматических ситуаций и многое другое. Сказки открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где неизбежна победа добра над злом. Сказки удивляют детей чудесами и тайнами, они пытаются раскрыть и осмыслить их. Дети старшего дошкольного возраста любят слушать, когда им читают рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского и т.д..В рассказах, как правило, идет повествование от первого лица, где главные герои дети. Рассказы легки для восприятия ребенка. Они юмористические, веселые, познавательные, жизненные, волнуют ум, сердце и воображение детей, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы. Дети, слушая рассказы, развивают воображение, воспринимают жизненный опыт героев. Так же дети любят слушать и читать стихи. Они развивают память ребенка.
Если вашему ребенку чтение представляется непосильным и скучным делом, то не заставляйте насильно его слушать книжку, а иначе можете окончательно отбить интерес к ней. Ваша задача, уважаемые родители, найти такой подход к ребёнку, выбрать такую книгу, которая затронет его эмоции, окажется ему интересной. После того, как вы прочитали по беседуйте с вашим ребенком о прочитанном. Дети с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.
Вопросы ребенку после прослушивания литературного произведения.
- Что больше всего понравилось в произведении?
- Кто больше всех понравился?
- Нравится или не нравится тот или иной герой?
- Зачем писатель рассказал нам эту историю?
- Как бы ты назвали этот рассказ (сказку)?
- Почему писатель так назвал произведение?
- Что больше всего тебе запомнилось в этом рассказе (сказке)?
- Какое осталось настроение после прочитанной сказки (рассказа)?
После беседы обязательно похвалите вашего ребенка, это ему еще больше поднимет настроение. Вопросы, которые предлагаются ребенку в процессе беседы после чтения, побуждают его не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения, Вам, уважаемые родители, следует помнить, что вопросов не должно быть много. Вопросы должны побуждать ребенка к размышлению. Можно предложить прочитать понравившийся ему эпизод.
Дорогие родители, давайте задумаемся над тем, что дает ребенку чтение? Хорошо развитая речь ребенка – это: один из показателей регулярного чтения, большой словарный запас, умение грамотно строить предложения, от чтения зависит выразительность, красота речи. Чтение книги в одно определенное время успокаивает ребенка, пусть чтение сказки перед сном станет для вас традицией. Можно найти время для чтения и днем. Почитайте, например, книгу по возвращении из детского сада. Выбирайте подходящую книгу. Читайте ребенку то, что подходит ему по возрасту. Покупая книгу для ребенка, лучше выбирать испытанную детскую классику. Обращайте также внимание на иллюстрации, дети любят яркие и реалистичные картинки. Читайте с выражением. Во время чтения старайтесь подражать голосам персонажам. Используйте аудиокниги. Сегодня очень много книг выпускается на дисках. Аудиокниги очень удобны, вы можете включить вашему ребенку сказку, пока занимаетесь своими делами. Рассказывайте истории из своего детства или историю где ваш ребенок – главный герой. Подайте личный пример. Обязательно читайте при ребенке сами. Если ребенок часто видит читающих книги родителей или обсуждающих прочитанное, то возможно никаких других стимулов ему и не потребуется «Ребенок учится тому, что видит он в своем дому, родители пример ему». Приучив ребенка к чтению, вы подарите ему целый мир приключений, знаний, путешествий, волнующих загадок и друзей.
В современном «компьютерном мире» у ребенка много соблазнов: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, что требует при чтении книги. В наше время дети больше времени проводят у компьютера, чем за книгой. Конечно, нам родителям это очень даже удобно, занимаемся своими делами, тем самым ребенок освобождает нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…» - это проблема, которую мы взрослые, стараемся не замечать. Мы забываем о том, что чем старше ребенок, тем труднее будет вернуть книгу ребенку, компьютер должен быть союзником книг, помощникам читателям. Без компьютера в нашем современном мире не обойтись. Но, дорогие родители, не будем забывать о книгах. Пусть чтение станет для вас доброй традицией.
Книга – это наше богатство! Так помогите же своему ребенку стать богаче!
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для воспитателей
СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ
Автор: Гурихина Галина Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранного языка №1236 имени С.В. Милашенкова»
Дошкольное отделение №5
по адресу улица Фонвизина, дом 14, корпус 1
Значение спортивных праздников в организации активного отдыха дошкольников.
В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли спортивные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Главная цель спортивных праздников – удовлетворить природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Достижение этой цели включает решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
К оздоровительным задачам относятся охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, закаливание, совершенствование функций организма, повышение активности и работоспособности, создание бодрого и жизнерадостного настроения.
Образовательные задачи включают закрепление, совершенствование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств и выразительности двигательных действий, формирование основ праздничной культуры.
Решение воспитательных задач направлено на формирование у детей стремления к систематическим занятиям физкультурой, потребности в здоровом образе жизни.
Спортивные праздники, развлечения, досуги – основные формы активного отдыха в саду. При их планировании педагог подбирает упражнения, подвижные игры, конкурсы, эстафеты, строго дозируя нагрузку.
Физкультурно-спортивный праздник, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды физических упражнений (гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения) преимущественно на открытом воздухе в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.
Классификация спортивных праздников.
Спортивные праздники можно выделить по :
-доминирующей задаче;
-по двигательному содержанию;
-по методам применения.
Классификация праздников в соответствии с методом достаточно условна: в любом из них используется широкий арсенал методов и приемов обучения и воспитания детей. Поэтому речь идет о преимущественном использовании какого-либо метода.
По месту проведения праздники делятся так
• на спортивной площадке или стадионе;
• в природных условиях (в лесу, у водоема, в парке);
• в спортивном зале;
• в бассейне.
По составу детей целесообразней всего праздники классифицировать следующим образом.
• Участниками праздника могут быть дети от 4 до 7лет и взрослые. Он, как правило, строится на подвижных играх, аттракционах и забавах, в которых (поочередно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массовых играх, хороводах и танцах одновременно принимают участие все желающие.
• Праздник может быть организован на основе объединения детей одного возраста или близких по возрасту. Если он строится на играх с элементами соревнования или спортивных играх, то участниками являются дети 6-7 лет. Если это праздник-развлечение, в котором преобладают сюжетные игры и музыкальные сюрпризы, участниками могут стать дети 4-5 лет.
• Праздник можно провести как веселое соревнование, в котором участвуют родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Определяются общие и отдельные игровые задания и массовые шуточные эстафеты, в которые включаются дети 2-3 лет (задание — проползти между ног своих братьев и сестер) и бабушки (задание -как можно быстрее одеть своего внука).
Классификация праздников по характеру используемого оборудования, инвентаря, пособий весьма условна: если оснащенность детского сада физкультурным, спортивным и игровым инвентарем недостаточна, это не повод, чтобы лишать детей праздника - указанному оборудованию можно найти адекватную замену.
• С применением спортивного, физкультурного и туристического инвентаря.
• С использованием природного материала (осенние листья, цветы, постройки из снега, льдинки, снежки, шишки, камушки, пеньки, бревна и т.п. - в зависимости от сезона и природного окружения).
• С использованием самодельного или приспособленного инвентаря. В ход могут пойти автопокрышки разного размера (из них можно сконструировать самые разные снаряды), лестница, бельевая веревка, предметы быта, детская мебель (стулья, табуреты), даже пластиковые бутылки, наполненные песком, и т.п.
• С сюжетными игрушками и игровыми пособиями для детей младшего возраста (куклы, зверюшки, машины, игрушки-каталки, строительный материал).
Классификация праздников в зависимости от сезона традиционна. (Это четыре сезонных праздника.)
Педагогические требования к организации спортивных праздников.
При планировании и подготовке праздника необходимо:
- обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;
- подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
- выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, воспитателя по физической культуре, родителей, представителей микрорайона);
- определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, а также приглашенных гостей;
- обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрение участников праздника.
При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:
- недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состояний, организуемых по инициативе спортивных организаций;
- недопустимо отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;
- при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий – выступлений, особенно игр соревновательного характера;
- необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей).
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Методические требования к проведению спортивных праздников в разновозрастных группах.
Спортивный праздник может устаиваться и для воспитанников 2- ой младшей группы.
Средняя группа
В программе праздника планируются знакомые веселые игры и упражнения (аттракционы, хороводы), в которых принимают участия вся группа, а также танцевальные выступления детей и выступления – экспромты (бег вдвоем в одном обруче, прыжки через снежный вал). Созданию хорошего праздничного настроения включение в содержание праздника «сюрпризного» момента – неожиданное появление Зимы, Снегурочки, Красной Шапочки. Важно создать на празднике общее радостное настроение, вызвать у детей желание участвовать в будущих праздниках.
Старшая группа
Спортивный праздник проводится 2 – 3 раза в год. В программу праздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта, подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. На праздниках к детям приглашаются школьники, спортсмены, активными его участниками являются родители.
Содержание праздника разнообразят спортивные танцы детей. Спортивный танец разучивается с группой детей, проявивших себя в гимнастике и акробатике. Проведение праздников возможно в разные сезоны года. С учетом этого они могут проводить в разнообразных природных условиях местности (в парке, в лесу, на лугу, берегу реки). Своеобразно содержание спортивного праздника на воде – в бассейне, на берегу реки. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовленных к плаванию упражнений (скольжение), плавание с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы в воде и у воды.
В схематическом плане спортивного праздника можно условно выделить три части: подготовительную, основную и заключительную.
Задачи подготовительной части: организовать детей и психологически настроить их на предстоящую деятельность – пробудить интерес, создать праздничную атмосферу; разогреть мышцы, сделать подвижными суставы.
В ходе основной части закрепляют и совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают их физические качества, тренируют различные мышечные группы, продолжают учить согласовывать свои движения с движениями других детей.
Заключительная часть строится так, чтобы дети постепенно вернулись в спокойное состояние (нормализация пульса, поддержание положительных эмоций, бодрого, жизнерадостного настроения).
При разработке сценария спортивного праздника необходимо придерживаться определенного материала. Этому поможет провиденная ниже примерная схема построения праздника:
1. Открытие праздника, парад участников.
2. Показательные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения.
3. Массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих гостей в играх, эстафетах.
4. Окончание праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.
Заключение
Спортивные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.
Во время спортивных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально- ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков.
Литература
1. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4
10. Мащенко М. В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мн.: НМ Центр, 1998. 136 с
2. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 – 199
3. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с
4. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольников. – Мн.: Ураджай, 2000. 275 с
5. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
6. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с
7. Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с
8. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973. 196с
9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987. 197 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".
В данной работе представлен материал для приобещия детей к художественной литературе через чтение сказок. Творчество Г. К. Андерсена....
Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности
Содержанием разработки является тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...
методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"
методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"...
«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
проект с детьми старшей группы...
Консультация для родителей: "Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"
Консультация для родителей: "Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"...
Педагогический проект " Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".
Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы....
«Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение!»
Помочь родителям осознать ценность совместного чтения как средства образования, воспитания и развития дошкольников.Распространение положительного опыта семейного воспитания.Задачи родительского собран...